Роль маркетинга на предприятии

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

Ю. И. Гущина

А.В. Соколова

 

МАРКЕТИНГ

 

Учебное пособие

 

 

 

 

Волгоград

2014

 

 

УДК 53 (075.5)

 

Рецензенты:

 

д.э.н., профессор, зав. кафедрой                А.В. Литвинова

 

д.э.н., профессор, зав. кафедрой                 Е.В. Логинова

 

 

                                                                                   

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

 

            Гущина, Ю.И. Соколова, А.В.

Маркетинг: учеб. пособие/ Ю. И. Гущина, А.В. Соколова/ ВПИ (филиал) ВолгГТУ.  – Волгоград, 2014. – 81 с.

ISBN 978–5–9948–0273–1

 

В учебном пособии рассмотрены сущность, цели, принципы и функции маркетинга, проанализированы современное состояние, задачи и содержание маркетинговых исследований, описан маркетинговый подход к разработке нового товара, дан анализ цены как важнейшего фактор конкуренции, дана характеристика системам распределения и товародвижения в маркетинге. Предназначено для студентов направления 080100.62 «Экономика», 080500.62 «Менеджмент» всех форм обучения.  

Ил. 35, табл. 12.

 

 

ISBN 978–5–9948–0273–1 Ó Волгоградский государственный технический университет, 2014 Ó Волжский политехнический институт, 2014

 


Оглавление

Введение…………………………………………………………………... 6
1 Роль маркетинга на предприятии …………………………………….. 7
1.1 Понятие маркетинга. Характеристика современной маркетинговой концепции производства.................................................   7
1.2 Характеристика основных понятий маркетинга………………… 8
1.3 Задачи маркетинга на предприятии ………..................................... 11
1.4 Организация службы маркетинга на предприятии………………… 12
2 Маркетинговая среда фирмы и ее анализ ……………………………. 15
2.1 Понятие и содержание маркетинговой среды фирмы…………… 15
2.2 Характеристика основных элементов маркетинговой микросреды 16
2.3 Характеристика основных элементов маркетинговой макросреды 18
2.4 Анализ основных элементов маркетинговой среды фирмы………. 18
3 Целевой маркетинг …………………………………………………….. 23
3.1 Понятие и содержание целевого маркетинга …………………….. 23
3.2 Сегментирование рынка …………………………………………… 24
3.3 Отбор целевых сегментов рынка……………………………………. 29
3.4 Позиционирование товара на целевых сегментах рынка ………. 31
4 Планирование новых товаров………………………………………… 33
4.1 Понятие товаров и их классификация ………………………...…… 33
4.2 Характеристика основных этапов жизненного цикла товаров……. 35
4.3 Анализ этапов разработки нового товара………………………….. 37
4.4 Понятие о товарных марках. Принятие решений об изготовлении марочных товаров ……………………………………………..…………   40
4.5 Принятие решений по упаковке товара ………………….………… 42
5 Конкурентоспособность товара: содержание и методы анализа…… 43
5.1 Понятие и роль конкуренции и конкурентоспособности ………… 44
5.2 Методики анализа конкурентоспособности товаров……………… 45
6 Цены и ценовые стратегии……………………………….…………… 48
6.1 Понятие и роль цен в рыночной экономике…………..…………… 48
6.2 Характеристика факторов ценообразования…………..…………… 48
6.3 Методы ценообразования…………………………………………… 52
6.4 Ценовые стратегии …………………………………………………... 54
7Система распределения товаров……………………………………….. 57
7.1 Понятие, содержание и роль системы распределения товаров фирмы……………………………………………………………………   57
7.2 Понятие канала распределения. Характеристика его уровней и функций……………………………………………………………………   58
7.3 Методика принятие решений по структуре канала распределения и управления им……………………………………….   61
7.4 Методика принятия решения по проблемам товародвижения……. 64
8 Система продвижения товаров………………………………………... 67
8.1 Понятие и роль продвижения товаров. Содержание комплекса продвижения товаров……………………………………………………..   67
8.2 Характеристика методов продвижения товаров…………………… 69
8.3 Методика определения экономической эффективности продвижения товаров……………………………………………………..   72
8.4 Факторы, влияющие на формирование комплекcа методов продвижения товара………………………………………………………   75
8.5 Методика разработки бюджета маркетинга……………………… 78

 

 

 


Введение

 

Маркетинг – один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание.

Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок».

С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение.

Таким образом, маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий и организаций, коммерческого и некоммерческого характера, так и на региональном и государственном уровнях. Это приводит к тому, что существует множество определений маркетинга и что невозможно дать этому понятию единое, достаточно конкретное, толкование.

Основная задача курса - показать, что без использования современных методов исследования, управления, формирования комплекса маркетинга, разработки стратегии хозяйственной деятельности, основанной на маркетинговых концепциях, невозможно решать экономические задачи, возникающие в работе экономистов и менеджеров организации, понимая при этом, что маркетинг не дает готовых решений, а лишь помогает целенаправленно искать новые пути решения проблем.

 

 

Роль маркетинга на предприятии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: