double arrow

Теперь представим себе на миг, что в сценическую жизнь «Антигоны»

Вдруг неожиданно попал бы Коса из «Чинчраки». Какой была бы встреча

Креона—Закариадзе и Коса—Чхиквадзе?

* Поначалу мы думали заменить слово «осмысливание», звучащее вроде бы не совсем

По-русски, словом «осмысление», но не сделали этого, поскольку слово «осмысливание»

Подчеркивает протяженность во времени, движение, а это для М.Т. было очень важным.

** Спектакль поставлен в 1959 году. Поскольку П.Когоут был активным участником

Пражской весны и после 1968 года эмигрировал из Чехословакии, впоследствии во всех

Советских источниках спектакль фигурировал без имени драматурга. «

Чинчрака»

Г.Нахуцришвили.

С.Закариадзе — Дэв

И Р.Чхиквадзе — визирь Коса.

91

Они бы просто не поняли друг друга. Это было бы, вероятно, очень

Смешно, но ничего бы не получилось. Так же, как настоящее яблоко

Нельзя соединить даже с натуралистически написанным натюрмортом,

Так же нельзя соединить несоединимое из разных спектаклей. Закон

Несовместимости разных степеней театральной условности так же

Жесток, как и закон несовместимости биологической. И хотя оба

Персонажа созданы по общим законам жизни, но живут и действуют они в

Разных «царствах», сочиненных с разной степенью условности.

Я еще хорошо помню, как в период «борьбы с формализмом» в

Театре Руставели условный фон за замечательным гамрекелиевским

деревом в Богемском лесу («Ин тиранос!»)*...

* Художник И.Гамрекели оформлял известный спектакль С.Ахметели «Ин тиранос!»

(«Разбойники» Ф.Шиллера), поставленный в 1933 году.

«Чинчрака» Г.Нахуцришвили.

Р.Чхиквадзе — визирь Коса.

«Антигона» Ж.Ануя,

С.Закариадзе — Креон.

92

Был заменен «настоящим» лесом. Такой лес в те годы называли

«реалистическим». И декорация погибла. Нельзя соединить

Несоединимое.

Разная степень условности в театральном искусстве, прежде всего,

Зависит от степени условности произведения автора. «Кинооператоры

Знают, что съемки разных объектов требуют разных объективов. Этот

Набор зеркал, объективов, фильтров и линз есть и у авторов. Для разных

Пьес, разных проблем они пользуются разными способами отражения.

Кое-кто подсматривает жизнь только боковым видоискателем, у вторых

— существуют только широкоугольные объективы, третьи — пользуются

Стереоскопической аппаратурой. У одних жизнь изображена на

Контрастном снимке, у других — очень мягкое, чуть-чуть не в фокусе, у

Третьих — изображение цветное, у четвертых — черно-белое...

Режиссер, как и всякий человек, видит жизнь под своим собственным

Углом. Но после встречи с жизнью, отраженной и преображенной

Автором, он обязан еще раз взглянуть на жизнь, но уже под авторским

Углом зрения» (Г.Товстоногов. «Открытое письмо Н.Охлопкову»).

Вспомним диалог с актером Гоги Гегечкори, который я привел в начале

Этой главы. Да, для каждого произведения, для каждого спектакля, для

Каждой роли надо найти особый ключ условности, без которой

Немыслимо искусство театра. Надо подыскать ключ — не отмычку,

Которой одинаково можно взломать все пьесы без разбора, а ключ, один-

Единственный. Этот ключ надо вычитать у автора, а это, вероятно, не

Так просто сделать. Как настройщик настраивает каждую струну

Фортепиано, так и режиссер обязан настроить все компоненты будущего

Спектакля с помощью единого ключа. Разница только в том, что у

Настройщика один ключ для всех инструментов, а режиссер обязан

Найти для каждого спектакля особый ключ.

К примеру.

Режиссер Евг.Вахтангов устраивает в спектакле «Принцесса

Турандот» К.Гоцци игру в старинный театр в современном театре.

Великий Станиславский устраивает в своем театре игру в жизнь.

Чем больше это похоже на жизнь, тем лучше («На дне» М.Горького).

93

Сандро Ахметели устраивает романтическую, ни на какую другую

Не похожую, темпераментную национальную театральную игру в

«Анзоре» С.Шаншиа-швили.

Вс.Мейерхольд спорит со всеми, кто театральную игру называет

Словом «жизнь». Если другие скрывают, что играют, то Мейерхольд

Показывает сам процесс игры («Лес» А.Н.Островского).

Бертольд Брехт всерьез устраивает политическую агитацию под

Видом театральной игры и т.д. и т.п.

Это все разные виды условности, и приближение к жизненной

Похожести у всех совершенно разная.

«Феллини? Я думаю, что самым большим его достоинством является

Преображение реальности в том виде, в каком это свойственно ему

одному»* (М.Антониони. «Федерико Феллини»).

После зимы приходит весна, и сад перед моим окном преображается.

Он покрывается молодыми веселыми лепестками, цветет вишня и

Миндаль, выползают откуда-то жуки, на ветках деревьев появляются

Незнакомые птицы. Пришла весна, и все преобразилось. А за весной

Идет лето с его буйной растительностью, поездками на дачу и

Оглушительным солнцем. А потом — осень с золотом листьев и

Листопадом, с бесконечно разнообразной палитрой базаров. И вдруг,

Однажды проснувшись, я снова вижу сад перед моим окном, но уже

Перекрашенный в белый пушистый цвет. Как в калейдоскопе,

Бесконечны преображения природы. Все остается почти тем же: и

Деревья, и дома, и улица, — только убор, только образ преображается.

Точно так же и пьеса. Ее путь от библиотечной полки до сценической

Площадки — это путь целого ряда преображений. Для того, чтобы

Жизненное происшествие, которое описал автор, дошло до зрителя в

Виде спектакля, режиссер должен четыре раза произвести коррекцию

«отображающего зеркала», четыре раза подгонять ключ для того, чтобы

«пещера Али-Бабы» открыла для него свои сокровища. Что это за

Четыре коррекции?

Произведение должно пройти через призму стилевого освоения.

Описанное автором жизненное происшествие нужно пропустить

Через призму жанра, выбрав из всего жанрового спектра один-

Единственный его вид.

Найти природу авторского вымысла, названную К.Станиславским

«природой чувств».

Выбрать режиссерское видение и ощущение степени условности

Будущего спектакля. Выбрать способ театральной игры.

* Выделено M.T.

94

ЖАНР

Лето, жара, проспект. Только что прошел дождь. Кругом лужи, с

Деревьев еще падают теплые капли. Улицу переходит очень толстый

Человек в белом, хорошо отутюженном летнем костюме. И вдруг посреди


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: