Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейн

Цель: Исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.

Описание: перед ребенком кладут произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ. Задание состоит из двух частей:  1)выкладывание последовательности событий картинок; 2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Оценка результатов:

Высокий − Ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.

Средний − Ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

Низкий − Ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ; составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу; каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа; на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

 

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ (ВНИМАНИЕ)

Цель: формирование умения подбора диагностического и развивающего исследования познавательной сферы дошкольников и развитие умения дать психологическую интерпретацию полученных результатов

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

Методика «Запомни и расставь точки» (Методика Р.С. Немова)

Цель: оценка объёма внимания ребёнка.

Инструкция к тесту: используется стимульный материал, 8 малых квадратов с точками, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобывверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятьюточками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательноувеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую

инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых точках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1—2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та карточка, на которой было воспроизведено самое большее количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8—9 баллов — высокий. 4—7 баллов — средний. 2—З балла — низкий. 0—1 балл — очень низкий.

Методика «переплетённые линии» (Андре Рей)]

Цель: оценка концентрации и устойчивости внимания у ребёнка.

Инструкция к тесту: Перед ребенком лист бумаги с переплетенными линиями. У каждойлинии пронумерованы начало и конец (могут быть буквы, рисунки). Безпомощи рук нужно проследить линию от начала до конца и назвать, какона обозначена.Следует фиксировать время, остановки, ошибки. На 10 линий затратить нужно не больше 4 минут.

Оценка

-Высокая устойчивость внимания - задание выполняется равномерно, ошибок нет. Затрачено 1 мин 20 сек и меньше.

-Средняя устойчивость - ошибок нет, но времени затрачено 1,5 – 2 минуты (или 1 - 2 ошибки, но быстрее).

-Низкая устойчивость - 3 и более ошибок за 1,5 - 2 мин.

-Очень низкая - большое число ошибок, затрачено от 3 и более

минут.

Методика «Проставь значки» Немов Р.С.

Цель: Оценка переключения и распределения внимания ребенка.

Описание: Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: S = 0,5 x N- 2,8n: 120

где S -- показатель переключения и распределения внимания;

N -- количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов:

10 баллов – показатель S больше чем 1,00 (Очень высокий). 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00 (Высокий). 6-7 баллов – показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75 (Средний). 4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50 (Низкий). 0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25 (Очень низкий).

 

5. ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Цель: формирование умения подбора диагностического и развивающего исследования индивидуально-психологических особенностей и особенностей эмоциональной сферы личности дошкольников и дать психологическую интерпретацию полученных результатов

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЧУВСТВ  И ЭМОЦИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: