double arrow

На объекты малого круга. Они буквально бомбардируют субъект (т.е.

Сообщают ему определенное количество информации), средний круг

Наносит свой «удар» по человеку реже, а большой круг — совсем редко.

Жизнь человека — это бесконечный процесс реагирования на

Окружающую среду и приспосабливания к ней, к объектам, его

Окружающим. Для того, чтобы создать на сцене подобие этого процесса,

Необходимо, прежде всего, создать условную жизненную среду, которую

Станиславский называл «предлагаемыми обстоятельствами».

«Предлагаемые обстоятельства» — это факты, события пьесы; место

Действия, время и погода, условия жизни, декорации, костюм, прическа,

Это характеры действующих лиц, их взаимоотношения, их желания,

Стремления, идеи, которые их волнуют, их привычки и их пристрастия.

Шумы и звуки, окружающие этих людей, мизансцены режиссера и

Музыка композитора и еще многое, из чего состоит тщательно

Отобранный, выстроенный «по образу и подобию» реально

Существующего выдуманный мир сценической игры.

В противоположность реальному, этот мир выстроен из реек и

Фанеры, материи, пакли и бумаги, ограничен параметрами

Сценической площадки, вместо неба здесь над головой — пыльные

Ряды осветительных приборов. Вместо собственных мыслей в этом

Мире — чужие слова и чужие песни, вместо вина — подкрашенная

Вода, вместо леса и океана — нарисованные лес и вода, придуманная,

Нигде, кроме театра, не существующая театральная конструкция. Все

243

Здесь искусственное, выдуманное, ненастоящее, кроме одного —

Человека, помещенного в эту среду бутафории и условности, человека-

Актера, который способен поверить в условное как в безусловное, а,

Уверовав сам, — заставить поверить других. Это его дар, особенность

Его природных свойств.

Определим закон сценической жизни. Возьмем для этого в качестве

Примера примитивнейший школьный этюд: девушка готовится пойти на

Свидание и гладит свое самое нарядное платье. Ее кто-то позвал. Она

Подходит к окну и начинает переговариваться с подругой, которая стоит

На улице. И вдруг чувствует запах гари. Ищет причину. Подбегает к

Платью, поднимает забытый на нем утюг и в ужасе замечает, что платье

Прожжено. Она в отчаянии.

Из каких предполагаемых обстоятельств (назовем их в данном случае

Так, в отличие от предлагаемых автором) «монтируется» эта Среда?

Предполагаемое свидание

Время, которое можно затратить на глажку

Подруга, зовущая девушку с улицы

Запах гари

Прожженное платье и т.п.

Но эти элементы можно сложить по-разному и каждый раз получить

Новую ситуацию. Что-то переменить, усилить или ослабить, чему-то

Придать новое или особое значение, изъять один элемент и ввести

Другой.

Предположим:

1. что у девушки нет другого платья;

2. что платьев много, но девушка боится гнева матери;

Что подруга сообщила девушке очень неприятную новость

(например, молодой человек, на свидание к которому она спешила, не

придет);

4. что это свидание — первое в жизни;

5. что это последняя возможность выяснить отношения;

Что девушке наплевать на платье, наденет другое, первое

попавшееся;

7. что от этой встречи зависит судьба любимого человека;

8. что эта девушка очень богата;

9. что она очень нуждается;

10. каков ее темперамент, характер;

11. каков возраст (молодая она или «старая дева»);

12. какое время года на дворе, время дня (утро, день или вечер);

В какие годы это происходит и где.

И так далее, и тому подобное. Сколько вариантов, комбинаций,

столько ситуаций, столько происшествий! Как из одних и тех же нот

Композитор способен составлять миллионы мелодий, так и из этих

«предлагаемых обстоятельств» можно сочинить трагическую ситуацию,

Или веселую штуку, или психологический этюд, или водевильную сценку.

Чем сильнее и богаче воображение, тем больше комбинаций. Обычно во

Время выполнения этюда неспособный студент ограничивается

Несколькими заданными педагогом обстоятельствами, а способный —

Фантазирует их в тысяче подробностей.

Теперь нужно довести психологический аппарат актера до такого

Творческого состояния, когда он сможет в своей вере в этот условный

Мир действовать в нем как в безусловном. Для достижения

Естественности поведения в процессе сценической игры возникает

Необходимость определить и осознать элементы закона естественного и

Органичного поведения человека на сцене.

244

Й элемент закона. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ

Почему поэты, художники, артисты так

Рассеянны? Потому, что они слишком

Сосредоточены на творческом процессе.

К. С. Станиславский

Из массы информации, поступающей к человеку из внешнего мира, он

Выделяет и усиливает лишь часть, т.е. обращает свое внимание на одну

Или несколько самых важных и необходимых для него в данный момент

Информации, а остальное притормаживает. Способность человека

Концентрироваться, свойство его психики сосредотачиваться на одном

Нужном факте называется вниманием.

Один магараджа выбирал себе министра. Объявил, что назначит

Того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху

Наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие пытались пройти

Это испытание, но на протяжении всего пути их, по приказу магараджи,

Окликали, пугали, отвлекали, и они проливали молоко.

— Это не министры, — говорил магараджа.

Но вот пришел один человек. Ни крики, ни хитрости — ничто не

Отвлекало его глаз от переполненного сосуда.

— Стреляйте! — крикнул магараджа.

Стреляли, но и это не отвлекло его от сосуда, и он прошел весь путь,

Не пролив ни капли.

— Ты слышал крики? — спросил магараджа своего нового министра. -

Нет.

— Ты видел, как тебя пугали?

— Нет, я смотрел на молоко.

— Ты не слышал выстрелов?!

— Нет, повелитель! Я смотрел на молоко.

Так гласит старая индийская сказка.

Способность человека сосредотачиваться на определенных

Объектах, будь то объект внешний или внутренний (мысли человека, его

Переживания, воспоминания), дают ему возможность своими ответными

Действиями приспосабливаться к воздействию среды, в которой он

Находится. Рассеянность ученого или творца, чаще всего, как раз и

Свидетельствует о концентрации сознания на объекте, которым человек

Занят в данный момент.

245

Способность концентрировать внимание на воображаемом объекте


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: