Типы семьи в зависимости от иерархии

В современной психологии в зависимости от семейной иерархии выделяют несколько типов семьи: традиционный (с доминированием отца), матриархальный (с доминированием матери), демократический (эгалитарный) и детоцетрический.

О традиционной семье с доминированием мужчины мы много говорили. Как правило, такая семья является психологически и духовно здоровой, дети легко усваивают требования морали и нравственности и вписываются в общественные структуры и социум.

Матриархальный вариант с (доминированием матери) представляет собой искаженный, нарушенный вариант семьи, порождающий различные формы дезадаптаций и серьезные супружеские проблемы. Приведем пример.

Внешне, на первый взгляд, Вячеслав и Лариса выглядели идеальной парой: Вячеслав — высокий статный мужчина, находящийся в отставке военный с командным голосом и манерами, Лариса — предупредительная, ласковая, выполняющая с полуслова все желания мужа. В семье две взрослые дочери. Однако, пообщавшись, можно было отметить, что это благополучие скорее показное. «Что-то не так», — думаешь спустя какое-то время, в общении мужа и жены чувствуется какая-то показная доброжелательность друг к другу.

Однажды, разговорившись, Лариса рассказала следующее. С Вячеславом они познакомились в юности. Вячеслав был видным молодым человеком, а Лариса чувствовала себя дурнушкой, серой мышкой, но ей очень хотелось быть вместе с понравившимся ей парнем. «Я все сделаю для того, чтобы он стал моим, — твердо решила для себя Лариса. — Я буду выполнять все его желания, все его причуды и сумею удержать около себя». Так Лариса и стала делать, когда они поженились: все желания Вячеслава угадывались и выполнялись с полуслова. Лариса избавляла своего избранника от всяких неприятных обязанностей, хозяйственных проблем, принятия каких-то решений. «Папу нельзя волновать, — говорила она подрастающим дочерям. — Мы все решим сами». Папа жил в счастливом неведении о расходах, текущих проблемах, болезнях супруги — все решалось тихо и незаметно.

Шли годы. Постепенно все полномочия и функции, в том числе и мужские, оказались в руках у Ларисы — она стала настоящим главой семьи: сама планировала расходы, сама зарабатывала деньги, сама делала ремонт, забивала гвозди («чтобы папу не тревожить»), а Вячеслав все это время пребывал в счастливом неведении. Единственной его обязанностью было — вкусно поесть и прилечь после трудового дня. Все бы ничего, только периодически на «главу семьи» накатывали какие-то тяжелые мысли, переживания, он чувствовал, что что-то идет не так, но изменить ничего не мог. Да и Лариса почему-то стала болеть, перенесла тяжелую операцию, и две взрослые дочери так и не смогли устроить свою личную жизнь. А так вроде бы все ничего, все гладко…

* * *

Эгалитарный (демократический) вариант представляет собой некую социальную утопию, основанную на идее изначального равноправия мужчин и женщин, равномерного распределения функций, прав, обязанностей. В таких семьях всегда учитываются взаимные интересы, в том числе и ребенка, прислушиваются к его мнению. Итогом такого воспитания становится якобы гармоничное развитие личности ребенка, свобода, самостоятельность, адаптивность.

Вместе с тем у таких детей отсутствуют навыки подчинения, такой ребенок, будучи взрослым, плохо уживается в коллективах и пытается всегда опираться только на собственное мнение (часто во вред окружающим).

Детоцентрический вариант семьи также представляет собой искаженный вариант семейной иерархии, когда всем руководит ребенок, его интересы ставятся во главу угла, родители существуют только для удовлетворения его потребностей.

Как правило, в таких семьях существует симбиоз матери (реже отца) и ребенка, в основе чего лежат глубинные психологические проблемы. В результате у ребенка формируется неадекватно высокая самооценка, эгоцентризм, неумение вставать на точку зрения другого человека, душевная черствость. У таких детей велик риск социальной дезадаптации, так как контакты с внешним миром во всем их проявлении несут прямую и непрямую угрозу самолюбию такого ребенка, удары по которому воспринимаются им очень болезненно. Приведем пример.

Валя была единственным ребенком в семье, причем желанным и любимым. Мать долго не могла забеременеть, пришлось даже обращаться к специалистам. Но после обследования и лечения зачатие произошло. Понятно, что когда родилась Валя, все усилия прилагались для того, чтобы девочка ни в чем не испытывала недостатка, все ее желания исполнялись. Многочисленные родственники — бабушки, дедушки, тети — все стремились сделать приятное малышке. Валя росла с твердым убеждением, что она имеет право выполнять любые свои прихоти — ведь ее так все любят, а значит, должны ее постоянно радовать.

Вале и в голову не приходило, что существует слово «нет». Постепенно Валя стала осознавать, что стоит только немного поднажать на своих родных или заплакать, как тут же все исполнится. Так девочка научилась манипулировать взрослыми. Иногда она даже грозила своим родителям: «Пожалуюсь на вас бабушке и дедушке, уж они с вами разберутся». Постепенно Валя стала занимать в семье роль лидера, вокруг которого все вращалось. Только «почему-то» девочка выросла бесчувственной и равнодушной к проблемам родственников. Уже престарелые бабушка и дедушка, у которых она часто бывает, так и не могут дождаться от любимой внучки, когда же она поможет прибрать квартиру, научится готовить. «Мне некогда, у меня дела, друзья», — вот все, что они слышат в ответ.

И сейчас основная проблема Вали — как сделать так, чтобы дедушкина квартира по наследству досталась ей. Родственники удивляются: «Откуда все это? Ведь мы так хорошо относились к ребенку, ни в чем не отказывали?» И им невдомек, что девочка не научилась самому главному — любви к другому, заботе о ближнем; всю личность заполнило разросшееся эгоистичное «я». Когда девочка научится видеть и чувствовать другого человека — одному Богу известно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: