Прямо пропорциональна профессиональной пригодности актера

Творческий круг — это та степень сосредоточенности, при которой все

Центры психического аппарата человека собраны, как в фокусе, и

Нацелены на один объект. Сценическое внимание может существовать

Только при условии, если творческое воображение даст для этого повод,

Т.е. создаст объект сценической игры.

В случае с прожженным платьем все, кроме стола, платья и утюга,

Существует в воображении актера: голос с улицы, предполагаемое

Свидание, запах гари, прожженная дыра и т.д.

Как и в жизни, объект сценического внимания может быть внешним

(тряпка, которая изображает дорогое платье) и внутренним (мысли о

Предстоящем свидании), воображенным или конкретным (запах гари,

Голос подруги за окном и настоящий утюг).

В условиях вымышленных обстоятельств неорганичное

(искусственное) внимание человека (он же все время помнит, что

Происходящее — фикция) должно быть доведено до органичного, т.е.

Непроизвольного.

Разница между вниманием органичным, т.е. естественным для

Человека, и сценическим, неорганичным, искусственным, заключается в

Том, что в сценических условиях актер, ощущая фикцию этого процесса,

Сознательно приказывает своему вниманию сосредоточиться на объекте

Сценической игры, а в жизни это происходит само собой, автоматически

— естественно. Довести неорганичное внимание до органичного и есть

Самое главное для актера, играющего на сцене.

Мышцы нашего тела в жизни затрачивают столько физической

Энергии, сколько этого требует совершение того или иного движения. Ни

Больше, ни меньше. Очутившись на сцене, неопытный актер на простые

Передвижения затрачивает гораздо больше энергии, чем этого требует

Целесообразность. Его руки деревенеют, он не знает, куда их деть. Его

Мышцы неестественно напряжены, сердце начинает учащенно биться,

Он никого не слышит, никого не видит, его поведение неестественно, а

Потому мы и не верим в происходящее на сцене. В театре это называют

Мышечным зажимом. Закон органичного поведения человека на сцене

Борется с этим явлением, требует сосредоточения, целенаправленного

Внимания на объект сценической игры и пребывания в предлагаемых

(условных) обстоятельствах, как «если бы» это было на самом деле в

Жизни. Специальные упражнения постепенно приучают актера

Освобождаться от ненужных перегрузок и освобождать физическую и

Духовную энергию для решения более сложных сценических задач.

Й элемент закона. ОТНОШЕНИЕ

В жизни объект - причина отношений, а на

Сцене сам я вызываю в себе нужное

Отношение.

Евг. Вахтангов

В жизни — в зависимости от степени знакомства с объектом —

Человек устанавливает с ним определенные отношения, т.е. своим

Поведением реагирует на него определенным образом.

Если в руки человеку попала лягушка или змея...

Если человек случайно очутился в вольере со львом...

Если человек остался наедине с душевнобольным...

Если человек увидел любимую женщину... и т.п.

246

Вся жизнь человека есть бесконечный процесс реагирования. Зашло

Или взошло солнце — опять определенная реакция. Где-то неожиданно

Заплакал ребенок, зазвонил телефон, вкусное блюдо появилось на

Обеденном столе, на витрине человек увидел книгу, которую давно

Искал...

Но отношение человека к тому или иному объекту может меняться в

Зависимости от конкретной ситуации, характера данного человека, от его

Душевного состояния. «Мне уже 52 года», — говорит один. «Мне еще 52

года», —говорит другой.* Если у вас до зарплаты осталось 50 рублей, по

Этому поводу можно сказать: «У меня осталось только 50 рублей», а

можно воскликнуть: «У меня еще 50 рублей!». В обоих случаях речь идет

Об одной и той же сумме, но о разном к ней отношении. Прекрасным

Примером «отношения» и смены «отношения» может служить такой

Любопытный исторический факт. Пока изгнанник Наполеон, сбежав с

Острова Эльба, приближался к Парижу, чтобы захватить его и потом, как

Известно, править еще «сто дней», парижские газеты пестрели яркими

Заголовками. Но по мере успешного продвижения Наполеона к столице

эти заголовки сначала неуловимо, а потом и разительно поменялись:

«Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан»;

«Людоед идет к Гроссу»;

«Узурпатор вошел в Гренобль»;

«Бонапарт занял Лион»;

«Наполеон приближается к Фонтенбло»;

И наконец...

«Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном

Париже».

На сцене жизнь актера обусловлена налаживанием его связей с

«предлагаемыми обстоятельствами». Эти связи выражаются через

Точно найденные ко всем предметам, партнерам, событиям спектакля

Сценические отношения, которые подобны жизненным. Пребывать в

Предлагаемых обстоятельствах — значит, наладить процесс

Реагирования на условный мир как на безусловный, поверить в

Искусственное как в действительно существующее.

Силой воображения актер заставляет себя поверить в то, чего на

Самом деле нет, и правильно отреагировать на обыкновенную тряпку как

На дорогое платье, на воображаемое свидание как на реальное

Жизненное событие. Актер верит в то, что холодный утюг накалился, что

Платье сгорело, что в комнате пахнет гарью, — и реагирует на это

Соответствующим образом. Для актера существуют сотни и тысячи

Контактов и реагирований на искусственные объекты как на безусловно

Существующие. Для актера поверить, установить отношение — значит,

Поведенчески правильно отреагировать. Суметь верно определить эти

Отношения и сценически овладеть ими — значит, «добиться

Присутствия», как это называл Ш.Дюллен.

Й элемент закона. ДЕЙСТВИЕ

Действие есть основа жизненного процесса. Процесс этот можно

Условно,, для простоты анализа, разложить на составные части. Будем

Считать, что пове дение человека обусловлено какой-либо

потребностью. Отсюда:

Потребность — желание

Действие (активно действующая мысль)

Как выполняется действие?

Чувство

* Любопытно, что, когда M.T. писал эти строки, ему самому было 55 лет. Пример, видимо,

Актуален.

247

Каждую секунду своей сознательной жизни человек чего-то хочет, к

Чему-то стремится, чего-то желает. Вне желаний человек существовать


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: