С чего начинается театр? Его знак? Физическое действие

Процесс взаимоотношения спектакля и зрителя

Глава VI. Практические занятия Подготовка студентов к сочинению

Этюдов

Главное событие дня

Скрытая камера

Монолог дома, который должны разрушить

Идем по городу (рейд)

Рассказ в действии

Этюды индивидуальные (слов почти нет)

Импровизации на тему «Наша кухня»

Теоретические театрализованные конференции (о сути

Действия)

Глава VII. Закон естественного и органичного поведения человека

(шесть элементов закона) на сцене и в жизни

Глава VIII. Практические занятия

Этюды на взаимоотношения (темы из лучших произведений

Драматургии)

Слово — в этюде (Обойма из семи слов. Игра. Слово-золото.

Стреляю только тогда, когда нет другого выхода.). Эти этюды

Отрабатываются вместе с педагогом по речи

Утренние упражнения (туалет актера). «Бой» скороговорками и

Пословицами. Это отрабатывается совместно с педагогом по

Речи

(2x2 = 4, ЗхЗ = 9и т.д.)

Композиционные особенности этюда. Аристотелевские

Правила игры. «Дебют», «Миттельшпиль», «Эндшпиль». 3

части:

Монтировка» предлагаемых обстоятельств

Конфликт-«поединок» — основа сценической жизни

Окончание

Глава IX. Театрализованный экзамен под конец первого курса

Обучения. Ставят студенты-режиссеры (опыт экзаменов)

Глава X. Примерный дневник занятий по воспитанию студентов

259

Второй курс. Научить раскладывать чувства

На физические действия

Глава XI. Творческое воображение

Глава XII. Практические занятия

Композиции из листьев, из вырезок репродукций (настроение,

Композиция, цвет, мысль)

Массовые этюды (панихида, киностудия, телеграф)

Этюд по музыке (программной) «Петя и волк»

Этюды на бессюжетную музыку (по впечатлениям)

Зримая песня (по Товстоногову). Эти этюды разрабатываются

Вместе с педагогами по сценическому движению, ритмике,

Танцу. Ставят студенты-режиссеры

Упражнения с масками (Дюленн). Поиски характеристики

Арлекинада — поиски выразительности

Вечер «сюрпризов»

Глава XIII. Метод действенного анализа

Разведка умом

Действенный рассказ

Разведка действием

Контроль пьесой

Глава XIV. Практические занятия

Отбор и работа над отрывками из пьес

Глава XV. Событие

— Что вы читаете, принц?

— Слова, слова, слова, — отвечает Гамлет.

— Что вы делаете, Яхонтов?

— Ничего особенного. Я освобождаю слова из плена», —

Отвечает В. Яхонтов. Событийный ряд —закадрованный

Идейно-тематический замысел спектакля (Диалог

Креон—Антигона)

Формула Кнебель.

Выстраивание ряда (конструирование)

Глава XVI. Закон сверхзадачи и сквозного действия

Глава XVII. Практические занятия по мастерству и режиссуре.

«Лепка идеи» («Зубы, врач», «Доктор философии», «Отелло» и

Т.д., телеграммы-сюжеты

Конспекты» событий классических пьес в действии

Глава XVIII. Режиссерский план (экспликация)

Литературный анализ (идейно-тематический замысел)

Театральный анализ

Шаблонная схема «укладки» всех элементов театрального

Анализа

Творческий замысел

Глава XIX. Проблемы формы и содержания театрального искусства

Форма (искусство — это в конце концов форма)

Примеры гармонического слияния содержания и формы

(классические формы)

Сценическая метафора

261

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ

Последний спектакль

М.Туманишвили*

Мая 1996 года Михаила Туманишвили не стало. Он уже никогда

не поставит свой «Вишневый сад», который сочинял почти 10 лет.** И,

Думаю, дело было не только в творческих муках. Похоже, все-таки

«предлагаемые обстоятельства», в какие попала Грузия, помешали

Режиссеру вместе с чеховскими героями естественным образом

Распрощаться со старым домом, в последний раз окинуть взглядом

Детскую, увидеть маму в белом платье, идущую по саду, и броситься в

Париж «к этому ужасному человеку». Любовь к родному пепелищу для

Туманишвили никогда не была пустым звуком.

«Когда умирают люди, меняются их портреты», — сказал поэт.

Наверное, когда умирают режиссеры, меняются их спектакли. Создатель

«Амфитриона» вряд ли замышлял его как завещание. Но слишком

Многое в нем после смерти М.Т. выглядело символичным. Вот именно так

Его мог поставить только Туманишвили, семидесятипятилетний

Режиссер-мудрец, который прошел всю войну, знал, почем фунт лиха,

Видел смерть в 40-х и увидел ее в 90-х на улицах родного Тбилиси. В

Сущности, он прожил невероятно счастливую жизнь. Хотя постоянно

Бурчал, что его предают ученики. Постоянно помнил, как «били» его

Театральные оппоненты. Болезненно переживал, что его лишили театра

В его лучшие творческие годы. Но он все-таки прожил счастливую жизнь.

Занимался делом, в котором был талантлив и смел. Ставил то, что хотел.

Почти всегда. Под конец жизни создал собственный театр — Театр

Киноактера. Воспитал талантливых учеников, которые составили славу

Грузинского театра и кино. Был любим и любил. Это все и читалось в

«Амфитрионе».

Почти одновременно с этим спектаклем вышли два шекспировских

«Макбета», поставленные учениками М.Туманишвили. Т.Чхеидзе

Сделал спектакль в петербургском БДТ, Р.Стуруа — в родном Театре

Имени Ш.Руставели. Все три отразились друг в друге, как в зеркале, и

Напомнили «пейзаж после битвы».

Для того, кто хорошо знал Чхеидзе, было ясно, что «Макбет» — не его

Пьеса, а человек, вляпавшийся во власть, — не его герой. Нежного и

Тонкого психолога, Чхеидзе всегда больше интересовали не победители,

А побежденные, не насильники, а жертвы, не столько сами поступки,

Сколько их побудительные мотивы. Спектакль производил

Неоднозначное впечатление: что-то в нем казалось тривиальным, что-то

Было трагичным и сильным (например, безумие леди Макбет и смерть

Макбета). Критики поторопились вычленить в его спектакле лишь

* «Амфитриона» Ж.Жироду (1994) показали в Москве вскоре после смерти М.Т. Театр

Киноактера приезжал в Москву много раз. В октябре 1982 года в столице увидели

Спектакли «Дон Жуан» Мольера (1982) и «Свиньи Бакулы» Д.Клдиашвили (1979). В июле

Года, на фестивале «Театр и время», театр играл «Наш маленький городок»

Т.Уайлдера—Р.Габриадзе (1983). В 1991 году, на фестивале памяти А.Эфроса, театр

Снова показал «Наш городок». В мае 1996 года театр участвовал во Втором

Международном Чеховском фестивале со спектаклем «Амфитрион» Ж.Жироду. В ян-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: