А вокруг уже льется рекою кровь. Пытают Глостера, Эдмунд проникает

В дом к обеим королевам, убит Корнуэл, убит его слуга. Люда озверели и

Еле сдерживаются, чтобы не сорваться в истерику, не поддаться психозу.

Они поняли, что совершили ошибку, отпустив Лира на все четыре

Стороны. Вызывая жалость к себе, он настраивает народ против них. Его

Надо поймать, тем более, что на побережье высадились французские

Войска во главе с Корделией.

Представьте себе на секунду: ночь, буря, на берег моря высаживается

Французский десант под голубыми знаменами. Для Корделии ставят

Шатер. По холмам разбросаны замки. В одном из них заперся герцог

Альбани, в другом — Регана: хозяйничает, торжественно хоронит мужа,

Слуги разграбляют замок Глостера, где-то по дороге скачут Гонерилья и

Эдмунд, где-то в поле бродит бедный Лир. Слышны стук копыт, стоны,

Мольба о пощаде, бряцают оружием воины, вокруг — пьяные глаза и

Страшные рожи. Все это вдруг увидел Лир и задал себе вопрос: «Что же

Такое человек? Зверь?»

4. «Людоедство!». Буйство самовластья!

И ринулись друг на друга люди, так долго сдерживаемые

Обстоятельствами. Теперь их желания просты — перегрызть друг другу

Глотку и успеть раньше противника. Забурлил водоворот конфликтов,

Ненависти и интриг. Уже никто ничего не скрывает — игра идет в

Открытую. Смерть рубит направо и налево. Это не люди, а тигры,

Пантеры. А Лир — спокоен. Он снова обрел Корделию, он наконец обрел

Веру. Лир стал мудрым, как настоящий король, но теперь эта мудрость

Уже не требует оправы. Лир стал поистине великим, он познал суть

Явлений. Вокруг Лира собираются друзья. Начинается последняя

Схватка, смертельная, идейная (кульминация — поединок), и

Неожиданно вдруг все обрывается и затихает.

Воскресение

Лир оплакивает Корделию. Ее смерть — это высшая

Несправедливость, но справедливость торжествует. Это будущее. На

Трон садится «Лоренцо Медичи».

Вот событийный ряд, но из скольких эпизодов, событий,

Действующих пластов он состоит. Сколько поединков и конфликтов,

Сколько узлов и отклонений, скрытых за разговорами действующих лиц,

— море материала для импровизации! Но осознание этого теперь уже не

Страшно, потому что мы уже придумали скелет будущего спектакля,

Наметили дорогу, или, во всяком случае, тропинку, по которой можно

Идти. И, немного перефразировав мысль режиссера Де Сика, можем

сказать: спектакль фактически сочинен, остается его только поставить!

ОЦЕНКА ФАКТОВ

Что такое факты? Кривое зеркало.

Все зависит от того, как в него смотреть.

Начиная работу над известной ролью классического репертуара,

Актер — по существу, еще ни в чем не разобравшись, — уже вспоминает,

Как эту роль играли его знаменитые предшественники, что об их

Исполнении писали в прессе, что написано в учебниках и

Воспоминаниях, как это было сыграно, например, в театре и как решено

На экране и т.п. То есть актер попадает в плен чужих представлений о

Характере его роли.

Простой, но очень интересный пример.

60

Мы все привыкли считать Отарову вдову старухой*. А по существу, ей

Всего сорок лет. Сорок лет — значит, она женщина в расцвете сил. Но из-за

Того, что когда-то эту роль в театре играла уже пожилая Тамара Чавчавадзе,

А в кинофильме — пожилая Верико Анджапаридзе, и играли талантливо,

Хорошо, убедительно, — теперь постоянно совершается огромная ошибка.

В нашей памяти отложился образ Отаровой вдовы как старой женщины. И

Будет он теперь кочевать по сценам и экранам, в представлениях людей. И

Будет это продолжаться до тех пор, пока не явится актриса, которая в свои

Сорок лет, силой своего таланта окажется способной зрителя переубедить.

Таких ролей, по поводу которых давно выработались определенные

Установки, характеристики, очень много. Это, своего рода, стандарты,

Штампы, которые, поселившись в хрестоматиях, не изменяясь годами,

Переходят из одной эпохи в другую. Такими окаменевшими, из учебника в

Учебник, из спектакля в спектакль переходящими, и существуют эти будто

Навек сочиненные образы главных классических героев. А ведь когда-то же

Они были глубоким отражением своей эпохи.

Не странно ли? Время изменяло взгляды и взаимоотношения людей,

Изменялась жизнь и само понятие

Времени, современности, а герой

Классического произведения все больше

Обрастал штампами и в конце концов пре-

Вратился из живого человека в мумию, из

Характера — в схему. Поэтому теперь

Часто на сцене актер играет не

Классическую роль, написанную автором,

А лишь расхожее представление о ней,

Эту роль вообще уже невозможно играть,

На ней нет живого места.

И если с самого начала работы не

Снять с

Этой роли «известковый налет», не

Поставить себе задачу проникнуть внутрь

Этой знаменитой «окаменелости» и не обнаружить замурованную в ней

Живую душу и тело, ваш спектакль ничего не сможет дать искусству, кроме

Фальши.

Дариспан, Хлестаков, Фигаро — разве можно сыграть их, не

Познакомившись с ними, как в первый раз. Не сделав сначала для себя

Тысячу открытий, не «переоценив факты». Дариспана почти всегда играли

Как маску полунормального человека, а на самом-то деле — это ведь

Несчастнейший из героев. Многие герои классического театра, начиная с

Корделии и кончая ибсеновской Норой, давно и торжественно водружены

На котурны времени и традиций. Герой Бомарше Фигаро, в представлении

Большинства людей, эффектный театральный комический персонаж, а не

Человек со своими горестями и радостями. Вероятнее всего, не это чучело-

Манекен сочинял автор, тем более, что его герой во многом

Автобиографичен.

Как «срезать» с персонажа мозоли времени?

Оценка фактов имеет огромное значение в современном

Прочтении роли и всего спектакля. Ведь иные из фактов,

Поступков, событий с течением времени стали совсем по-другому

«цениться». «Цена» на некоторые из них «упала», а на другие —

«взлетела». Переоценка ценностей происходит постоянно. В свое

Время поступок Норы, бросившей семью и детей, был вызовом обще-

* Речь идет об известной повести классика грузинской литературы Ильи Чавчавадзе

«Отарова вдова». Т.Чавчавадзе играла эту роль в спектакле А.Васадзе в Театре имени

Ш.Руставели (1952). В.Анджапаридзе сыграла эту роль в одноименном фильме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: