double arrow

Не может. Жизнь его —это цепь желаний, «хотений». Наличие желания


(или потребности) мобилизует человека на действие. Он как бы

Программирует его, готовится к совершению поступка. И, наконец,

Совершает это действие. Одновременно с возникновением желания и

Его реализацией в действии у человека возникает определенная эмоция,

Чувство, которое им овладевает. В эмоциях отражается значимость для

Человека данного поступка.

Желание — чего я хочу?

Действие — что я должен сделать? (установка)

Реализация желания — как я делаю?

Чувство — что я чувствую?

Желание и действие — процессы, руководимые волей и сознанием

Человека, но «как я делаю» и «что я чувствую» — процессы

Подсознательные. Человек в жизни обычно не контролирует, как он

Совершает то или иное действие, он не способен полностью руководить

Своими эмоциями.

Помещенный в обстоятельства сценической игры, актер определяет

«желание» (чего я хочу?), которое у него должно было бы быть, «если

Бы» этот процесс действительно происходил в жизни.

Вспомним еще раз этюд с прожженным платьем. Какие «хотения»,




Желания владеют девушкой из этого этюда?

Поскорее подготовиться к свиданию (для этого надо получше

Выгладить платье).

Узнать, кто зовет ее с улицы.

Побыстрее закончить разговор с не вовремя пришедшей подругой.

Определить, что может гореть (откуда запах)?

Спасти платье и свидание.

Непосредственная реализация желаний есть действие как таковое

(что я делал?).

Все действия, совершаемые актером, имеют определенное внешнее

Проявление, то есть то, что можно назвать «как я это делаю».

Станиславский называет это «как» — «приспособлением». Одно и то же

Действие разные люди выполняют совершенно по-разному. Это зависит

От их темперамента, привычек, жизненного опыта, настроения, может

Быть, сегодняшнего физического состояния и т.д. Сколько людей на

Земном шаре каждый день утюжат платья, но, вероятнее всего, каждый

Проделывает это с характерными только для данного человека осо-

Бенностями.

К первым двум линиям прибавляется еще и третья:

Желание — чего я хочу?

Действие — что я делаю?

Приспособление — как я это делаю? (т.е. реализация

Желания)

В этюде с девушкой, которая собирается на свидание, разные

Актрисы, реализуя одно «желание» — побыстрее подготовиться к

Свиданию, наверняка используют разные физические действия

(что я делаю?). Одна будет торопливо, но тщательно выбирать

Платье, принесет гладильную доску, долго будет ее устанавливать и



Т.п. Другая схватит первое попавшееся платье, на ходу станет пере-

248

Одеваться, побежит умываться и не подумает о том, на чем будет

Гладить. Третья все свое внимание сосредоточит на косметических

Процедурах, совершаемых перед зеркалом, и т.д. и т.п.

Взаимодействие «желания», «действия» и «приспособления» с

Предлагаемыми обязательствами и есть сценическая задача, которую

Актеру предстоит решить, т.е. реализовать в акте сценической игры.

Реализация задачи в данных предлагаемых обстоятельствах есть один

Действенный эпизод сценической жизни.

Сценическая задача всегда определяется глаголом: хочу

Освободиться, хочу успеть, хочу обладать, хочу найти выход, хочу

Всех успокоить и т.п.

Пример решения сценической задачи: девушка хочет побыстрее

Отделаться от подруги, которая явилась не вовремя и занимает ее

Неинтересным разговором. Ее желания оказываются в конфликте с

Предлагаемыми обстоятельствами.

Неспособный актер (студент) постарается побыстрее совершить

Действие, заданное этюдом, талантливый же — нафантазирует сотню

Действий, обогащающих выполнение этой задачи. Он постарается

Изобразить в действии процесс борьбы желания с обстоятельствами.

Этого требует закон.

Сценическое действие должно быть конкретным, правдивым а не

Формально изображенным. Его возникновение должно иметь какую-



Либо точную причину. Оно должно быть направлено на какую-то

Конкретную цель. У всякого действия есть его внешняя сторона, т.е. то,

Что видит наблюдатель со стороны (физическое действие), и

Внутренняя, невидимая (мысли, желания, чувства), т.е. психическая

Жизнь человека. Но поскольку обе стороны связаны между собой,

Физические действия правильнее называть психофизическими.

Физическое действие в готовой роли актер выполняет каждый раз при

Повторении спектакля, а приспособление (т.е. как он это действие

Выполняет сегодня) меняется. Приспособление — это краска, нюанс, это

Сегодняшнее актерское состояние, его импровизация.

Физическое действие — это мостик между сознательным и

Подсознательным. В момент выбора физического действия — это

Процесс сознательный, в момент же его выполнения процесс становится

Подсознательным. Только через физическое действие, т.е. через

Поведение человека, мы можем судить о внутреннем, психическом его

Состоянии.

249

Разница между жизненным процесс ом, действительно

Произошедшим в жизни (девушка прожгла платье), и тем же случаем,

Происходящим на сцене, заключается в том, что в жизни этот случай

Произошел с настоящим платьем, а на сцене — с подобием платья,

Пустышкой. Если в жизни девушка прожгла платье, она не занимается

Анализом своих желаний и действий, а старается спасти испорченное

Платье или найти способ, как выйти из трудного положения. Актер же

Вынужден как следует разобраться в обстоятельствах и действиях и

Насочинять то, что в жизни делается само собой.

Сначала с тщательностью археолога актер должен восстановить

Рисунок физического поведения человека, а после этого с упрямством

Музыканта отрабатывать эти действия до тех пор, пока не добьется,

Чтобы они стали подобны действиям жизненным, выстроенным по

Законам естественного поведения человека в жизни. Актер, повторяю,

Должен поверить в условное как в безусловное, заволноваться на сцене

Так же, как «если бы» это было на самом деле.

В момент правильной реализации сценической задачи — независимо

От актера, но в очень большой зависимости от его таланта — возникает

Чувство, т.е. степень и качество возбуждения нервной системы человека.

В жизни сначала действуют, потом осознают и чувствуют.* На сцене

Сперва осознают, анализируют, потом действуют, и постепенно приходит

Чувство.







Сейчас читают про: