существование и продолжение своего рода и вида. Надо было выжить!
Для этого он просто вынужден был познавать мир, его окружающий, и
Приспосабливаться к нему. Это была суровая жизненная необходимость.
Вся жизнь этого разумного животного проходила в поисках и
Добывании пищи. Охота на зверей, вероятно, была самой большой
Заботой первобытных общин. (Откровенно говоря, и люди XX века часто
заняты тем же самым!) Человек изобретал примитивнейшую для наших
Дней «технику» (тогда она была чудом изобретательства: дубина,
Камень, рог оленя или бивень мамонта). Приспосабливаясь, то есть
Обживаясь в окружающем его мире, он постепенно приобретал некото-
Рые навыки, «знания». Голод и борьба со стихией постепенно сделали
Его более опытным.
Объединяясь в общины, люди превращаются в силу, которая
Способна противостоять неорганизованным стадам животных.
Появляется первое оружие — каменный топор с деревянной рукояткой.
|
|
Нам сейчас очень трудно представить себе, какой это был необычайный
прогресс! Это была техническая революция в жизни человеческого
Общества, по своему значению не меньшая, чем расщепление атомного
Ядра для людей нашего времени. Вероятно, даже то было гораздо
важнее! Это было величайшее изобретение и в то же время начало
Ремесла. Но как эту «штуку» сделать? Как этим орудием добыть пищу,
Откопать корень, срубить дерево и превратить его в лодку?
Появляется потребность обмениваться информацией, передавать
Опыт, знания. Хотя надо было бы назвать это пока лишь навыком. Потом
Постепенно навыки превратятся в знания. Возникают первые разумные
Человеческие действия. Жизнь первобытного человека становится в
Смысле общественной организации более сложным явлением. Оно
Предполагает более согласованные действия сразу многих людей.,
Поколения сменяли поколения, и в каждом следующем закреплялся некий
Опыт, накопленный предшественниками, — точно так же происходит и сегодня,
209
В наше время. Появились первые наскальные изображения. Все они
Представляли собой сцены охоты и «портреты» зверей. Каменный топор
С деревянной рукояткой и наскальные изображения мамонтов, бизонов,
Страусов и оленей возникли почти одновременно. Рисунки на скалах
Первобытные художники высекали каменным топором. Чудо техники и
чудо искусства! Они стояли рядом на заре человеческого гения.
Вряд ли древний человек был так уж увлечен созданием первобытных
|
|
«выставок изобразительного искусства»! Но какая-то важная
Необходимость создавать эти изображения у него, вероятно, все же
Была. Вряд ли на такую деятельность его толкала потребность
Приобщиться к изящным искусствам, создать художественное
Произведение. Хотя, в какой-то степени, и это возможно. Искусствоведы
До сих пор не могут ответить категорическим «нет» на этот вопрос, как
Впрочем, и на многие другие. Но все же главной причиной было не это.
Трудно себе представить, что человек, живущий в пещере,
«обрисовывал» свои интерьеры, чтобы украсить свое жилище.
Вероятно, наскальные изображения служили более важным целям.
Как уже было сказано выше, вся жизнь первобытного человека
Протекала в непрерывной борьбе и волнениях. Его раздумья касались
Непонятных явлений, встречающихся на каждом шагу. Мир был для него
Непонятным и страшным, и поэтому исключительно большое место в
Нем занимала эмоциональная психическая сторона жизни.
То, к чему человек привык, к чему приспособился на протяжении
Веков, не вызывало у него ни волнения, ни раздумий, ни страха. Но были
Явления, которые он не в силах был объяснить. Его поражало, например,
Отражение предмета в воде, а еще больше — его собственное
Отражение. Непонятно было происхождение тени, то появляющейся, то
Исчезающей, то вырастающей, то укорачивающейся. Непонятно и
Страшно было возникновение грома и молнии, землетрясения. Между
Прочим, и мы, при всем том, что досконально можем объяснить эти
Явления природы, часто очень неприятно реагируем на них. А тем более
Наш предок, стоявший на очень низкой ступени развития. Его потрясал
Один вид человека, упавшего в обморок, эпилептический припадок.
Совершенно непонятными и необъяснимыми были наводнение, лесной
Пожар, с которым почти невозможно было бороться. Все это приводило
Его в страшное нервное возбуждение.
Так зарождалась вера в сверхъестественные силы, и надо было
Усилиями всего общества справиться с ними или, во всяком случае,
Наладить с ними контакт, а если можно, и дружбу. Но это было не так
Просто. Что мог поделать один человек с беспощадными силами
Природы? Просить, умолять пощадить? Человек пытал ся
Воздействовать на своих «врагов» заклинаниями.
До нас дошли наскальные изображения и лепные фигурки
Умирающих животных, пронзенных копьями. Очевидно, первобытные
Охотники верили, что если они изобразят убитого зверя, то охота будет
Удачной.
Где-то в Пиренейских горах была обнаружена пещера, в
Которой находилось вылепленное из глины изображение
Медведя. Вокруг медведя на глиняном полу сохранились
Отпечатки голых человеческих ступней. Как предполагают
Ученые, древние охотники, танцуя вокруг изображения медведя,
Пронзали его своими копьями и этим вымаливали, выпрашивали у
Богов охоты удачу. Эти магические танцы-заклинания должны
Были умилостивить животное, и оно должно было раз решить себя
У б и т ь. О ч е н ь м и л о с о с т о р о н ы н а ш и х п р е д к о в.
Как говорят, такие же магические обряды совершали и
Индейцы. Перед охо той на бизона в течение нескольких дней они
Исполняли магические пляски-пан томимы — «танец бизонов».
Од н и о х от н и к и н а д е в а л и н а с е бя м а с к и, ш к у р ы б и з о -
210
Нов, а другие — брали в руки оружие, и все в танце изображали «сюжет»
Будущей охоты.
Это первобытное художественное творчество (чем не театр?)
|
|
Создавало наглядные образцы поведения человека во всех важнейших
Ситуациях предстоящего дела. Они изображали охотничью маскировку,
Действия охотников и бизонов, ловлю животных, то, как их окружают и
Закалывают, и т.п.
Все эти действия-пантомимы, иллюстрирующие будущее сражение,