Литература», 1957
Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти т. — М.,
Издательство АН СССР, 1953-1959
Аристотель. Поэтика. — М., Гослитиздат, 1963
Леонардо да Винчи. Избранное. — М., Гослитиздат, 1952
Гёте И.-В. Статьи и мысли об искусстве. — М.-Л., «Искусство», 1936
Гёте И.-В. Фауст. — Минск, издательство Министерства
Просвещения БССР, 1956
Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20-ти томах. — М.,
Гослитиздат, 1960 — 1965
Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. — М.,
«Искусство», 1954-1961
Немирович-Данченко В.И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. — М.,
«Искусство», 1952
Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. — М.,
«Искусство», 1968
Михоэлс СМ. Статьи. Беседы. Речи. — М., «Искусство», 1965
Павлов И.П. Избранные произведения. — М., Госполитиздат, 1949
Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. — М., ВТО, 1959
Брехт Б. Театр. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.т. 5/1, 5/2. —
М., «Искусство», 1965
Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Сборник в 2-х томах. — М.,
«Искусство», 1960
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 2-е. — М.,
Музгиз, 1961
Барро Ж-Л. Размышления о театре. — М., «Иностранная
Литература», 1963
Феллини Ф. Статьи. Интервью. Воспоминания. Рецензии. — М.,
«Искусство», 1963
Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. — М., «Иностранная
Литература», 1958
Губерман И. Третий триумвират. — М., «Детская литература», 1974
Коклен-старший. Искусство актера. — Л.-М., «Искусство», 1937
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. — Тбилиси,
«Мецниереба», 1972
Эйзенштейн СМ. Избранные произведения в 6-ти тт. — М.,
«Искусство», 1962-1966
Гюго В. Предисловие к «Кромвелю».
Бергман И. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. — М.,
«Искусство», 1969
Эшби У.-Р. Автоматы. Схема усилителя мыслительных
Способностей. — 1956
Стравинский И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. — Л.,
«Музыка», 1971
Клер Рене-. Размышления о киноискусстве. — М., «Искусство»,
1958
Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. — М., ВТО, 1964
Кнебель М.И. Слово в творчестве актера. — М., «Искусство», 1954
255
Кнебель М.И. О действенном анализе пьесы и роли. — М.,
«Театр», № 1—2, 1955
Кнебель М.И. Вся жизнь. - М., ВТО, 1967
Яхонтов В.Н. Театр одного актера. — М., «Искусство», 1958
Топорков В. Станиславский на репетиции. — М.-Л., «Искусство»,
1949
Натадзе Р. Учебник психологии. — Тбилиси, «Институт
Педагогической литературы», 1945
Косидовский 3. Библейские сказания. — М., «Политическая
Литература», 1966
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., «Прогресс»,
1974
Мастера искусства об искусстве. — М., «Искусство», 1969
Лоусон Дж.Г. Построение пьесы. — М., «Театр и драматургия»,
1936, №10
Волькенштейн В. Драматургия. — М.-Л., «Искусство», 1937
Редгрейв М. Маска или лицо. — М., «Прогресс», 1965
Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. — М.,
«Искусство», 1952
Эфрос А.В. Репетиция — любовь моя. — М., «Искусство», 1975
Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. — М., «Наука», 1969
Типический образ на сцене. Сборник высказываний мастеров
Театра. — М., «Искусство», 1953
Рыжова В. Путь к спектаклю. — М., «Искусство», 1967
Бояджиев Г. Театральность и правда. — М.-Л., «Искусство», 1945
Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. — М.,
«Искусство», 1957
Встречи с Мейерхольдом. Сборник воспоминаний. — М., ВТО,
1967
Снежницкий Л.Д. На репетициях у мастеров режиссуры. — М.,
«Искусство», 1972
Громов В. Михаил Чехов. — М., «Искусство», 1970
Ирд Каарел. Размышления о театре. — М., «Искусство», 1973
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. — М.,
«Просвещение», 1973
Марков М. Искусство как процесс. — М., «Искусство», 1970
Корогодский З.Я. Режиссер и актер. — М., «Советская Россия»,
1967
Пансо В. Труд и талант в творчестве актера. — М., ВТО, 1972
Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. — М.,
«Искусство», 1972
Шихматов Л. От студии к театру. — М., ВТО, 1970
Владимиров С. Действие в драме. — Л., «Искусство», 1972
Завадский Ю. Мысли о Мейерхольде. — М., «Театр», 1974, № 2
Кэрролл Льюис. Алиса в стране чудес.
Туманишвили Г.Д., Саламатина Н.В. Дифференцировка, рост и
Взаимодействие клеток. — Тбилиси, «Мецниереба», 1973
Выготский Л.С. Психология искусства. — М., «Искусство», 1968
Селиванов Ф.А. Истина и заблуждение. — М., 1972
Хильми Г.Ф. Поэзия науки. — М., «Наука», 1970
Гей Н.К. Образ и художественная правда. Теория литературы. Т. 1.
— М., АН СССР, 1962
Тимофеев Л.И. Теория литературы. — М., Учпедгиз, 1945
Коломинский Я. Феномен Шахразады. — М., «Знание — сила»,
1973, № 4
Монтень Мишель. Об искусстве жить достойно. — М., «Детская
Литература», 1973
Давыдов В.Н. Рассказ о прошлом. — М.-Л., «Академия», 1937
Москвин И. Беседы с молодежью. Статьи и материалы. — М., Изд.
В.Т.Т.О., 1948
257
«Систему знают многие. Систему умеют
Применять еще единицы. Я, Станиславский,
Систему знаю, но еще не умею или, вернее,
Только начинаю уметь ее применять».
К. С. Станиславский
КОНСПЕКТ УЧЕБНИКА ПО РЕЖИССУРЕ*
(для студентов и только для студентов)
Я пишу конспект и чувствую, что в нем много «воды». Я закончу его
«собирать», а потом примусь за «выжимание». Уничтожу все лишнее,
Постараюсь довести все до «формулы», если это, вообще возможно в
Искусстве, а потом попробую написать все сначала, но поэтически,
Увлекательно и красиво. Искусство не может быть сухим.
Предисловие. Что дает совместное актерско-режиссерское обучение
Первый курс. Первые беседы со студентами
Глава I. Введение в режиссуру
Происхождение искусства
Искусство и наука
Художественный образ. Эстетика
Специфика театрального искусства
Великий треугольник
Режиссура — суть профессии
Основные этапы из истории режиссуры
Заповедь Станиславского
Глава II. Практические занятия
Студенческий поклон. Как рассадить?
Анкета-знакомство
Домовая книга
Моя улица
Примерный устав курса (Шихматов. «От студии к театру».
Организация «Театра 11-ой аудитории»)
Примерный годовой план работы курса (дополнить 2-е
Полугодие)
Упражнения, аффективные действия, задания
Глава III. «Искусство — идеология»
Базис и надстройка
Краткая история культуры (возникновение стилей)
Схема — карта
Формы идеологии
Художник — представитель идеологического фронта
Отрицание идей — тоже идея. Не существует безыдейного
Искусства
Стиль. Формулы стилей. Школа, направление, манера
* Текст печатается по книге Н.Урушадзе о М.И.Туманишвили «Рассказ главного
Свидетеля» (Саранск, 2001).
258
Жанр. Происхождение жанров (трагедия, комедия, драма и
Др.)
Маска, тип, образ
Прием. Природа чувств — степень условности
Глава IV. Идейно-тематическая основа театрального представления
Творческий процесс
Содержание произведения: идея, тема, фабула, сюжет
Закон композиции произведения (экспозиция, завязка,
Перипетии, кульминация, развязка)
Субъективная и объективная идея
Что называют классическим произведением?
Глава V. Схема творческого процесса и процесса восприятия
Умение видеть суть явления
Момент перевода жизненного явления на язык сценический
Механизм «переводного» процесса
Пример — «Ромео и Джульетта»