double arrow

Улицы толстый человек поскользнулся и упал в лужу. Вокруг


Заулыбались. Молодой человек у кромки тротуара громко захохотал.

Проходившая мимо пожилая дама укоризненно заметила: «Как не

стыдно! Пожилой человек упал, а вы смеетесь, вместо того чтобы помочь

ему подняться!» Один захохотал — другая пожалела. Две разные

Реакции на одно и то же происшествие.

В каждом драматическом произведении описывается возникшее в

Воображении писателя происшествие. Происшествие —это обязательно

Борьба. Эту борьбу можно рассказать и как печальное событие, и как

Веселое приключение, даже анекдот. Все зависит от точки зрения того,

Кто рассказывает, и от его отношения к явлениям жизни. То, что одному

Может показаться грустным, у другого может вызвать смех.

Вспомним хотя бы «Лекаря поневоле». Что в этом происшествии было

Смешного? А что смешного в «Несчастьях Дариспана»? Несчастные

Люди стремятся выпутаться из беды. Почему это должно быть смешно?

А писатель Д.Клдиашвили написал комедию и, значит, хотел рассказать

Эту историю как смешную. И сколько бы мы ни пытались превратить ее в




Трагедию, сам способ повествования и те средства, которыми

Пользуется писатель, не дают нам возможности перевести это

Произведение на язык другой жанровой системы.

Что такое жанр! Это определенная закономерность во

Взаимоотноше ниях содержания и формы. Жанр — это

Определенный способ выражения, описания. Определенный вид

Драматического повествования.

В драме это проделывается через драматическую борьбу. «В драме

Все борются и надеются победить» (Ж.Ануй). В трагедии все заранее

Предопределено. Когда борются герои драмы (тем более, мелодрамы),

Зритель переживает за их судьбы. В трагедии никто не переживает, что

Случится с героем. Здесь все заранее известно. Здесь главное — наше

Участие в разборе страшной безвыходной ситуации. В трагедии

Потрясает безвыходность ситуации и обреченность героев, загнанных

Обстоятельствами в тупик. В комедии мы смеемся над героем, потому

Что он в неведении оказывается в смешном положении. Он всегда

Поступает не так, как надо было бы поступить, а потом старается

Вывернуться из неудобных для него положений. Вспомним героя Чарли

Чаплина. Когда драматический писатель, взволнованный каким-либо

Жизненным явлением, берется за перо, он, прежде всего, занят поисками

Того, каким способом ему это изобразить. Он ищет жанр, который более

Других подходит для описания происшествия.

Мы знаем, что луч света, пропущенный через призму, разлагается на



Спектр, который состоит из разноцветных полосок, похожих на радугу. То

Же самое в искусстве. Жизненное явление, пропущенное через

Жанровую «призму», мы видим по-разному, начиная с трагедии и кончая

Фарсом: трагедия, драма, мелодрама, трагикомедия, комедия, сатира,

Фарс.

Жанр — это формы драматического произведения. Это примерно то

Же самое, что формы музыкальные: симфония, кантата, песня, романс,

Соната, ноктюрн... Формы эти имеют определенные композиционные

Законы, по которым организуется материал произведения, они

Определяют различные виды взаимоотношений формы и содержания.

Между вышеперечисленными жанрами в жанровом «спектре» еще

очень много других «полосок»-жанров:

95

Водевиль

Лирическая комедия

Мюзикл

Романтическая драма

Героическая комедия

Документальная драма

Мистерия

Опера

Оперетта

Пантомима

Памфлет

Ревю

Историческая хроника

Философская драма

Комедия масок

Народная комедия

И т.д. и т.п.

В основе жанрового постижения материала лежит особый

Способ сценического повествования и организации сценической

Борьбы. Жанр подчиняет всю систему образов спектакля одному

Внутреннему строю, одному жанровому «знаменателю». Ведь у каждого

Жанра — свои законы, и режиссер должен очень подробно их изучать и



Постигать.

Как надо ставить трагедию? А как — комедию? Почему в оперетте

Танцуют и поют даже тогда, когда, по действию, героям грустно и тяжело

На сердце? Разве в жизни, когда им грустно и тяжело, они танцуют?

Очень редко. Ничего подобного в жизни не бывает, а вот в

Драматическом искусстве бывает, и режиссер очень тонко должен

Ощущать секреты и закономерности этого жанра.

Каждая эпоха тяготеет к определенному жанру. Вероятно, он лучше

Других выражает мировоззрение данной общественной группировки.

Ведь жанр так же, как и стиль, определяется идейными признаками.

Например, высокая трагедия была любимым жанром греков, а римляне

Больше любили комедии Плавта. Миракли и мистерия процветали в

Средние века, а во времена Просвещения полюбили мещанскую драму.

Возникают новые жанры, отмирают старые, а бывает и так, что старые

Обретают вторую жизнь. Сегодня, например, ощущается явное тяготение

к новому жанру — мюзиклу.*

Мне рассказывали, что в Англии несколько лет тому назад была

Написана и разыграна комедия, в которой трагедия Гамлета была

Переведена на язык другого жанра. Пьеса называлась «Розенкранц и

Гильденстерн».** Говорят, что это было очень злободневное и смешное

Представление.

Примерно с начала XX века многие писатели стали определять жанр

Своих произведений несколько расплывчато, границы жанров стали

Размываться. Появились такие определения жанров, как шутка,

Картины из жизни, современные диалоги, документальная

Драма, повесть для театра и т.п. Но режиссер, работая над

Спектаклем, даже в этом случае должен очень точно определиться с

Жанром будущего спектакля. Режиссер должен как можно точнее

Разобраться в этой очень важной проблеме постановки — и не

Приступать к репетициям, определенным образом не настроившись

На точную жанровую «волну». Ведь сам способ организации

Репетиционного процесса всеми своими нитями связан с пониманием

Жанра. Начиная работать над комедией, режиссер, вероятно, найдет

Иной способ репетиций, нежели работая над трагедией, не

* Здесь было бы не лишним напомнить, что книга написана в 1976 году, когда моды на

Мюзиклы ни в России, ни в СССР не существовало. Даже о том, что такое мюзикл, люди

Знали приблизительно. Кажется, единственным образцом этого жанра были для нас

«Моя прекрасная леди» Ф.Лоу и «Иисус Христос — суперзвезда» Э.Л.Веббера — его







Сейчас читают про: