Переживание и «состоянчество», утверждая действие и логику
Поведения. И как ужасно получается, когда эти репетиции попадают
В руки людей с бедной и убогой фантазией или людей, лишенных
Творческого темперамента. Боже мой, как они рады, и в то же время как
они скучны и бедны в искусстве. И как не похожи на Станиславского»*
(А.Д.Попов. «Из записных книжек»).
Метод физических действий учит, как по словам автора разгадать все
Условия текущей жизни, поместить в эти условия человека и привести
Его к такому правдоподобию, которое оправдает произносимые слова.
Метод действенного анализа — не секрет китайского фарфора, но
Работать им могут не все. Так же, как лампа Аладдина горела только в его
Руках, так и метод сработает только в том случае, если подходить к нему
Творчески и — самое главное — веруя в него. Творческий момент в
Методе решает все.
Итак, как же производить «действенный анализ» пьесы и роли?
За несколько дней за столом определяются основные и главное
События пьесы.
Разобравшись в них, мы встаем из-за стола и пытаемся проиграть
Пьесу по основным событиям, всю с начала до конца (можно своими
Словами). Когда главное станет понятным, начинается отработка
Действия, все по принципу — от больших событий постепенно переходя к
Более мелким и к мельчайшим.
В чем преимущество «действенного анализа»?
Сразу же выясняется, что главное, а что второстепенное.
Сразу же можно расставить идейные акценты.
Сразу же проверяются сквозные действия пьесы и ролей.
Быстрее устанавливаются отношения и взаимоотношения.
Процесс лепки характера начинается сразу же, в период анализа, а
Не после него.
Работать «действенным анализом» трудно и длинно только
Вначале, по мере освоения метода актерами, время сокращается.
* Выделено М.Т.
64
Глава IX
ТЕАТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
(вторая часть режиссерского плана)
Трудно нарисовать кости дракона,
Трудно узнать, что на сердце у человека.
Древняя китайская поговорка
Человеческий разум испытывает меньше
Трудностей, когда он продвигается
Вперед, чем когда он углубляется в себя.
Лаплас
Когда я собираюсь писать комедию,
Я запираю правила на шестерной замок.
Лопе де Вега
Всякий раз, начиная сочинять спектакль, я испытываю ощущение, что
Я — путешественник, который отправляется в дорогу и должен открыть
До сих пор неизвестную страну и жителей, ее населяющих.
В дремучем лесу воображения, словно в потемках, я бреду вперед на
Ощупь, спотыкаясь на каждом шагу. Часто теряю из виду тропу,
Интуитивно что-то ощупываю, осознаю, пытаюсь сориентироваться,
Понять, где я и что вокруг меня происходит.
Постепенно проявляются отдельные детали, возникают видения,
Ощущения. Появляются и сейчас же исчезают какие-то люди. Снова
Появляются, но уже неуловимо изменившись. Собираются группами.
И то, что еще минуту назад было тайным, вдруг становится явным.
Воображение, как фонарик, выхватывает из тьмы неизвестности
Отдельные лица, слова и поступки, а то и целые жизненные эпизоды.
Вот возле леса герои пьесы о чем-то спорят. (Я-то знаю, о чем им
Полагается спорить: это мы определили еще в первой части
Режиссерского плана — в замысле.) Вот я вижу бегущих женщин.
Опять что-то где-то случилось! В некой деревне («Кровавая
свадьба» Г.Лорки*) два парня зарезали друг друга из-за какой-то
дрянной девчонки. Господи, как это могло случиться!? А вот совсем
Рядом со мной неожиданно — лицо матери и ее глаза, я вижу это
Вполне реально. Впечатления и видения, подкрепленные изучением
Быта и личными воспоминаниями, постепенно накапливают
Материал для будущего спектакля. Он разнообразен по ценности и
Значимости, что-то еще обрывочно и хаотично. Но, проникая в глу-
* «Кровавую свадьбу» Г.Лорки на курсе М.Т. ставила К.Долидзе (1974). Он считал этот
Спектакль удачным.
65
Бинные пласты жизни, постигая мир обстоятельств, в которых
Произошло событие, подчиняясь логике жизни, ты находишь всему этому
Свое место, сложность и непонятность уменьшается, все части
Подгоняются друг к другу, как шестеренки в часах у хорошего часовщика.
Отдельные детали сливаются в единое целое, подчиняются главным
Событиям, все стягивается вокруг сути конфликта, и постепенно
Наступает ясность. События и люди приобретают контуры, очертания, а в
Один прекрасный день появляется в воображении и сама жизнь,
Погруженная в конкретный быт.
Тогда впервые над горизонтом мною сочиненного мира восходит
Мною увиденное солнце. Оно освещает извилистую «тропинку» жизни,
Составленную из отдельных эпизодов и видений. Мое воображение дало
Мне возможность увидеть эту тропинку не так, как до сих пор ее видели
Другие, а по-своему, заметить то, чего еще не замечал никто.
Благословенны минуты поиска! Кто не ощущал их, тот беден и
Достоин сожаления. Тот не понимает, что значит «муки творчества»,
счастье открытия, счастье постижения!
Итак, нужно нарисовать «кости дракона», анатомировать его тело,
Влезть к нему в душу. Нужно взглянуть на пьесу изнутри, как это обычно
Делает часовщик с часами: берет лупу, заглядывает внутрь и с
Любопытством рассматривает все эти пружинки, колесики, шестеренки,
Маятники и т.п. Выясняет, что из чего состоит, что от чего зависит, что на
Что влияет, что чему мешает, и как весь этот часовой мир приходит в
Движение.
Приступая к анатомированию пьесы, режиссер, не спеша, старается
Постичь секреты взаимоотношений действующих лиц, воочию увидеть
Их, почувствовать все, что скрыто за скупыми ремарками и словами
Автора. Какая жизнь, какое небо, какое солнце, какие характеры, какие
Конфликты и события?
Как-то я видел фильм, уже не помню ни названия, ни сюжета, ни даже
Актеров, но хорошо помню, как после какого-то убийства в деревню
Приезжал молодой, очень заинтересованный журналист и, не спеша, без
Всякого шума, незаметно для других распутывал это дело. Примерно так
И режиссер со своими актерами, «поселившись» в своей «деревне»
(пьесе), старается разобраться в происшествии через характеры, через
Быт, через погоду, через привычки и традиции жителей этой «деревни» —
Одним словом, через конкретный жизненный быт.
Жизнь, которую художник собирается изображать, необычайно