Предположим, что человек в хорошем настроении возвращается от
Знакомых домой. Стоит на остановке, ждет троллейбуса. К нему
Подходит пьяный хулиган и начинает его ругать. Обстоятельства резко
Меняются. Человек неожиданно обнаруживает новый объект, с которым у
Него еще нет устоявшихся отношений. Информация об объекте пока что
Отсутствует. (Сказал ведь кто-то, что страх — это и есть отсутствие
Информации). Так называемая оценка происходит постепенно, по мере
«узнавания».
Пример.
Й признак. Человек видит приближающуюся к нему фигуру. Мало
Ли что может быть, человек ждет троллейбуса.
Й признак. Подошедший нетвердо стоит на ногах, покачивается.
Мало ли где человек был. Чуть подвыпил. Бывает!
Й признак. Подошедший пристально уставился на человека.
Человек отвернулся, тогда вновь подошедший тихо его выругал. Вот
невоспитанный тип!
* Мысль, наверное, спорная. В этом месте в рукописи М.Т. даже стоит «восклик»
|
|
Н.Крымовой, выражающей своей несогласие. (Н.А. много писала о Туманишвили, была
Первым редактором его книги «Режиссер уходит из театра». Собственно, та книга просто
Родилась из писем М.Туманишвили к Н.Крымовой. Наконец, они были большими
Друзьями. Поэтому, естественно, что и рукопись другой своей книги, той, что сейчас
Перед вами, М.Т. отдал читать любимому критику.) Возвращаясь к тому, что «в жизни
Сначала действуют, потом осознают», мы можем сказать так: мысль спорная, но в данном
Случае не следует понимать ее буквально, М.Т. важно обозначить принципиальную
Разницу между последовательностью действий в жизни и на сцене.
250
Й признак. Человек возмутился, тогда хулиган стал поносить его
громко. Это типичный хулиган, бандит!
Й признак. Человек пошел прочь, а хулиган побежал за ним. Надо
спасаться! Все эти изменения могут происходить в очень быстром темпе,
В одно мгновение, или в медленном.
Беспрерывные контакты-реагирования субъекта со средой дают
Возможность сохранять некоторое «равновесие» на определенном
Отрезке жизни. Но это «равновесие» нарушается в то же мгновение, как
Только одно из обстоятельств, составляющих эту среду, изменится или
Появится новое обстоятельство. Тогда человеку придется вновь искать
Контакты между собой и средой, его поведение тоже изменится,
Изменятся его желания и действия, темп его жизни, изменится
Эмоциональное напряжение его нервного аппарата. Этот процесс длится
В бесконечном жизненном потоке до тех пор, пока работает
|
|
Человеческое сознание (а значит, и самый главный его элемент —
Внимание). Он нарушается, если человек спит, находится в беспамятстве
Или сошел с ума.
В момент изменения предлагаемых обстоятельств меняется и
Сценическая задача, а, следовательно, организуется новая сценическая
Ситуация. Момент перехода от одного действенного эпизода к другому
Есть момент оценки.
Для актера этот момент наиболее сложен и требует полной отдачи
Внутренних сил. Ряд оценок — это уже схема развития действия. Это
Километровые столбы вдоль дороги сценических перипетий, это схема
Темпов и ритмов в процессе действования, это дорога «сквозного
Действия» — компаса сценической жизни.
Девушка спешит на свидание.
С и т у а ц и я о р г а н и з о в а н а
Определенными предла гаемыми
Обстоятельствами и сценической
Задачей. Но вот девушка слышит с
Улицы голос, зовущий ее. Новое
Обстоятельство меняет задачу,
Рождает новую. Разговаривая с
Болтливой собеседницей, девушка
Вдруг чувствует запах гари. Она ищет
Причину запаха и обнаруживает про-
Жженное платье. Обстоятельства
Снова изменились, появилась новая
Сценическая задача. В обоих случаях
Мы имеем дело со сценической
Оценкой.
О ц е н к а — э т о к а ч е с т в о
Реагирования на неожиданную смену
Предлагаемых обстоятельств. Чем объективнее отражается в
Человеческом сознании окружающий его мир, тем больше у человека
Возможностей дать правильную оценку событий, с которыми он
Столкнулся, и принять решение.
Й элемент закона. ТЕМПО-РИТМ
Степень активности сценической задачи в процессе столкновения с
Предлагаемыми обстоятельствами — это и есть ритм. Степень
Состояния актера — это единица ритма.
Степень внутреннего напряжения, т.е. ритм, зависит от ситуации и
Качества темперамента данного субъекта. Известны четыре типа
темперамента:
1. холерический;
2. сангвинический;
3. флегматический;
Меланхолический.
251
В зависимости от качества темперамента каждый из субъектов будет
По-разному реагировать на один и тот же раздражитель (в нашем случае
— на разъяренного хулигана).
Холерик при виде пьяного хулигана, вероятно, закричит на него, а
Убегая, будет возмущаться, стыдить его, чуть не умрет от страха.
Флегматик — спокойно оценит положение и уйдет, не закричав.
Меланхолик — в опасной ситуации растеряется, истерически завопит,
Заплачет, будет звать на помощь.
Сангвиник — поведет себя очень эмоционально, но не растеряется и
Не потеряет самообладания. Даже попытается воздействовать на
Хулигана.
В момент реагирования на объект (т.е. в момент переработки
Информации) и возникновения желания к действию, человек проявляет
Определенную степень напряжения нервного аппарата, или степень
Возбудимости, которую и называют ритмом.
Л.Снежницкий, актер Театра имени Евг.Вахтангова, вспоминает: «На
Первом же уроке Т.М.Шухмина объяснила нам, что подразумевали под
Темпераментом К.С.Станиславский и Е.Б.Вахтангов. В жизни мы
Думаем, действуем, выполняем те или иные поставленные перед собой
Задачи в различных темпо-ритмах, в зависимости от нашего
Самочувствия. Станиславский условно разделил эти жизненные
состояния человека на десять* номеров ритма. Пятый номер —
Нормальное самочувствие, то, в котором мы живем и работаем.
Четвертый, третий, второй и первый номера ритма-самочувствия —
|
|
Пониженное против нормального: усталость, недомогание, болезнь,
Полное истощение сил (первый номер). Шестой, седьмой, восьмой,
Девятый и десятый номера ритма — постепенное нарастание более
Возбужденного против нормального состояния человека. Например,
Опаздывая на репетицию, мы одеваемся, то есть действуем более энер-