Во время прохождения производственной практики в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Ясли-сад № 309 комбинированного типа г.Донецка», я расширила сведения о структуре и функциях дошкольного образовательного учреждения, ее потенциальными и реальными клиентами, профессиональными и социальными группами. Столкнулось с отсутствием прямого контакта с родителями (законными представителями) воспитанников, т.к. рабочий день практического психолога начинается с 8.00 и заканчивается в 12.00, а родители в основном приводят своих детей до 8 часов и забирают их в основном после 16.00 часов. В связи с этим передачу информации для родителей осуществляли через воспитателя группы или назначали заранее время для родителей, но основная их масса в это время работает, и не имеет возможности прийти в назначенное время. Так же очень проблематично выбрать время для индивидуальной работы с ребенком, т.к. режимные моменты ДОУ не имеют свободных «окон» и воспитанники все время заняты на других занятиях, согласно расписания.
Во время прохождения практики очень сложно было охватить такой большой объем информации, особенно это касается нормативно-правовых документов. Но не взирая на трудности у меня получилось отработать на практике основные моменты по индивидуальной диагностике, налаживанию непосредственного контакта с воспитанниками и педколлективом учреждения.
6. Вывод
В ходе практики я познакомилась с нормативной документацией и методическими материалами регламентирующих работу специалистов психологических служб ДОУ, принимала участие в плановой работе психолога, присутствовала на занятиях в разных группах, самостоятельно провела ряд методик, анализировала результаты.
Расширила сведения о структуре и функциях дошкольного образовательного учреждения, ее потенциальными и реальными клиентами, профессиональными и социальными группами. Ознакомилась с должностными обязанностями, условиями профессиональной деятельности, кругом решаемых задач практического психолога, а так же получила опыт в оформлении и ведении документации практического психолога ДОУ.
Отработала на практике теоретические знания, полученные в процессе обучения по подбору диагностического минимума для проведения индивидуальной диагностики дошкольника, а так же по обработке, анализу и обобщению результатов.
Благодаря наставнику-психологу ДОУ освоила новые технологии и методы работы практического психолога в практической деятельности. Приобрела навыки профессионального взаимодействия с участниками образовательного процесса, нуждающихся в психологической помощи и поддержке.
В целом поставленные задачи в начале производственной практики мною были достигнуты. Я получила значительный практический опыт работы психолога в ДОУ. Отчетная документация мной составлена в соответствии с полученными рекомендациями.
Литература
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М: Генезис, 2000. – 304 с.
2. Истратова О.Н. Справочник психологаначальной школы/О.Н. Истратова.– Ростов/н/Д: Феникс, 2010. – 510 с.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов/н/Д: Феникс, 2010. – 512 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
5. Новикова Л.М. Настольная книга школьного психолога 1-4 классы./ Л.М. Новикова. – М: Эксмо, 2009. – 384 с.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М: Сфера, 1996. – 240 с.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 448 с.
8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.
9. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. – М: Сфера; Юрайт, 2001. – 443 с.
10.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.
Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
11.Практикум по общей, экспериментально и прикладной психологии: Учеб.пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Издательство
12.Практическая психология образования: Учебное пособие/Под ред. И.В. Дубровиной.- СПб: Питер, 2007.-592с.
13.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гумаит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – Книга 1.– 384 с.
14.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гумаит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – Книга 2.– 480 с.
15.Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. / Н.В. Самоукина. - Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 244с.
16.Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 703 с.
17.Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Психологический портрет личности
Название и описание диагностическойметодики | Описание результатов диагностики | Выводы | Рекомендации | |
Биологически обусловленная подструктура | ||||
Пол | Женский | |||
Возраст | 6 лет | |||
Конституция | Физиологические показатели соответствуют норме | |||
Особенности НС | Сильная, уравновешенная | |||
Темперамент | Результаты получены способом наблюдения | Сангвиник− уравновешенная (подвижная НС) | ||
Состояние здоровья | Проблем нет | |||
Психологическая подструктура | ||||
Познавательные психические процессы | ||||
Восприятие | Восприятие: «Цветные коврики». определение особенностей зрительного восприятия и знания основных цветов. | Она назвала все цвета. | Высокий уровень зрительного восприятия, имеет отличные знания всех основных цветов. | |
Память | А.Р. Лурия. «Заучивание 10 слов» Изучение опосредованного запоминания и способности к обобщению | Ребенок назвал 9 слов. | Можно сделать вывод о высоком уровне запоминания. | |
Мышление | Белопольская Н.Л.Методика «Исключение предмета» «Четвертый лишний» | Ребенок правильно выделил лишние предметы,что свидетельствует о его хорошо развитом мышлении. | У ребенка уже сложено образно −логическое мышление. Она правильно указала на все лишние предметы и объяснила почему они лишние. | |
Воображение | Методика «Нарисуй что нибудь» Немов Р.С. На выполнение задания отводится 4 мин. | Методика предназначена для диагностики изобразительных аспектов воображения. Ребёнку даётся лист бумаги, фломастеры, карандаши, а потом нужно придумать и нарисовать что-нибудь необычное. Ребенок справился с поставленной задачей | Ребёнок придумал и нарисовал оригинальный рисунок с фантазией, эмоционально и красочно, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. | |
Внимание | Методика «Корректурные пробы» (буквенный вариант)(А.Ф. Ануфриев) | Цель:определение объёма и концентрации внимания; динамики работоспособности (колебание внимания, наличие утомляемости и продуктивности деятельности). Ребёнку предлагается вычеркивать букву О и К | · Норма объёма внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, Ребенок зачеркнул 406 знаков – объем внимания в норме Концентрации внимания — 10 ошибок и менее. У ребенка концентрация внимания средняя она набрала 51 % | |
Речь | Методика «Назови слова» Немов Р.С . | 9 баллов — ребенок назвал от 38 разных слов, относящихся к различным группам. | Уровень развития речи у ребенка – высокий. | |
Эмоционально-волевые психические процессы | ||||
Эмоции | Цветовой тест Люшера | Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. | У ребенка эмоциональное состояние в норме. Уровень тревожности не высокий, уравновешенное психическое состояние. | |
Самосознание личности | ||||
Самооценка | «Лесенка».Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье. | По результатам диагностики у ребенка самооценка немного завышена, что все− равно соответствует норме. | Завышенная самооценка это норма для 6 лет. |
ВЫВОД
Психологический портрет личности ребенка:
Милена Б. − 6 лет
Детский сад МДОУ Ясли - сад № 309 комбинированного типа г. Донецк, старшая группа.
Составляя психологический портрет личности ребенка по результатам методик представленных в таблице, можно сделать такие выводы:
Конституция тела правильная − физиологические показатели соответствуют норме.
Особенности Нервной Системы − сильная, уравновешенная.
Темперамент − сангвиник уравновешенная (подвижная НС).
Состояние здоровья – проблем со здоровьем нет.
По методике «Цветные коврики». определение особенностей зрительного восприятия и знания основных цветов, можно сказать, что у ребенка высокий уровень зрительного восприятия, имеет отличные знания всех основных цветов. Она назвала правильно все цвета.
По методике А.Р. Лурия исследование памяти .«Заучивание 10 слов» Изучение опосредованного запоминания и способности к обобщению. Милена назвала 9 слов, можно сделать вывод о ее высоком уровне запоминания и хорошей памяти.
По методике Белопольской Н.Л. «Исключение предмета» «Четвертый лишний» Ребенок правильно выделил лишние предметы,что свидетельствует о его хорошо развитом мышлении. У ребенка уже сложено образно −логическое мышление. Она правильно указала на все лишние предметы и объяснила почему они лишние.
По методике Р. С. Немов «Нарисуй что нибудь» на воображение Ребёнок придумал и нарисовал оригинальный рисунок с фантазией, эмоционально и красочно, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
Методика «Корректурные пробы» (буквенный вариант)(А.Ф. Ануфриев) на определения объёма и концентрации внимания у Милены также показатели в норме.Ребенок хорошо концентрируется и старается выполнять все быстро.
Методика «Назови слова» Немова Р.С девочка так же показала высокий уровень развития речи. Она с легкостью подбирала слова ко всем группам вопросов.
Проведя методику на эмоции и чувства (Цветовой тест Люшера), можно сделать вывод, что ребенок не проявляет излишней импульсивности.Уровень тревожности у нее не высокий, уравновешенное психическое состояние.
Исследуя самооценку Милены по методике «Лесенка». Можно сказать, что самооценка у девочки завышена. Это является нормой для дошкольного возраста.
Проведя ряд методик можно сделать вывод, что ребенок очень развит и учитывая, что она воспитанница выпускной группы можно сделать вывод, что девочка готова к школе.
Приложение 2