(или потребности) мобилизует человека на действие. Он как бы
Программирует его, готовится к совершению поступка. И, наконец,
Совершает это действие. Одновременно с возникновением желания и
Его реализацией в действии у человека возникает определенная эмоция,
Чувство, которое им овладевает. В эмоциях отражается значимость для
Человека данного поступка.
Желание — чего я хочу?
Действие — что я должен сделать? (установка)
Реализация желания — как я делаю?
Чувство — что я чувствую?
Желание и действие — процессы, руководимые волей и сознанием
Человека, но «как я делаю» и «что я чувствую» — процессы
Подсознательные. Человек в жизни обычно не контролирует, как он
Совершает то или иное действие, он не способен полностью руководить
Своими эмоциями.
Помещенный в обстоятельства сценической игры, актер определяет
«желание» (чего я хочу?), которое у него должно было бы быть, «если
Бы» этот процесс действительно происходил в жизни.
|
|
Вспомним еще раз этюд с прожженным платьем. Какие «хотения»,
Желания владеют девушкой из этого этюда?
Поскорее подготовиться к свиданию (для этого надо получше
Выгладить платье).
Узнать, кто зовет ее с улицы.
Побыстрее закончить разговор с не вовремя пришедшей подругой.
Определить, что может гореть (откуда запах)?
Спасти платье и свидание.
Непосредственная реализация желаний есть действие как таковое
(что я делал?).
Все действия, совершаемые актером, имеют определенное внешнее
Проявление, то есть то, что можно назвать «как я это делаю».
Станиславский называет это «как» — «приспособлением». Одно и то же
Действие разные люди выполняют совершенно по-разному. Это зависит
От их темперамента, привычек, жизненного опыта, настроения, может
Быть, сегодняшнего физического состояния и т.д. Сколько людей на
Земном шаре каждый день утюжат платья, но, вероятнее всего, каждый
Проделывает это с характерными только для данного человека осо-
Бенностями.
К первым двум линиям прибавляется еще и третья:
Желание — чего я хочу?
Действие — что я делаю?
Приспособление — как я это делаю? (т.е. реализация
Желания)
В этюде с девушкой, которая собирается на свидание, разные
Актрисы, реализуя одно «желание» — побыстрее подготовиться к
Свиданию, наверняка используют разные физические действия
(что я делаю?). Одна будет торопливо, но тщательно выбирать
Платье, принесет гладильную доску, долго будет ее устанавливать и
|
|
Т.п. Другая схватит первое попавшееся платье, на ходу станет пере-
248
Одеваться, побежит умываться и не подумает о том, на чем будет
Гладить. Третья все свое внимание сосредоточит на косметических
Процедурах, совершаемых перед зеркалом, и т.д. и т.п.
Взаимодействие «желания», «действия» и «приспособления» с
Предлагаемыми обязательствами и есть сценическая задача, которую
Актеру предстоит решить, т.е. реализовать в акте сценической игры.
Реализация задачи в данных предлагаемых обстоятельствах есть один
Действенный эпизод сценической жизни.
Сценическая задача всегда определяется глаголом: хочу
Освободиться, хочу успеть, хочу обладать, хочу найти выход, хочу
Всех успокоить и т.п.
Пример решения сценической задачи: девушка хочет побыстрее
Отделаться от подруги, которая явилась не вовремя и занимает ее
Неинтересным разговором. Ее желания оказываются в конфликте с
Предлагаемыми обстоятельствами.
Неспособный актер (студент) постарается побыстрее совершить
Действие, заданное этюдом, талантливый же — нафантазирует сотню
Действий, обогащающих выполнение этой задачи. Он постарается
Изобразить в действии процесс борьбы желания с обстоятельствами.
Этого требует закон.
Сценическое действие должно быть конкретным, правдивым а не
Формально изображенным. Его возникновение должно иметь какую-
Либо точную причину. Оно должно быть направлено на какую-то
Конкретную цель. У всякого действия есть его внешняя сторона, т.е. то,
Что видит наблюдатель со стороны (физическое действие), и
Внутренняя, невидимая (мысли, желания, чувства), т.е. психическая
Жизнь человека. Но поскольку обе стороны связаны между собой,
Физические действия правильнее называть психофизическими.
Физическое действие в готовой роли актер выполняет каждый раз при
Повторении спектакля, а приспособление (т.е. как он это действие
Выполняет сегодня) меняется. Приспособление — это краска, нюанс, это
Сегодняшнее актерское состояние, его импровизация.
Физическое действие — это мостик между сознательным и
Подсознательным. В момент выбора физического действия — это
Процесс сознательный, в момент же его выполнения процесс становится
Подсознательным. Только через физическое действие, т.е. через
Поведение человека, мы можем судить о внутреннем, психическом его
Состоянии.
249
Разница между жизненным процесс ом, действительно
Произошедшим в жизни (девушка прожгла платье), и тем же случаем,
Происходящим на сцене, заключается в том, что в жизни этот случай
Произошел с настоящим платьем, а на сцене — с подобием платья,
Пустышкой. Если в жизни девушка прожгла платье, она не занимается
Анализом своих желаний и действий, а старается спасти испорченное
Платье или найти способ, как выйти из трудного положения. Актер же
Вынужден как следует разобраться в обстоятельствах и действиях и
Насочинять то, что в жизни делается само собой.
Сначала с тщательностью археолога актер должен восстановить
Рисунок физического поведения человека, а после этого с упрямством
Музыканта отрабатывать эти действия до тех пор, пока не добьется,
Чтобы они стали подобны действиям жизненным, выстроенным по
Законам естественного поведения человека в жизни. Актер, повторяю,
Должен поверить в условное как в безусловное, заволноваться на сцене
|
|
Так же, как «если бы» это было на самом деле.
В момент правильной реализации сценической задачи — независимо
От актера, но в очень большой зависимости от его таланта — возникает
Чувство, т.е. степень и качество возбуждения нервной системы человека.
В жизни сначала действуют, потом осознают и чувствуют.* На сцене
Сперва осознают, анализируют, потом действуют, и постепенно приходит
Чувство.