double arrow

Волен изображать их не такими, каковы они были в действительности, а


Такими, какими они долженствовали быть, историк же записывает их

Такими, каковы они были в действительности, ничего при этом не опуская

И не присочиняя.

Все правильно: наука оперирует фактами, искусство мыслит

Образами. Отличительная особенность науки — точная и строгая

Постановка задач, основной метод — количественный анализ, основное

Орудие — математическое исчисление. На основании количественного

Анализа можно сделать абсолютно точные выводы, создать формулы,

Которые будут являться количественно точным изображением данного

Элемента, явления, процесса.

212

Летом множество людей устремляется к морю. Море огромное,

Беспокойное, бушующее, усыпляющее, свирепое и злое, милосердное и

Ласковое, томящее и пьянящее, великое, безграничное, самое...

А вот его химический состав.

Морская вода (Сухуми)

Мл/л

5392

623

233

9390

1270

152

0,12

520,0

192,0

0,180

0,02

---

Мг/экв/л

231,00

51,24

11,63

265,90

26,44




2,49

И т.д., и т.п.

% экв.

78,6

17,4

4,0

90,1

9,0

0,9

Компоненты

Натрий + Калий

Магний

Кальций

Хлор

Сульфат

Гидрокарбонат

Литий

Натрий

Калий

Рубидий

Цезий

Йод

Вот вам точная формула всех компонентов морской воды (моря),

Взятой в сухумской бухте.

Но поди нырни и выкупайся в этой формуле.

Можно составить такие же формулы воды для всех морей и океанов.

Можно прибавить к этому глубинные карты, изучить все морские

Течения, теплые и холодные. Прибавить к этому тома, описывающие

Жизнь рыб, крабов, акул, медуз, водорослей.

Можно изучить законы образования айсбергов и причины бурь в

Бискайском заливе и возле мыса Доброй Надежды, и все же не познать

Море...

Рассказ Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», музыка Клода Дебюсси

(3 симфонические эскиза) «Море» силой творческого проникновения в

Самую суть явления, средствами художественного обобщения создадут

Картину моря, не менее точную, чем формула, а может быть, в чем-то и

Более точную.

БЕЛИНСКИЙ {неистовый Виссарион). Философ говорит

Силлогизмами, поэт — образами, а говорят они об одном и том же.

Политэконом, вооружась статистическими данными и таблицами,

Доказывает, воздействуя на ум своих читателей или слушателей, что

Положение такого-то класса в обществе намного улучшилось или

Намного ухудшилось вследствие таких-то причин. Поэт, вооружась жи-



Вым и ярким изображением действительности, показывает с помощью

Правдивой картины, действуя на фантазию своих читателей, что

Положение такого-то класса в обществе действительно намного

Улучшилось или ухудшилось по такой-то и такой-то причине. Один

Доказывает, другой показывает, и оба убеждают. Только один —

логическими доводами, другой — картинами {выделено мной. — М.Т.).

Научное и художественное нельзя рассматривать как абсолютные

Противоположности. Наука и искусство не могут вопреки всему

Развиваться параллельно, не соприкасаясь. Это две стороны одного

Процесса познания.

Искусство, .к ак и наук а, отражает жизнь. Но, в отличие от

Науки, делает это не с точностью отражающего зерк ала,

Которое беспристрастно воспроизводит то, что перед ним, —

Всякое отраженное искусством явление есть, в известной

213

Мере, суждение о нем, а, следовательно, и отношение к нему. Искусство

Всегда субъективно.

В отличие от науки искусство имеет свои специфические признаки:

1. обобщение;

2. индивидуальность;

3. эстетичность;

Вымысел.

Разница между наукой и искусством заключается, вероятно, в том, что

Они представляют собой две проекции одной и той же картины

Объективной действительности. Наука ищет общие закономерности для

Сотни и тысячи одних и тех же явлений. Для науки, например, очень



Важно 100 случаев одного и того же явления. Для нее не важен только

Й случай. Наука, изучив 100 случаев, может сделать вывод,

Определить закономерность. Наука ищет один закон для всех 100

Случаев. Но для искусства важен именно этот 101-й случай.

Единственный случай, который отражает в своей индивидуальности и

Неповторимости все остальные. Обобщающий, но не теряющий своей

Индивидуальности, он отражает своеобразие личности художника.

Вся наука объединилась для создания единой картины мира, и, если

Бы Эйнштейн не обнаружил закона относительности, его рано или

Поздно обнаружил бы кто-то другой. Но никто, кроме великого Джотто, не

Создал бы гениальных, неповторимых фресок в падуанской капелле

Скровеньи, никто, кроме Родена, не вылепил бы «Граждан Кале», никто,

кроме Ромена Ролана, не создал бы Кола Брюньона.* Они уникальны и

Неповторимы, они индивидуальны. И в то же время, как они все

знакомы?!

* Кола Брюньон был одним из любимых литературных героев M.T.

214

Глава II

ОТСТУПЛЕНИЕ В ТАИНСТВЕННУЮ СТРАНУ

СТИЛЕЙ

Метод художественного творчества, возникший

Из глубины мировоззрения, порождает стиль.

Производство материальных благ и их распределение среди членов

Общества создает определенные экономические взаимоотношения

Между людьми. От того, кому принадлежат средства производства,

Группе лиц или всему обществу, кто является эксплуататором и

Эксплуатируемым, кто получает прибыль и создает накопления, а кто

Лишь продает свой труд, зависят производственные отношения членов

Общества. Это базис общества, его жизненная структура, его эконо-

Мический строй на определенном отрезке развития.

Конфликты, существующие в производственных отношениях,,

Отражаются в общественных противоречиях и создают необходимость

Обосновать и укрепить установившиеся общественные отношения. В

Результате этого создается определенная система идей, взглядов,

Понятий, которые выражаются в морали данного общества, в религии,

Политике, философии, праве, искусстве и т.п. А система определенных

Взглядов и идей, которых придерживается данная общественная

Формация, есть идеология данного общества. Все формы идеологии

Являются так называемой надстройкой над базисом этого общества.

Когда экономический базис меняется, меняется и его надстройка. В

Период назревания краха абсолютной монархии во Франции, уже в

недрах этой формации готовилась новая система идей под лозунгом:

«Свобода, равенство, братство!». Рухнул в период Французской

Революции базис феодального строя, изменилась и его надстройка. «Не

Сознание людей определяет их базис, а, наоборот, их общественное







Сейчас читают про: