Радиоспектакле, Т.Чарквиани и С.Закариадзе — в телеспектакле M.T

98

Это свойства и особенности данного художника, характерные

Только для него и никого другого.

Ф.Шиллер весьма общо определяет жанр «Разбойников» как

Представле ние, а «Дон Карлоса» — как драматическое

Стихотворение. Разве это не говорит о каких-то особенностях этих

Произведений? Разве это не есть указание автора на то, в каком ключе

Вскрывать природу страстей данных произведений? А если подойти к

Этому вопросу с позиций литературы, жанр обеих пьес можно было бы

Определить как трагедию, но молодой Шиллер, видимо, хотел

Подчеркнуть что-то еще, так необычно («представление»,

«драматическое стихотворение») определив жанр своих произведений.

Каждый художник, режиссер или актер, смотрит на жизнь по-своему,

Его взгляд зависит от его характера и темперамента, образованности и

Таланта, от среды, в которой он живет и развивается, от его взглядов на

Жизнь, от традиций и стиля эпохи и страны, где он родился. Каждый

Писатель или режиссер отражает действительность с только ему

Присущей определенной степенью условности. Сравним хотя бы два

Произведения, написанные на одну и ту же тему: «Гвелис мчамели» Важа

Пшавела и «Хогаис Миндиа» К.Гамсахурдия*. Жизнь, увиденная в обоих

Случаях, отражена с помощью особой «линзы», в своей тональности,

Разнится способ повествования, совершенно разная природа

Чувствования.

Разве можно сыграть то или иное музыкальное произведение, читая

Ноты, но не зная, в каком ключе они написаны? Так же и актер: работая

Над пьесой и ролью, он ничего не сможет сделать, пока не разгадает

Индивидуальности автора, не откроет для себя секрет природы

Вымысла и чувств, характерных только для этого автора и для этого

Конкретного произведения. «То, что хорошо для Шекспира,

Бессмысленно для Чехова. И наоборот. Найти, подобрать, изготовить

Ключ, которым открывается замок пьесы, — кропотливое ювелирное и

Чрезвычайно хитрое дело... не сломать замок, не выломать дверь, не

Проломить крышу, а открыть пьесу. Угадать, расшифровать, подслушать

То самое волшебное слово — «сезам», которое само распахивает ворота

Авторской кладовой» (Г.Товстоногов. «Открытое письмо к

Н.Охлопкову»).

Полное и глубокое проникновение в природу авторского

Замысла дает возможность освоить природу чувств будущего

Спектакля. Когда актер не владеет точным ключом произведения

(природой чувств), он не способен добиться правды сценической жизни.

В этом случае «правда окажется ложью, как всякая полуправда». Если

Не идти за автором, он каждый раз жестоко будет мстить за это. Если не

Настроиться на его волну, если не суметь уловить логику действия и

Чувств, только данному автору и данной пьесе присущую, ничего не

Получится, сколько бы деталей ни придумывал себе актер в роли. А таких

Случаев очень много. Сценическая правда для актера — всегда новая,

Не похожая на ту, которая так подходила к вчерашнему спектаклю, за

Которую еще вчера ему так аплодировал благодарный зритель. Сегодня

От актера требуют новой правды сценической жизни, одной-

Единственной, только для этого спектакля и для этого актера.

Вот почему был так расстроен Гоги Гегечкори, возвращаясь домой с

Неудачной репетиции. Видимо, он никак не смог в тот день обнаружить,

Почувствовать, нащупать природу чувств своей новой роли. А без

Точно найденной природы чувств невозможно выстроить подлинную

* «Гвелис мчамели» — поэма грузинского поэта-классика Важа Пшавела «Змееед»

(1901); его же «Ламара» шла в Театре Ш.Руставели в постановке К.Марджанишвили

(1926) и в постановке С.Ах-метели (1930). Это название для театра считается

Символичным. Ставил и даже привозил в Москву свою «Ламару» в изложении

Г.Робакидзе и Р.Стуруа (1998). «Хогаис Миндиа» — произведение известного грузинского

Советского писателя К.Гамсахурдия (кстати, отца З.Гамсахурдия, первого президента

Грузии), шло в Театре Руставели (1967) в режиссуре Г.Жордания.

99

Логику «придуманной» в этом спектакле жизни. Природа чувств — это

Степень условности в актерском искусстве, расстояние между

Правдоподобием жизненным и правдоподобием вымышленным.

Это тональность, и у каждой пьесы и спектакля она особенная.

Возьмем, к примеру, пьесу К.Гольдони «Слуга двух господ».* Какова

Ее природа чувствований? Это надо вычитать из самого произведения.

Вычитать и практически обнаружить в конкретном действии, поведении,

Способе общения партнеров, в средствах, которыми придется лепить

Характеры героев. Какова природа вымысла комедии, каким

Представлен мир, в котором живут ее герои, каков характер здешних

Происшествий, событий? Разве поединок между Беатриче и Сильвио

(это уже очень существенныйй признак условности — что поединок про-

Исходит между мужчиной и женщиной, но мужчина этого как будто не

замечает!), может быть похож на поединок между, например, Лаэртом и

Гамлетом? В совершенно разных «кривых зеркалах» увидены эти

Поединки. Поединок героев Гольдони отразился, вероятно, в очень

«смешном» зеркале, а поединок из «Гамлета» — совершенно в другом.

Скорее всего, в мире, сочиненном венецианцем Гольдони в этой

Конкретной пьесе, и дождь не такой, как обычно идет на вашей улице, и

Солнце совсем иное, чем наше или даже гамлетовское. И слезы, и

Улыбки героев — тоже, наверное, не совсем такие, как в жизни, и не

Такие, как слезы и улыбки героев трагедии «Гамлет». Как надо плакать

Офелии или Гертруде и как Клариче или Беатриче? А Карожна,

вероятно, плачет и смеется совсем по-иному! Вот в чем вопрос!?

Режиссер должен очень хорошо ощущать (это можно только

Ощущать) природу чувств автора, точно определить жанровый

Ключ будущего спектакля и безошибочно знать все стилевые

Особенности пьесы — в этом и заключается краеугольный камень его

Профессии. Эта очень сложная художественная задача решается с

Помощью всех компонентов театрального искусства, настраивается по

Единому, найденному режиссером камертону. Поэтому на режиссера

Ложится огромная ответственность — обнаружить природу чувств

Автора и повести за собой коллектив художников, чтобы этим

Приемом выразить идейную позицию своего коллектива. Ради этого


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: