Методы диагностики речи

Методика«Назови слова». Немов Р.С.

Цель: определение запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка.

Описание: Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

1. Животные.2. Растения.3. Цвета предметов.4. Формы предметов.5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.6. Действия человека.7. Способы выполнения человеком действий.8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. 8 - 9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. 6 - 7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. 4 - 5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 2 - 3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. 0 - 1 балл— ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития:10 баллов — очень высокий.8-9 баллов — высокий.4-7 баллов — средний.2-3 балла — низкий.0-1 балл— очень низкий.

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ(ПАМЯТЬ)

Цель: формирование умения подбора диагностического и развивающего исследования познавательной сферы дошкольников и развитие умения дать психологическую интерпретацию полученных результатов.

 

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Материал. Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи.

Стимульный материал. Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Обработка результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

Оценка результатов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов. 4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении. 3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении. 2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении. 1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Методика «да и нет». Н. И. Гуткиной

Цель: Определение произвольности памяти.

Описание: Ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, какие слова нельзя будет произносить (ребенок должен повторить эти слова). Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и слово «нет».

Список вопросов:

1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4. Ты хочешь остаться в детском саду еще на год? 5. Ты любишь гулять? 6. Ты хочешь учиться? 7. Ты любишь болеть? 8. Ты любишь играть? 9. Ты сейчас спишь? 10.Ночью солнышко светит? 11.Ты любишь ходить к врачу? 12.Доктор стрижет детей? 13.Коровы умеют летать? 14.Тебя зовут Гриша (или нет)? 15.Зимой бывает жарко? 16.Ты ходишь на работу? 17.Конфеты бывают горькими? 18.Трава белого цвета?

Оценка результатов: «Мычание» не считается за ошибку, но если оно продолжительно, то необходимо остановить ребенка и напомнить ему об этом. За ошибки считаются слова «да» и «нет», за которые начисляется по 1 баллу (за каждую).

Выводы об уровне развития:

0 - 2 балла - высокий уровень произвольности.

3 - 4 балла - средний уровень произвольности.

5 и более - низкий уровень произвольности.

 

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ(МЫШЛЕНИЕ)

Цель: формирование умения подбора диагностического исследования познавательной сферы дошкольников и развитие умения дать психологическую интерпретацию полученных результатов.

 

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

Методика «Исключение четвертого лишнего» Белопольская

Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Описание: Ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов −Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними (Очень высокий).

8-9 баллов − Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут (Высокий).

6-7 баллов − Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут (Средний).

4-5 баллов − Ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут.

2-3 балла − Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут (Низкий).

0-1 балл − Ребенок за 3 минуты не справился с заданием (Очень низкий).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: