Анализ собственной деятельности

Во время прохождения производственной практики в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Ясли-сад № 309 комбинированного типа г.Донецка», я расширила сведения о структуре и функциях дошкольного образовательного учреждения, ее потенциальными и реальными клиентами, профессиональными и социальными группами. Столкнулось с отсутствием прямого контакта с родителями (законными представителями) воспитанников, т.к. рабочий день практического психолога начинается с 8.00 и заканчивается в 12.00, а родители в основном приводят своих детей до 8 часов и забирают их в основном после 16.00 часов. В связи с этим передачу информации для родителей осуществляли через воспитателя группы или назначали заранее время для родителей, но основная их масса в это время работает, и не имеет возможности прийти в назначенное время. Так же очень проблематично выбрать время для индивидуальной работы с ребенком, т.к. режимные моменты ДОУ не имеют свободных «окон» и воспитанники все время заняты на других занятиях, согласно расписания.

Во время прохождения практики очень сложно было охватить такой большой объем информации, особенно это касается нормативно-правовых документов. Но не взирая на трудности у меня получилось отработать на практике основные моменты по индивидуальной диагностике, налаживанию непосредственного контакта с воспитанниками и педколлективом учреждения.

6. Вывод

В ходе практики я познакомилась с нормативной документацией и методическими материалами регламентирующих работу специалистов психологических служб ДОУ, принимала участие в плановой работе психолога, присутствовала на занятиях в разных группах, самостоятельно провела ряд методик, анализировала результаты.

Расширила сведения о структуре и функциях дошкольного образовательного учреждения, ее потенциальными и реальными клиентами, профессиональными и социальными группами. Ознакомилась с должностными обязанностями, условиями профессиональной деятельности, кругом решаемых задач практического психолога, а так же получила опыт в оформлении и ведении документации практического психолога ДОУ.

Отработала на практике теоретические знания, полученные в процессе обучения по подбору диагностического минимума для проведения индивидуальной диагностики дошкольника, а так же по обработке, анализу и обобщению результатов.

Благодаря наставнику-психологу ДОУ освоила новые технологии и методы работы практического психолога в практической деятельности. Приобрела навыки профессионального взаимодействия с участниками образовательного процесса, нуждающихся в психологической помощи и поддержке.

В целом поставленные задачи в начале производственной практики мною были достигнуты. Я получила значительный практический опыт работы психолога в ДОУ. Отчетная документация мной составлена в соответствии с полученными рекомендациями.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М: Генезис, 2000. – 304 с.

2. Истратова О.Н. Справочник психологаначальной школы/О.Н. Истратова.– Ростов/н/Д: Феникс, 2010. – 510 с.

3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов/н/Д: Феникс, 2010. – 512 с.

4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

5. Новикова Л.М. Настольная книга школьного психолога 1-4 классы./ Л.М. Новикова. – М: Эксмо, 2009. – 384 с.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М: Сфера, 1996. – 240 с.

7. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 448 с.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.

9. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. – М: Сфера; Юрайт, 2001. – 443 с.

10.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред.

Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.

11.Практикум по общей, экспериментально и прикладной психологии: Учеб.пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Издательство

12.Практическая психология образования: Учебное пособие/Под ред. И.В. Дубровиной.- СПб: Питер, 2007.-592с.

13.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гумаит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – Книга 1.– 384 с.

14.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гумаит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – Книга 2.– 480 с.

15.Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. / Н.В. Самоукина. - Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 244с.

16.Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 703 с.

17.Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

 

 

 

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

                     Психологический портрет личности

  Название и описание диагностическойметодики Описание результатов диагностики Выводы Рекомендации

Биологически обусловленная подструктура

Пол   Женский    
Возраст   6 лет    
Конституция   Физиологические показатели соответствуют норме    
Особенности НС   Сильная, уравновешенная    
Темперамент Результаты получены способом наблюдения Сангвиник− уравновешенная (подвижная НС)    
Состояние здоровья   Проблем нет    

Психологическая подструктура

Познавательные психические процессы

Восприятие Восприятие: «Цветные коврики». определение особенностей зрительного восприятия и знания основных цветов. Она назвала все цвета. Высокий уровень зрительного восприятия, имеет отличные знания всех основных цветов.  
Память А.Р. Лурия. «Заучивание 10 слов» Изучение опосредованного запоминания и способности к обобщению Ребенок назвал 9 слов. Можно сделать вывод о высоком уровне запоминания.  
Мышление Белопольская Н.Л.Методика «Исключение предмета» «Четвертый лишний» Ребенок правильно выделил лишние предметы,что свидетельствует о его хорошо развитом мышлении. У ребенка уже сложено образно −логическое мышление. Она правильно указала на все лишние предметы и объяснила почему они лишние.  
Воображение Методика «Нарисуй что нибудь» Немов Р.С. На выполнение задания отводится 4 мин. Методика предназначена для диагностики изобразительных аспектов воображения. Ребёнку даётся лист бумаги, фломастеры, карандаши, а потом нужно придумать и нарисовать что-нибудь необычное. Ребенок справился с поставленной задачей Ребёнок придумал и нарисовал оригинальный рисунок с фантазией, эмоционально и красочно, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.  
Внимание Методика «Корректурные пробы» (буквенный вариант)(А.Ф. Ануфриев) Цель:определение объёма и концентрации внимания; динамики работоспособности (колебание внимания, наличие утомляемости и продуктивности деятельности). Ребёнку предлагается вычеркивать букву О и К · Норма объёма внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, Ребенок зачеркнул 406 знаков – объем внимания в норме Концентрации внимания — 10 ошибок и менее. У ребенка концентрация внимания  средняя она набрала 51 %  
Речь Методика «Назови слова» Немов Р.С . 9 баллов — ребенок назвал от 38 разных слов, относящихся к различным группам. Уровень развития речи у ребенка – высокий.  

Эмоционально-волевые психические процессы

Эмоции Цветовой тест Люшера Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. У ребенка эмоциональное состояние в норме. Уровень тревожности не высокий, уравновешенное психическое состояние.  

Самосознание личности

Самооценка «Лесенка».Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье. По результатам диагностики у ребенка самооценка немного завышена, что все− равно соответствует норме. Завышенная самооценка это норма для 6 лет.  

ВЫВОД

Психологический портрет личности ребенка:

Милена Б. − 6 лет

Детский сад МДОУ Ясли - сад № 309 комбинированного типа г. Донецк, старшая группа.

Составляя психологический портрет личности ребенка по результатам методик представленных в таблице, можно сделать такие выводы:

Конституция тела правильная − физиологические показатели соответствуют норме.

Особенности Нервной Системы − сильная, уравновешенная.

Темперамент − сангвиник уравновешенная (подвижная НС).

Состояние здоровья – проблем со здоровьем нет.

По методике «Цветные коврики». определение особенностей зрительного восприятия и знания основных цветов, можно сказать, что у ребенка высокий уровень зрительного восприятия, имеет отличные знания всех основных цветов. Она назвала правильно все цвета.

По методике А.Р. Лурия исследование памяти .«Заучивание 10 слов» Изучение опосредованного запоминания и способности к обобщению. Милена назвала 9 слов, можно сделать вывод о ее высоком уровне запоминания и хорошей памяти.

По методике Белопольской Н.Л. «Исключение предмета» «Четвертый лишний» Ребенок правильно выделил лишние предметы,что свидетельствует о его хорошо развитом мышлении. У ребенка уже сложено образно −логическое мышление. Она правильно указала на все лишние предметы и объяснила почему они лишние.

По методике Р. С. Немов «Нарисуй что нибудь» на воображение Ребёнок придумал и нарисовал оригинальный рисунок с фантазией, эмоционально и красочно, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

Методика «Корректурные пробы» (буквенный вариант)(А.Ф. Ануфриев) на определения объёма и концентрации внимания у Милены также показатели в норме.Ребенок хорошо концентрируется и старается выполнять все быстро.

Методика «Назови слова» Немова Р.С девочка так же показала высокий уровень развития речи. Она с легкостью подбирала слова ко всем группам вопросов.

Проведя методику на эмоции и чувства (Цветовой тест Люшера), можно сделать вывод, что ребенок не проявляет излишней импульсивности.Уровень тревожности у нее не высокий, уравновешенное психическое состояние.

Исследуя самооценку Милены по методике «Лесенка». Можно сказать, что самооценка у девочки завышена. Это является нормой для дошкольного возраста.

Проведя ряд методик можно сделать вывод, что ребенок очень развит и учитывая, что она воспитанница выпускной группы можно сделать вывод, что девочка готова к школе.



Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: