Можно рассматривать как своего рода изучение приемов борьбы и

Подготовку к ней. По сути, это были репетиции будущей охоты. Танцоры-

Охотники, а такими становились самые опытные, совершая этот

«колдовской» ритуал, тончайшим образом имитировали весь процесс

Охоты. В этой пантомиме изображались наиболее характерные позы,

Движения, повадки животных, изображались бизоны пасущиеся,

Убегающие, обороняющиеся, нападающие, убивающие, демонстриро-

Вались и соответствующие приемы погони, ловли и убийства животных.

Эти пантомимы охотников моделировали ситуации реальной охоты,

Закрепляя уже приобретенный опыт, и воспитывали в новичках

Необходимые качества охотника для будущего.

Эти первобытные произведения искусства (наскальные изображения

И ритуальные охотничьи пляски-пантомимы) являлись носителями и

Хранителями информации для всех членов рода. Они суммировали опыт

Людей и подготавливали их к будущей борьбе за существование. Ведь

Люди фиксировали в своих наскальных рисунках или охотничьей

Пантомиме далеко не все из того, что попадало в поле их зрения. Они

Осуществляли тщательный отбор, например, интересующих их самых

Важных черт животного и его поведения. В изображении возникал не

Только сам объект изображения, но и определенное отношение к нему со

Стороны человека. А это значит, что человек свои произведения

Эмоционально окрашивал и усиливал.

Сейчас наскальные изображения обнаружены во многих странах и на

Многих континентах. Их бесконечное множество, не стираемых

Временем свидетельств огромной деятельности человеческого рода.

Какую бы гениальную «библиотеку» можно было создать, собрав все эти

Наскальные рисунки и знаки древнего человека в один грандиозный

музей! Хотя бы копии этих изображений! Сколько бы историй поведали

Они нам и в скольких вещах помогли бы разобраться в нашей

Собственной жизни, если бы мы научились «читать» эти закодированные

Сообщения прародителей.

Для того, чтобы высечь на скале крупное рельефное изображение,

Человеку необходимо было затратить немало настойчивости и труда.

Видимо, для того чтобы совершить это, надо было прекрасно освоить

Этот трудоемкий процесс.

Человек трудился, создавая прекрасные произведения искусств.

Вначале он научился трудиться. Труд сделал его человеком! Труд не

Просто физический, но и разумный. Создавая свои первобытные

Шедевры, человек мыслил, отбирал, синтезировал все увиденное им

В окружающей жизни и делал выводы. Те, кто оставил на стенах

Пещер рисунки, были не просто первыми художниками, а ве-

Личайшими мыслителями своего времени. По этим изображениям

Видно, что наши предки уже научились сравнивать, сопоставлять,

Анализировать, отделять часть от целого. Ведь изображения,

Высеченные из камня, развивали у соплеменников первобытных

Художников-мыслителей способность к абстракции и ассоциа-

Тивному мышлению. То же самое можно было бы сказать об

Охотничьих пантомимах, если бы они сохранились. Но в том-то и

Трагедия театрального искусства, что оно существует только во

Время исполнения. А может быть, это счастье его, потому что

Сообщения, заложенные в театральном представлении, все время

211

Меняются и «читаются» из них — самые актуальные. Театральное

Представление меняется в соответствии с изменением жизни народа,

Который их сотворил.

Итак, первобытное изобразительное искусство и театрализованные

Пантомимы — первые свидетельства человеческого опыта, его истории,

Определенных знаний. Это еще не было искусство в полном смысле

Этого слова, так же, как каменный топор или выдолбленная из бревна

Лодка — еще не техника. Это было, вероятно, эмбриональное состояние

Человеческих знаний, попытка освоить мир непонятных явлений. Это

Было началом двух видов человеческой деятельности — искусства и

Науки.

Ведь, изображая животного или охоту на него, человек в какой-то

Степени занимался его изучением, познавал его, чтобы подчинить себе.

Первобытный человек, бессознательно создавая художественные

Образы (живописные и театральные), познавал мир.

Этот небольшой экскурс в любопытный и таинственный для меня мир

«детства человеческого рода» понадобился для того, чтобы понять, что у

Науки и искусства — одни и те же источники, одни и те же цели —

Познавать мир во всем его многообразии и, насколько это возможно,

Переделывать его и приспосабливать его к себе, приспособиться к нему

Или подчинить его себе.

Прошло время. Много времени. Миллион лет. Искусство и наука

Выросли в самостоятельные области человеческой деятельности. Наука

И искусство пошли совершенно разными путями, способы мышления их

Стали совершенно различными, противоположными, — только цель

Осталась одна.

Вообразим, если это возможно, что где-то собрались знакомые для

Всех нас лица и повели между собой примерно такой разговор.

А.ЭЙНШТЕЙН [великий физик). В научном мышлении всегда

Присутствует элемент поэзии. Настоящая музыка и настоящая наука

Требуют однородного мыслительного процесса.

Б.БРЕХТ [великий реформатор, весело кивает в знак согласия). Люди,

Ничего не смыслящие ни в науке, ни в искусстве, полагают, что обе эти

Области, в которых они ничего не смыслят, вообще не схожи между

Собой. Они воображают, будто оказывают услугу науке, позволяя ей

Чуждаться всякой фантазии, и покровительствуют искусству, запрещая

Требовать от него мудрости.

ЛЕКТОР [по эстетике, суммируя все сказанное). В отличие от многих

Идеалистических школ, отрывающих искусство от науки, марксизм-

Ленинизм считает, что между наукой и искусством существует общность,

Так как они — две формы единого процесса отражения мира. Общность

Состоит, прежде всего, в том, что у искусства и науки — один и тот же

Объект изучения. Между наукой и искусством существует внутренняя

Связь и единство, которое выражается, прежде всего, в том, что обе

Идеологические формы отражают объективную материальную дей-

Ствительность.

САМСОН [Караска из «Дон Кихота»). Все это так, но одно дело — поэт,

А другое дело — историк. Поэт, повествуя о событиях или же воспевая их,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: