Й элемент закона. Оценка

Предположим, что человек в хорошем настроении возвращается от

Знакомых домой. Стоит на остановке, ждет троллейбуса. К нему

Подходит пьяный хулиган и начинает его ругать. Обстоятельства резко

Меняются. Человек неожиданно обнаруживает новый объект, с которым у

Него еще нет устоявшихся отношений. Информация об объекте пока что

Отсутствует. (Сказал ведь кто-то, что страх — это и есть отсутствие

Информации). Так называемая оценка происходит постепенно, по мере

«узнавания».

Пример.

Й признак. Человек видит приближающуюся к нему фигуру. Мало

Ли что может быть, человек ждет троллейбуса.

Й признак. Подошедший нетвердо стоит на ногах, покачивается.

Мало ли где человек был. Чуть подвыпил. Бывает!

Й признак. Подошедший пристально уставился на человека.

Человек отвернулся, тогда вновь подошедший тихо его выругал. Вот

невоспитанный тип!

* Мысль, наверное, спорная. В этом месте в рукописи М.Т. даже стоит «восклик»

Н.Крымовой, выражающей своей несогласие. (Н.А. много писала о Туманишвили, была

Первым редактором его книги «Режиссер уходит из театра». Собственно, та книга просто

Родилась из писем М.Туманишвили к Н.Крымовой. Наконец, они были большими

Друзьями. Поэтому, естественно, что и рукопись другой своей книги, той, что сейчас

Перед вами, М.Т. отдал читать любимому критику.) Возвращаясь к тому, что «в жизни

Сначала действуют, потом осознают», мы можем сказать так: мысль спорная, но в данном

Случае не следует понимать ее буквально, М.Т. важно обозначить принципиальную

Разницу между последовательностью действий в жизни и на сцене.

250

Й признак. Человек возмутился, тогда хулиган стал поносить его

громко. Это типичный хулиган, бандит!

Й признак. Человек пошел прочь, а хулиган побежал за ним. Надо

спасаться! Все эти изменения могут происходить в очень быстром темпе,

В одно мгновение, или в медленном.

Беспрерывные контакты-реагирования субъекта со средой дают

Возможность сохранять некоторое «равновесие» на определенном

Отрезке жизни. Но это «равновесие» нарушается в то же мгновение, как

Только одно из обстоятельств, составляющих эту среду, изменится или

Появится новое обстоятельство. Тогда человеку придется вновь искать

Контакты между собой и средой, его поведение тоже изменится,

Изменятся его желания и действия, темп его жизни, изменится

Эмоциональное напряжение его нервного аппарата. Этот процесс длится

В бесконечном жизненном потоке до тех пор, пока работает

Человеческое сознание (а значит, и самый главный его элемент —

Внимание). Он нарушается, если человек спит, находится в беспамятстве

Или сошел с ума.

В момент изменения предлагаемых обстоятельств меняется и

Сценическая задача, а, следовательно, организуется новая сценическая

Ситуация. Момент перехода от одного действенного эпизода к другому

Есть момент оценки.

Для актера этот момент наиболее сложен и требует полной отдачи

Внутренних сил. Ряд оценок — это уже схема развития действия. Это

Километровые столбы вдоль дороги сценических перипетий, это схема

Темпов и ритмов в процессе действования, это дорога «сквозного

Действия» — компаса сценической жизни.

Девушка спешит на свидание.

С и т у а ц и я о р г а н и з о в а н а

Определенными предла гаемыми

Обстоятельствами и сценической

Задачей. Но вот девушка слышит с

Улицы голос, зовущий ее. Новое

Обстоятельство меняет задачу,

Рождает новую. Разговаривая с

Болтливой собеседницей, девушка

Вдруг чувствует запах гари. Она ищет

Причину запаха и обнаруживает про-

Жженное платье. Обстоятельства

Снова изменились, появилась новая

Сценическая задача. В обоих случаях

Мы имеем дело со сценической

Оценкой.

О ц е н к а — э т о к а ч е с т в о

Реагирования на неожиданную смену

Предлагаемых обстоятельств. Чем объективнее отражается в

Человеческом сознании окружающий его мир, тем больше у человека

Возможностей дать правильную оценку событий, с которыми он

Столкнулся, и принять решение.

Й элемент закона. ТЕМПО-РИТМ

Степень активности сценической задачи в процессе столкновения с

Предлагаемыми обстоятельствами — это и есть ритм. Степень

Состояния актера — это единица ритма.

Степень внутреннего напряжения, т.е. ритм, зависит от ситуации и

Качества темперамента данного субъекта. Известны четыре типа

темперамента:

1. холерический;

2. сангвинический;

3. флегматический;

Меланхолический.

251

В зависимости от качества темперамента каждый из субъектов будет

По-разному реагировать на один и тот же раздражитель (в нашем случае

— на разъяренного хулигана).

Холерик при виде пьяного хулигана, вероятно, закричит на него, а

Убегая, будет возмущаться, стыдить его, чуть не умрет от страха.

Флегматик — спокойно оценит положение и уйдет, не закричав.

Меланхолик — в опасной ситуации растеряется, истерически завопит,

Заплачет, будет звать на помощь.

Сангвиник — поведет себя очень эмоционально, но не растеряется и

Не потеряет самообладания. Даже попытается воздействовать на

Хулигана.

В момент реагирования на объект (т.е. в момент переработки

Информации) и возникновения желания к действию, человек проявляет

Определенную степень напряжения нервного аппарата, или степень

Возбудимости, которую и называют ритмом.

Л.Снежницкий, актер Театра имени Евг.Вахтангова, вспоминает: «На

Первом же уроке Т.М.Шухмина объяснила нам, что подразумевали под

Темпераментом К.С.Станиславский и Е.Б.Вахтангов. В жизни мы

Думаем, действуем, выполняем те или иные поставленные перед собой

Задачи в различных темпо-ритмах, в зависимости от нашего

Самочувствия. Станиславский условно разделил эти жизненные

состояния человека на десять* номеров ритма. Пятый номер —

Нормальное самочувствие, то, в котором мы живем и работаем.

Четвертый, третий, второй и первый номера ритма-самочувствия —

Пониженное против нормального: усталость, недомогание, болезнь,

Полное истощение сил (первый номер). Шестой, седьмой, восьмой,

Девятый и десятый номера ритма — постепенное нарастание более

Возбужденного против нормального состояния человека. Например,

Опаздывая на репетицию, мы одеваемся, то есть действуем более энер-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: