Люди и ходят в театр

Как обнаружить в пьесе это неповторимое, субъективное, глубоко

Индивидуальное и личное — то, что отличает эту пьесу от всех остальных?

Чтобы быстрее проникнуть в природу авторского вымысла, постичь

Характер авторского воображения, надо опять-таки обратиться к пьесе. Я

Категорически не согласен с теми режиссерами, которые используют

Пьесу только как повод для собственного формотворчества. На мой

Взгляд, честнее в таком случае написать свою собственную пьесу. Так

Делал Б.Брехт, так делал Ж.Ануй и, между прочим, сам великий Шекспир.

Реформатор современного театра Вс.Мейерхольд, ни с кем не сравнимый

Открыватель новых сценических форм, все время подчеркивал одно и то

Же: «Литература подсказывает театр». А пьеса состоит из реплик

Действующих лиц и ремарок. Автор предстает перед нами без забрала, не

Маскируясь под действующее лицо, именно в ремарках, а поэтому

Изучение ремарок автора пьесы — для режиссера очень важный момент.

Ведь ремарка — это авторские комментарии к действию. Здесь мы ближе

Всего к его характеру, темпераменту, природе его воображения.

Стилистика ремарки — это ключ к определению природы чувств. В

Ч е м это п р о я вл я етс я? Реж и с с е р д ол ж е н н а й т и с п о с о б

* Драматург Гольдони не раз и не два попадался на творческом пути M.T. «Слугу двух

Господ» поставил режиссер О.Зауташвили в Театре Ш.Руставели (1959), когда М.Т. там

Работал. Экспликацию именно этой пьесы М.Т. подавал при поступлении в театральный

Институт..На курсе участвовал в спектакле Г.Товстоногова «Хозяйка гостиницы». Очень

Высоко ценил спектакль другого своего учителя Д.Алексидзе «Слугу двух господ» в

Актерской студии Госкинпрома.

100

«договориться» со зрителем о «правилах игры» данного произведения.

В этой игре и заложена природа спектакля. Ремарка диктует нам,

Какую театральную игру предполагает устроить автор.

В своей книге «Театр эпохи Шекспира» А.Аникст пишет: «Иногда эти

Указания были письменными и вставлялись автором в текст в качестве

Ремарок. Э.К.Чем-берс писал об этом: «Ремарки автора имеют двоякую

Цель. Не все они необходимы для проведения спектакля. Частично они

Служат, чтобы объяснить труппе структуру пьесы и сделать

ясным, как ему мыслится ее постановка»*.

Но обратимся снова к примерам. Почитаем ремарки...

Эсхилл. «Прометей прикованный».

«Власть и сила ведут Прометея. Сзади них идет Гефест».

«Появляется Хор Океанид на крылатой колеснице. Океан улетает».

«При ударах и блеске молний Прометей вместе со скалой

Проваливается под землю».

Мольер. «Тартюф»

«Действие происходит в Париже, в доме Оргона». «Собирается дать

Пощечину и, говоря с Марианной, смотрит на Дорину, но та стоит

Молча».

«Валер и Марианна берутся за руки, не глядя друг на друга».

Шекспир. «Макбет»

«Поле близ Фореса. Шум битва вдали. Входят король Дункан,

Малькольм, Дональбайн, Ленокс и другие. Они встречают раненого

Солдата». «Степь. Гром. Три ведьмы сходятся».

«Комната в замке Макбета. Входит леди Макбет, читая письмо».

Г.Эристави. «Раздел»

«Комната не оштукатурена. Окно, заклеенное какой-то бумагой. С

Одной стороны стоит большая тахта. Андукапар сидит на тахте. На

коленях у него мутака,** обеими руками опирается на мутаку.

«Думает».

«В это время слышен голос Иване: ла, ла, ла, ла, лаи-да дела-ла! Иван

Держит в руках прутик. Войдет, сделает антраша, пируэт, закрутится на

Одной ноге. Затем подойдет к Андукапару. Они с удивлением смотрят на

Него».

«Улыбаясь, поет».

Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана»

«Просто убранная комната в доме Марты. Выход первый. Марта и

Пелагея».

«Встает и идет за Наталией, которая ходит туда-сюда. Потом Пелагея

Сажает ее рядом с собой и старается увлечь разговором».

«Наталия взглянула на Пелагею и засмеялась. Карожна встает, берет

Со стола чай и идет».

Б.Шоу. «Ученик дьявола»

«Тусклый зимний вечер на исходе темной ночи в 1777 году. Миссис

Даджен из Нью-Гемпшира на своей ферме близ города Уэстербриджа

Сидит на кухне, служащей и общей комнатой. Она не из привлекательных

Женщин...» (далее ремарка еле умещается на трех страницах).

* Выделено М.Т,

** Подушка, напоминающая диванный валик.

101

Разве можно ставить и играть все эти пьесы в одном и том же ключе, в

Одной природе чувств? А ведь мы очень часто ставим и играем разные

Пьесы именно так, одним и тем же способом. Умение почувствовать

Автора, его прием в данной пьесе, найти его «шифр», его «ключ» не

Только в постановочном образном решении спектакля, но и во

Внутреннем психологическом содержании роли, в природе чувствований

Героев, в их душевной настроенности — это есть главное качество

Современной режиссуры.

Если хотите, одаренность режиссера должна, прежде всего,

Определяться его способностью по-разному чувствовать жизнь

Разных жанров, стилей, приемов, природы чувств. И ремарка в решении

Этих проблем играет очень большую роль. Ремарка — это как несколько

Камней на кургане, по которым археологи открывают исчезнувшие

Цивилизации, это следы скрытой под толщей земли прошлой жизни.

Ремарка определяет характер предлагаемых обстоятельств,

Характер ведения диалога, предлагает характер сценической жизни,

Природу сценической условности.

Как не бывает одинаковых отпечатков пальцев у двух людей, так не

Бывает пьес, похожих друг на друга, пьес с одинаковыми театральными

Способами «игры в жизнь».

102

Глава XI

РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ

(третья часть режиссерского плана)

Есть высшая-смелость: смелость

Изобретения, созидания, где план

Обширный объемлется творческой

Мыслью.

А.С.Пушкин

БЕСЕДА СО СТУДЕНТКОЙ

РЕЖИССЕРСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Н.К-ДЗЕ

— Мне бы хотелось поточнее понять, что значит «решение

Спектакля»? Из того, что мы изучали, это, по-моему, самое

Трудное.

— Вы уже знаете, что прежде чем начать «лепить» спектакль

Практически, мы все же должны построить, если так можно выразиться,

Его модель, его режиссерский план. Каждый это может делать по-своему,

В воображении или на бумаге, задолго до репетиций или во время

Репетиций, как кому удобней, но главное, что такой план режиссер

Должен иметь.

— Что такое, в конце концов, режиссерский план?

— Это лишь заметки к будущему спектаклю, это только подготовка к


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: