double arrow

Репетиционному процессу. Я много раз объяснял вам, что термин


«репетировать» — вовсе не значит «повторять». Репетировать — это

Значит исследовать, анализировать, изучать. Находить модели будущих

Сцен. Репетировать — значит, лепить плоть мысли, т.е. реализовывать

Замысел в конкретных сценических формах. Перефразируя Флобера, мы

Можем сказать, что мысль —душа сценической жизни, а форма — ее

Плоть.

— Значит, фактически, репетиция — это одновременно и

Процесс постановки задач (аналитический момент), и

Реализация их в материале (творческий момент)?

— Это единый процесс, он экспериментален на всем протяжении, его

Невозможно разодрать на части. Две стороны этого процесса

Развиваются параллельно, обогащая друг друга. Но для того, чтобы

Было легче анализировать и изучать этот процесс, мы искусственно все

же поделим его на части:

1. замысел;

2. театральный анализ;

Решение спектакля.

Замысел - это только отправная точка, подготовка решения. Затем

Следует период погружения в конкретный действенный мир событий,

Развивающихся в пьесе. Но все это — только подготовка к моменту, когда




Режиссер сочиняет сам спектакль, его плоть.

Это называется решением спектакля.

Р е ш и т ь с п е к т а к л ь - з н ач и т , п р и д у м а т ь , с оч и н и т ь

Определенный способ театральной игры и выразить его в

Пластической форме: через актера, декорацию, костюмы, музыку,

Аксессуары и т.д. Решение спектакля — это плод воображения

103

Режиссера (и актера, и художника, и композитора), его сочинение. Это

Всегда художественный образ, образное решение спектакля. Понятно?

— Понятно. Но что такое «образное»?

— Приведу пример. В 1945 году в Грузинском театральном институте

Ставили дипломный спектакль по пьесе Горького «Мещане». На сцене

Было расставлено много вещей: большой сундук, буфет, обеденный

Стол, диван и много всяких мелочей. Но стены были легкие. Собственно,

Никаких стен вообще не было — были лишь занавески-сукна в цветочек.

А над сценой — громадный, тяжелый потолок с огромной балкой и

Большим абажуром. Потолок давил, низко опускался над мебелью,

Людьми, давил на все живое, На сцене возник художественный образ -

Потолок давящий. Стало ясно, что здесь, конечно, людям жить невоз-

Можно, дышать нечем.

К прямой информации (люди живут в комнате — это ремарка, которая

Информировала зрителя, где происходит действие. А комната — это

Всегда стены, окна, двери, пол, потолок), присоединяется

Дополнительная информация, которая своим эмоциональным накалом

(потолок давящий, удручающий, огромный...) усиливает или углубляет



Эмоциональную окраску прямой информации — придает ей новый

Оттенок. Эта дополнительная информация, если можно так выразиться,

И есть образная информация. Создание сценических образов — это

Процесс абстрагирования, поэтому в искусстве образная информация

Основная.

Эмоциональная окрашенность явления или вещи (т.е. образность)

Делает ее восприятие живым, углубляет его, позволяет ощутить

Отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.

Сценическая информация, лишенная эмоциональной окраски, мертва.

Без этого нет живого, воздействующего на человека искусства. Очень

Хорошо сказал Г.Лорка: «Миссия у поэта одна: одушевлять, в

Буквальном смысле — дарить душу».

— Это понятно. Но как это делать? Нельзя ли этому

Научиться?

— К сожалению, этому можно научиться только в том случае, если у

Человека есть определенный дар. Разве можно научиться писать стихи

Или музыку? Говорят, что можно научить рисовать, но нельзя научить

Быть художником. Режиссер — это человек, который способен сочинять

сцены, образы и не может этого не делать!

«Для меня воображение — синоним способности к открытиям.

Воображать — открывать, вносить частицу собственного света в живую

Тьму, где обитают разнообразные возможности, формы и величины.

Воображение дает связь и жизненную очевидность фрагментам



Скрытой действительности, в которой движется человек. Воображение

Поэтическое странствует и преображает вещи, наполняет их особым,

Сугубо своим смыслом и выявляет связи, которые даже не по-

Дозревались, но всегда, всегда, всегда оно явно и неизбежно оперирует

Явлениями действительности. Оно остается в рамках человеческой

Логики, контролируемое рассудком, с которым не в силах порвать. Его

Творческий процесс предполагает организацию и ограничение. Это

Воображение придумало четыре стороны света, это оно открыло

Причинную связь вещей; но оно никогда не могло погрузить руки в

Пылающий жар алогизма и безрассудности, где рождается вольное и

Ничем не скованное вдохновение. Воображение — это первая

ступень и основание поэзии» * (Г. Лорка). Лучше не скажешь.

— Если можно, уточним, что надо делать в третьей части

Режиссерского плана? Какие задачи надо решать?

— Определить:

1. конкретный способ театральной игры на данный спектакль;

Пластическое решение спектакля: это декоративный образ

спектакля, включая костюмы, это органически связано с первой задачей;

* Выделено М.Т.

104

3. сценические решения всех эпизодов спектакля;

4. решение начала спектакля;

5. решение финала спектакля;

6. решение окончания актов;

7. музыкальное решение спектакля;

Световое решение спектакля.

— Теперь мне понятно, о чем идет речь. Сейчас я работаю над

пьесой Сарояна «Эй, кто-нибудь!». Я придумала такое решение. Я

Хочу, чтобы у меня на сцене было три площадки: одна площадка

— с решеткой, другая площадка, мир девушки-героини, — розовая

Площадка, а третья, большая, площадка — серая, отсюда и

Пришел этот третий че ловек. Это вообще мир, нас

Окружающий. Можно ли так решать спектакль или нельзя?

— Вероятно, можно. Хотя, на мой взгляд, это решение вряд ли дойдет

До зрителя. Эта выдумка — только иллюстрация очень примитивной

Мысли. Я, например, не убежден, что разноцветные площадки донесут

До зрителя вашу мысль, кто из какого мира пришел, кто хорош, кто плох,

Если вообще это нужно подчеркивать. Да еще и таким способом. Нет, это

Не решение, это иллюстрация.

— На днях Вы меня спросили, можно или нет, чтобы в третьем

Акте Электра, обращаясь к Клитемнестре, стала к ней спиной.

Так можно это делать или нельзя?

— На такие вопросы я всегда отвечаю: «Вероятно, можно». Я всегда







Сейчас читают про: