Слушали полуподпольно, в магнитофонных записях или на пластинках, привезенных из-

За границы. Однако умение M.T. смотреть в будущее и чувствовать время поражает.

** Речь, безусловно, идет о пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т.Стоппарда,

Точное название которой в 1976 году М.Т. знать не мог. Ее напечатали куда как позднее.

Но, без сомнения, это его, туманишвилиевская, пьеса, и можно только сожалеть, что он

Ее не поставил.

96

Так ли? Он постарается создать такую атмосферу работы, которая

Постепенно настроит актеров на точную жанровую волну, т.е. на особый

Способ (особую условность) общения и действования в данном

Спектакле.

ПРИРОДА ЧУВСТВ

Необходимо найти еще способ актерской

Игры, который годен только для этого

Произведения, а для находящегося рядом с

Ним не годится.

Г. Товстоногов

Когда мы определяем жанр пьесы, мы тем самым направляем наше

Воображение по особому руслу театральной условности. Возьмем для

примера несколько комедий:

«Невзгоды Дариспана» Д.Клдиашвили

«Кваркваре Тутабери» П.Какабадзе

«Раздел» Г.Эристави*

Хотя все они и написаны в жанре комедии, но не похожи своей

Манерой друг на друга. Они написаны в совершенно разном ключе.

Неожиданно перед нами возникает еще один неизведанный мир,

Который Станиславский называет «природой чувств».

Всякое произведение искусства, в том числе, и спектакль, — это

Способ отражения действительности. Но у каждого художника, артиста и

Режиссера, писателя и музыканта этот способ отражения глубоко

Индивидуален, не похож на способ другого. Иногда этот способ называют

Манерой художника, которая, по определению Гете, есть «выражение

Субъективного отношения художника к жизни». Вспомним хотя бы

Произведения Д.Клдиашвили с их неповторимым колоритом и

Интонационной мягкостью рассказа. Хотя, если как следует вдуматься,

События, которые он описывает, мир героев, который он создает, не так

Уж прост и радостен. Если бы на его месте был другой художник, он со-

Здал бы, может быть, очень жестокие и злые

Произведения. Но Д.Клдиашвили об очень

Жестоком пишет мягко, как будто в его руках

Акварель или тонкая игла офортиста. Это

Проистекает из характера самого писателя,

Зависит от его взгляда на жизнь. «Я никого не

Высмеивал, а использовал юмор только лишь

Как литературный прием, чтобы посредством

Его как можно более живо и ясно нарисовать

Картину тяжелой жизни моей страны. Я видел

Невзгоды моего народа, страдал от этого и с

Болью в сердце писал» (Д.Клдиашвили. Из

Речи, произнесенной на юбилейном вечере в

Тбилиси в 1930 г.).

Давид Клдиашвили — это целый театр,

Особый мир, созданный его воображением. У

Него свои законы и способы обрисовки героев и

Событий. Но, если сравнить его маленькие

Пьесы друг с другом (Почему он не написал

больших? Как это было бы хорошо!

* Спектакль «Кваркваре» П.Какабадзе поставил в Театре Ш.Руставели (1974) Р.Стуруа.

«Раздел» Г.Эристави (1923) — К.Марджанишвили.

97

В Грузии теперь существовал бы особый «театр Клдиашвили», так же,

Как существует во Франции «театр Мольера», в России — «театр

Островского»), при всей общности авторской манеры письма мы остро

Ощутим в них совершенно разную природу чувствований. В

«Невзгодах Дариспана» — одна природа повествования, в «Несчастье»

— совсем другая, а в «Счастье Ирины» — уже и вовсе не похожая на все

Остальное. И речь тут идет уже не о разных жанрах, хотя и это, конечно,

Играет определенную роль, а о том, что в каждом из этих произведений —

Совершенно разный настрой. Любопытно, что сам Д.Клдиашвили все

свои пьесы определял как «картины из деревенской жизни»:

«Невзгоды Дариспана» — «картина в одном действии»;

«Счастье Ирины» — «картины из деревенской жизни в двух

действиях»;

«Несчастье» — «картина в одном действии».

Автор не определяет жанра своих пьес в общепринятом смысле, хотя

Очень легко приписать каждой из этих пьес свой жанровый ярлык: первая

— комедия; вторая — драма или мелодрама; третья — трагедия.

Но в том то и дело, что, кроме жанрового определения, есть и еще

Опреде ление, более точное, лучше выражающее характер

Произведения, — природа чувств. Природа чувств есть глубоко

Личные, неповторимые способы выражения художником своего

Отношения к жизни, сугубо индивидуальные особенности художника,

Которые проявляются в замысле и исполнении формы конкретного

Произведения.

Нельзя же предположить, что высокообразованный Д.Клдиашвили не

Мог определить жанр своих пьес. Почему-то же он называет их

«картинами из деревенской жизни»? Вероятно, этим определением он

Что-то хотел подчеркнуть, и к его просьбе надо прислушаться. Может

Быть, он чему-то и научит всех тех, кто пытается «исполнить» его

Партитуру. Ведь и Чехов неспроста свои маленькие комедии называет

«шутками».

Писатель Серго Клдиашвили* рассказывал мне интересный эпизод из

Жизни Давида Клдиашвили. Как-то беседуя с отцом, молодой Серго

Высказал мнение, что «Невзгоды Дариспана» по своему стилю отстали

От современной драматургии, и привел в пример пьесу М.Метерлинка

«Слепые». Давид обиделся, ничего не сказал ему и уединился.

Несколько дней он ни с кем не разговаривал, что-то писал. Прошла

Неделя, и писатель преподнес сыну новую пьесу «Несчастье». Видимо,

Он писал ее, как ему казалось, «по-современному». Значит, эта пьеса все

Же чем-то отличается от остальных: в ней есть своя природа чувств.

Мы часто забываем, что, добиваясь наибольшей достоверности

Действия и характеров, каждый драматург, в каждом отдельном случае

Рисует жизнь в своем особенном, неповторимом ключе, в

Характерной только для этого произведения природе чувств.

Как точно разгадали и почувствовали природу чувств Д.Клдиашвили в

«Невзгодах Дариспана» Ушанги Чхеидзе, Серго Закариадзе и Тина

Чарквиани!** На мой взгляд, это было глубокое проникновение в тайную

Лабораторию художника, а затем передача этого неповторимого

Чувствования со сцены в зал через поведение героев, даже через саму

Мелодику их речи.

Что же это такое — природа чувств? Сугубо индивидуальное

Проявление внутреннего мира художника во внешней форме

Произведения. Это особый способ образного видения мира,

* Сын Д.Клдиашвили и сам известный драматург.

** Знаменитые грузинские актеры, в разные годы игравшие в этой пьесе: У.Чхеидзе — в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: