Сообщают ему определенное количество информации), средний круг
Наносит свой «удар» по человеку реже, а большой круг — совсем редко.
Жизнь человека — это бесконечный процесс реагирования на
Окружающую среду и приспосабливания к ней, к объектам, его
Окружающим. Для того, чтобы создать на сцене подобие этого процесса,
Необходимо, прежде всего, создать условную жизненную среду, которую
Станиславский называл «предлагаемыми обстоятельствами».
«Предлагаемые обстоятельства» — это факты, события пьесы; место
Действия, время и погода, условия жизни, декорации, костюм, прическа,
Это характеры действующих лиц, их взаимоотношения, их желания,
Стремления, идеи, которые их волнуют, их привычки и их пристрастия.
Шумы и звуки, окружающие этих людей, мизансцены режиссера и
Музыка композитора и еще многое, из чего состоит тщательно
Отобранный, выстроенный «по образу и подобию» реально
Существующего выдуманный мир сценической игры.
|
|
В противоположность реальному, этот мир выстроен из реек и
Фанеры, материи, пакли и бумаги, ограничен параметрами
Сценической площадки, вместо неба здесь над головой — пыльные
Ряды осветительных приборов. Вместо собственных мыслей в этом
Мире — чужие слова и чужие песни, вместо вина — подкрашенная
Вода, вместо леса и океана — нарисованные лес и вода, придуманная,
Нигде, кроме театра, не существующая театральная конструкция. Все
243
Здесь искусственное, выдуманное, ненастоящее, кроме одного —
Человека, помещенного в эту среду бутафории и условности, человека-
Актера, который способен поверить в условное как в безусловное, а,
Уверовав сам, — заставить поверить других. Это его дар, особенность
Его природных свойств.
Определим закон сценической жизни. Возьмем для этого в качестве
Примера примитивнейший школьный этюд: девушка готовится пойти на
Свидание и гладит свое самое нарядное платье. Ее кто-то позвал. Она
Подходит к окну и начинает переговариваться с подругой, которая стоит
На улице. И вдруг чувствует запах гари. Ищет причину. Подбегает к
Платью, поднимает забытый на нем утюг и в ужасе замечает, что платье
Прожжено. Она в отчаянии.
Из каких предполагаемых обстоятельств (назовем их в данном случае
Так, в отличие от предлагаемых автором) «монтируется» эта Среда?
Предполагаемое свидание
Время, которое можно затратить на глажку
Подруга, зовущая девушку с улицы
|
|
Запах гари
Прожженное платье и т.п.
Но эти элементы можно сложить по-разному и каждый раз получить
Новую ситуацию. Что-то переменить, усилить или ослабить, чему-то
Придать новое или особое значение, изъять один элемент и ввести
Другой.
Предположим:
1. что у девушки нет другого платья;
2. что платьев много, но девушка боится гнева матери;
Что подруга сообщила девушке очень неприятную новость
(например, молодой человек, на свидание к которому она спешила, не
придет);
4. что это свидание — первое в жизни;
5. что это последняя возможность выяснить отношения;
Что девушке наплевать на платье, наденет другое, первое
попавшееся;
7. что от этой встречи зависит судьба любимого человека;
8. что эта девушка очень богата;
9. что она очень нуждается;
10. каков ее темперамент, характер;
11. каков возраст (молодая она или «старая дева»);
12. какое время года на дворе, время дня (утро, день или вечер);
В какие годы это происходит и где.
И так далее, и тому подобное. Сколько вариантов, комбинаций,
столько ситуаций, столько происшествий! Как из одних и тех же нот
Композитор способен составлять миллионы мелодий, так и из этих
«предлагаемых обстоятельств» можно сочинить трагическую ситуацию,
Или веселую штуку, или психологический этюд, или водевильную сценку.
Чем сильнее и богаче воображение, тем больше комбинаций. Обычно во
Время выполнения этюда неспособный студент ограничивается
Несколькими заданными педагогом обстоятельствами, а способный —
Фантазирует их в тысяче подробностей.
Теперь нужно довести психологический аппарат актера до такого
Творческого состояния, когда он сможет в своей вере в этот условный
Мир действовать в нем как в безусловном. Для достижения
Естественности поведения в процессе сценической игры возникает
Необходимость определить и осознать элементы закона естественного и
Органичного поведения человека на сцене.
244
Й элемент закона. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ
Почему поэты, художники, артисты так
Рассеянны? Потому, что они слишком
Сосредоточены на творческом процессе.
К. С. Станиславский
Из массы информации, поступающей к человеку из внешнего мира, он
Выделяет и усиливает лишь часть, т.е. обращает свое внимание на одну
Или несколько самых важных и необходимых для него в данный момент
Информации, а остальное притормаживает. Способность человека
Концентрироваться, свойство его психики сосредотачиваться на одном
Нужном факте называется вниманием.
Один магараджа выбирал себе министра. Объявил, что назначит
Того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху
Наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие пытались пройти
Это испытание, но на протяжении всего пути их, по приказу магараджи,
Окликали, пугали, отвлекали, и они проливали молоко.
— Это не министры, — говорил магараджа.
Но вот пришел один человек. Ни крики, ни хитрости — ничто не
Отвлекало его глаз от переполненного сосуда.
— Стреляйте! — крикнул магараджа.
Стреляли, но и это не отвлекло его от сосуда, и он прошел весь путь,
Не пролив ни капли.
— Ты слышал крики? — спросил магараджа своего нового министра. -
Нет.
— Ты видел, как тебя пугали?
— Нет, я смотрел на молоко.
— Ты не слышал выстрелов?!
— Нет, повелитель! Я смотрел на молоко.
Так гласит старая индийская сказка.
Способность человека сосредотачиваться на определенных
Объектах, будь то объект внешний или внутренний (мысли человека, его
|
|
Переживания, воспоминания), дают ему возможность своими ответными
Действиями приспосабливаться к воздействию среды, в которой он
Находится. Рассеянность ученого или творца, чаще всего, как раз и
Свидетельствует о концентрации сознания на объекте, которым человек
Занят в данный момент.
245
Способность концентрировать внимание на воображаемом объекте