Особенности развития речи

В дошкольном возрасте практически завершается процесс практического овладения речью.

Речь развивается в следующих аспектах, а именно:

1. Идёт развитие звуковой стороны речи (совершенствуется произношение, понимание речи других; ребёнок начинает осознавать особенности своего произношения, у него развивается фонематический слух).

2. Растёт словарный запас (к шести годам ребёнок владеет 2500-3000 словами).

3. Дети активно усваивают грамматический строй языка, его закономерности морфологического и синтаксического строения. Ребенок понимает смысл слов и может правильно построить фразу.

4. Появляется сознание словесного состава речи (с момента начала чтения).

В дошкольном возрасте наблюдается детская словотворчество: Дети создают новые слова, в их основе лежат детские грамматические наблюдения.

В аспекте развитие речи также происходит: переход от ситуативной к контекстной речи, появляется монологическая речь, совершенствуется динамическая речь, возникает интеллектуальная форма речи (т.е. имеет место диалог с собой).

Возникает интеллектуальная форма речи (т.е. имеет место диалог с самим собой, внутренний диалог, внутренняя речь).

Возрастает регулирующая функция речи в поведении и психике ребенка.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Память – познавательны психический процесс, запоминание, сохранение, воспроизведения человеком его прошлого опыта.

В дошкольном возрасте память является ведущей психической функцией. В начале дошкольного возраста память носит непроизвольный характер, т.е. ребенок не ставит цель запомнить. Основное содержание памяти образ предмета (цветы, люди, животные и т.д.). Эмоциональное содержание, т.е. доминирующими видами памяти является образная и эмоциональная. Постепенно происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. Различные процессы памяти с возрастом развиваются не равномерно, цель припомнить появляется раньше, чем цель запомнить (т.е. сначала развивается произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание). Произвольное запоминание делится на механическое и смысловое. Легко запоминается бессмысленный материал, т.к. есть интерес к звуковой стороне, внимание к игровой деятельности.

В 5-6 лет появляется произвольно-смысловое запоминание. Ребенок впервые использует приемы запоминания (например, классификация). По мнению Зинченко в младшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного и произвольно запоминания одинакова. В среднем и старшем дошкольном возрасте эффективность непроизвольного запоминания выше чем произвольного (дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес).

Амнезия детства: человек не помнить события 3-4- лет жизни, поскольку существует различия между опытом кодированием информации у маленьких детей и организацией воспоминания у взрослых. События, которые начинаются с 5-6 лет, но велики индивидуальные различия. Запоминаются события, имеющие эмоциональную окраску.

Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте: − преобладает непроизвольная образная память; − память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; − словесно-логическая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; − складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; − формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: