Мышление – познавательный психический процесс – это процесс опосредованного и обобщённого отражение человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связи их и отношениях.
Наряду сформированием восприятия свойств и отношений предметов у ребенка-дошкольника складывается представление о пространстве, развивается ориентировка в нем, возникающая на основе сложившегося ранее учета пространственных свойств и отношений предметов, изменяется целостное восприятие предметов. Оно становится более четким и одновременно более расчлененным — ребенок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине,пространственное расположение.
Другой стороной чувственного познания является наглядное мышление, тесно связанное с восприятием. Первая форма мышления, которая возникает у нормально развивающегося ребенка, — наглядно-действенное мышление. Оно появляется в практической деятельности (бытовой и предметно-игровой) и направлено на ее обслуживание.
|
|
Наглядно-действенное мышление не только самая ранняя форма мышления, но и исходная. На ее основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое мышление. Поэтому развитие наглядно-действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок свободно ориентируется в условиях возникающих перед ним практических задач, может самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. В наглядно- действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью вспомогательных средств или орудий.
В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.
|
|
Внимание – это познавательный психический процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания.
В начале дошкольного возраста внимание детей носит непроизвольный характер. На первый план выходит интерес. Ребёнок фиксирует внимание на чем-либо или ком-либо только в течение этого промежутка времени, в котором сохраняется его непроизвольный интерес к человеку, предмету или происходящему.
Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
1)Расширяется объем внимания.
2)Появляется устойчивость внимания.
3) Начинает формироваться произвольное внимание.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
Воля – это психический процесс – сознательная и целенаправленная регуляция человеком своей деятельность и поведения для достижения цели, связанная с умением преодолевать внутренние и внешние трудности.
Мотив – это осознанная потребность, это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности.
Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности. Появление соподчинения мотивов, т.е появляется иерархия мотивов.
Младший дошкольник обычно действует под влиянием ситуативных чувств и желаний. Поступки старшего дошкольника становятся более осознанными, ребенок может объяснить причину своего поведения.
Мотивами поведения дошкольника являются:
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых.
2. Игровые мотивы, связанные с процессом игры.
3. Мотивы установления и сохранения хороших взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
4. Мотивы самоутверждения, самолюбия.
5. Познавательные мотивы.
6. Соревновательные мотивы, стремление выиграть.
7. Этические мотивы
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является распознавание его индивидуальных особенностей. Методы диагностики готовности ребенка к обучению в школе строятся на основе сопоставления с возрастными нормами развития психических процессов и выявления уровня их сформированности у ребенка в данный момент.
ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ(РЕЧЬ)
Цель: формирование умения подбора диагностического и развивающего исследования познавательной сферы дошкольников и развитие умения дать психологическую интерпретацию полученных результатов.