Луначарский А.В. Статьи о литературе. — М., «Художественная

Литература», 1957

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти т. — М.,

Издательство АН СССР, 1953-1959

Аристотель. Поэтика. — М., Гослитиздат, 1963

Леонардо да Винчи. Избранное. — М., Гослитиздат, 1952

Гёте И.-В. Статьи и мысли об искусстве. — М.-Л., «Искусство», 1936

Гёте И.-В. Фауст. — Минск, издательство Министерства

Просвещения БССР, 1956

Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. — М.,

Гослитиздат, 1960 — 1965

Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. — М.,

«Искусство», 1954-1961

Немирович-Данченко В.И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. — М.,

«Искусство», 1952

Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. — М.,

«Искусство», 1968

Михоэлс СМ. Статьи. Беседы. Речи. — М., «Искусство», 1965

Павлов И.П. Избранные произведения. — М., Госполитиздат, 1949

Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. — М., ВТО, 1959

Брехт Б. Театр. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.т. 5/1, 5/2. —

М., «Искусство», 1965

Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Сборник в 2-х томах. — М.,

«Искусство», 1960

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 2-е. — М.,

Музгиз, 1961

Барро Ж-Л. Размышления о театре. — М., «Иностранная

Литература», 1963

Феллини Ф. Статьи. Интервью. Воспоминания. Рецензии. — М.,

«Искусство», 1963

Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. — М., «Иностранная

Литература», 1958

Губерман И. Третий триумвират. — М., «Детская литература», 1974

Коклен-старший. Искусство актера. — Л.-М., «Искусство», 1937

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. — Тбилиси,

«Мецниереба», 1972

Эйзенштейн СМ. Избранные произведения в 6-ти тт. — М.,

«Искусство», 1962-1966

Гюго В. Предисловие к «Кромвелю».

Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. — М.,

«Искусство», 1969

Эшби У.-Р. Автоматы. Схема усилителя мыслительных

Способностей. — 1956

Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. — Л.,

«Музыка», 1971

Клер Рене-. Размышления о киноискусстве. — М., «Искусство»,

1958

Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. — М., ВТО, 1964

Кнебель М.И. Слово в творчестве актера. — М., «Искусство», 1954

255

Кнебель М.И. О действенном анализе пьесы и роли. — М.,

«Театр», № 1—2, 1955

Кнебель М.И. Вся жизнь. - М., ВТО, 1967

Яхонтов В.Н. Театр одного актера. — М., «Искусство», 1958

Топорков В. Станиславский на репетиции. — М.-Л., «Искусство»,

1949

Натадзе Р. Учебник психологии. — Тбилиси, «Институт

Педагогической литературы», 1945

Косидовский 3. Библейские сказания. — М., «Политическая

Литература», 1966

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., «Прогресс»,

1974

Мастера искусства об искусстве. — М., «Искусство», 1969

Лоусон Дж.Г. Построение пьесы. — М., «Театр и драматургия»,

1936, №10

Волькенштейн В. Драматургия. — М.-Л., «Искусство», 1937

Редгрейв М. Маска или лицо. — М., «Прогресс», 1965

Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. — М.,

«Искусство», 1952

Эфрос А.В. Репетиция — любовь моя. — М., «Искусство», 1975

Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. — М., «Наука», 1969

Типический образ на сцене. Сборник высказываний мастеров

Театра. — М., «Искусство», 1953

Рыжова В. Путь к спектаклю. — М., «Искусство», 1967

Бояджиев Г. Театральность и правда. — М.-Л., «Искусство», 1945

Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. — М.,

«Искусство», 1957

Встречи с Мейерхольдом. Сборник воспоминаний. — М., ВТО,

1967

Снежницкий Л.Д. На репетициях у мастеров режиссуры. — М.,

«Искусство», 1972

Громов В. Михаил Чехов. — М., «Искусство», 1970

Ирд Каарел. Размышления о театре. — М., «Искусство», 1973

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. — М.,

«Просвещение», 1973

Марков М. Искусство как процесс. — М., «Искусство», 1970

Корогодский З.Я. Режиссер и актер. — М., «Советская Россия»,

1967

Пансо В. Труд и талант в творчестве актера. — М., ВТО, 1972

Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. — М.,

«Искусство», 1972

Шихматов Л. От студии к театру. — М., ВТО, 1970

Владимиров С. Действие в драме. — Л., «Искусство», 1972

Завадский Ю. Мысли о Мейерхольде. — М., «Театр», 1974, № 2

Кэрролл Льюис. Алиса в стране чудес.

Туманишвили Г.Д., Саламатина Н.В. Дифференцировка, рост и

Взаимодействие клеток. — Тбилиси, «Мецниереба», 1973

Выготский Л.С. Психология искусства. — М., «Искусство», 1968

Селиванов Ф.А. Истина и заблуждение. — М., 1972

Хильми Г.Ф. Поэзия науки. — М., «Наука», 1970

Гей Н.К. Образ и художественная правда. Теория литературы. Т. 1.

— М., АН СССР, 1962

Тимофеев Л.И. Теория литературы. — М., Учпедгиз, 1945

Коломинский Я. Феномен Шахразады. — М., «Знание — сила»,

1973, № 4

Монтень Мишель. Об искусстве жить достойно. — М., «Детская

Литература», 1973

Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. — М.-Л., «Академия», 1937

Москвин И. Беседы с молодежью. Статьи и материалы. — М., Изд.

В.Т.Т.О., 1948

257

«Систему знают многие. Систему умеют

Применять еще единицы. Я, Станиславский,

Систему знаю, но еще не умею или, вернее,

Только начинаю уметь ее применять».

К. С. Станиславский

КОНСПЕКТ УЧЕБНИКА ПО РЕЖИССУРЕ*

(для студентов и только для студентов)

Я пишу конспект и чувствую, что в нем много «воды». Я закончу его

«собирать», а потом примусь за «выжимание». Уничтожу все лишнее,

Постараюсь довести все до «формулы», если это, вообще возможно в

Искусстве, а потом попробую написать все сначала, но поэтически,

Увлекательно и красиво. Искусство не может быть сухим.

Предисловие. Что дает совместное актерско-режиссерское обучение

Первый курс. Первые беседы со студентами

Глава I. Введение в режиссуру

Происхождение искусства

Искусство и наука

Художественный образ. Эстетика

Специфика театрального искусства

Великий треугольник

Режиссура — суть профессии

Основные этапы из истории режиссуры

Заповедь Станиславского

Глава II. Практические занятия

Студенческий поклон. Как рассадить?

Анкета-знакомство

Домовая книга

Моя улица

Примерный устав курса (Шихматов. «От студии к театру».

Организация «Театра 11-ой аудитории»)

Примерный годовой план работы курса (дополнить 2-е

Полугодие)

Упражнения, аффективные действия, задания

Глава III. «Искусство — идеология»

Базис и надстройка

Краткая история культуры (возникновение стилей)

Схема — карта

Формы идеологии

Художник — представитель идеологического фронта

Отрицание идей — тоже идея. Не существует безыдейного

Искусства

Стиль. Формулы стилей. Школа, направление, манера

* Текст печатается по книге Н.Урушадзе о М.И.Туманишвили «Рассказ главного

Свидетеля» (Саранск, 2001).

258

Жанр. Происхождение жанров (трагедия, комедия, драма и

Др.)

Маска, тип, образ

Прием. Природа чувств — степень условности

Глава IV. Идейно-тематическая основа театрального представления

Творческий процесс

Содержание произведения: идея, тема, фабула, сюжет

Закон композиции произведения (экспозиция, завязка,

Перипетии, кульминация, развязка)

Субъективная и объективная идея

Что называют классическим произведением?

Глава V. Схема творческого процесса и процесса восприятия

Умение видеть суть явления

Момент перевода жизненного явления на язык сценический

Механизм «переводного» процесса

Пример — «Ромео и Джульетта»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: