Общая характеристика прокуратуры октябрьского АО города Мурманска

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

ОТЧЕТ

по учебной практике, практике по получению первичных профессиональных умений и навыков

 

 

Обучающегося 3 курса, группы 3БЮР-ГП, очной формы обучения

 

направление подготовки

40.03.01. «Юриспруденция». – Гражданско-правовая.

 

 

Резниченко Анна Сергеевна

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Групповой руководитель практики: Панкратова Майя Евгеньевна

      (фамилия, имя, отчество)

 

Сроки практики «16» марта 2020г. по «21» апреля 2020г.

 

______________________ (Резниченко Анна Сергеевна)

(подпись)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…........................................................................................................................................3

Глава I Теоретические основы деятельности Прокуратуры Октябрьского АО города Мурманска…....................................................................................................................................5

1.1. Общая характеристика прокуратуры октябрьского АО города Мурманска…...................5

1.2. Место прокуратуры в системе государственных органов....................................................8

Глава II Особенности прокурорского надзора и проблемы деятельности органов прокуратуры…................................................................................................................................12

2.1 Особенности прокурорского надзора и его принципы….....................................................12

2.2 Проблемы в деятельности прокуратуры и пути их решения …..........................................14

Заключение….................................................................................................................................17

Библиографический список…......................................................................................................19

Приложения....................................................................................................................................20

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом, производственная практика проходила в период с 16 марта по 21 апреля 2020 г.

В качестве объекта изучения в период прохождения производственной практики выбрана прокуратура Октябрьского административного округа города Мурманска.

Организация и деятельность прокуратуры РФ строится на определенных принципах, которые находят свое закрепление в действующем законодательстве.

За время прохождения практики я была ознакомлена с деятельностью прокуратуры, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия помощников прокурора, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.

Практика охватывала продолжительный период времени и соответствовала теоретическому уровню подготовки, полученного за период обучения но специальности юриспруденция, прохождение практики имеет большое значение в плане получения практического опыта в деятельности прокуратуры и применения знаний на практике.

Перед началом практики я ознакомилась с правилами внутреннего трудового распорядка, со своими непосредственными обязанностями, основными функциями и адачами прокуратуры. Все выполняемые во время прохождения практики поручения относились непосредственно к служебным обязанностям.

Целью практики является расширение, углубление и закрепление теоретических знаний, ознакомление с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности в органах прокуратуры и приобретения практических навыков по различным направлениям деятельности прокуратуры.

Задачи соответствуют поставленной цели:

1. Дать общую характеристику прокуратуры Октябрьского административного округа города Мурманска;

2. Рассмотреть прокуратуру в системе органов государственной власти Российской Федерации и взаимодействие с иными органами;

3. Разобрать особенности прокурорского надзора и порядок рассмотрения жалоб в прокуратуре;

4. Выявить проблемы прокуратуры и пути их решения.

Ознакомление с работой прокуратуры началось с изучения нормативных правовых актов, определяющих правовой статус, структуру, регламент и деятельность прокуратуры:

 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации»;

ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Приказ Генпрокуратуры РФ № 277 от 05.09.2011 (ред, от 05.12.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов на приеме. регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» и других.

Для реализации цели и задач в отчете по производственной практике были использованы общенаучные методы исследования, обобщения и сравнительно-правовой анализ, принципы конкретности и объективности.

При прохождении практики я закрепила и углубила знания, полученные во время обучения, а также приобрел практические навыки работы. Практика позволяет лучше представить и познать особенности и специфику юридической практики, способствует формированию широкого кругозора и проявлению творческой инициативы в процессе обучения.

Непосредственным руководителем моей практики была Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска Конусова Ольга Сергеевна.

Во время прохождения учебной практики мною:

-исследован характер и основные формы взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными органами, местными органами исполнительной и представительной власти, общественностью: книг учета; получены практические знания об организации работы в архиве, ведении прошло ознакомление с порядком приема и оформления актов прокурорского реагирования;

- присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских дел;

-принято участие при приеме граждан старшим помощником прокурора, произведен анализ жалоб и заявлений граждан.

Структура работы. Отчет состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 


ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МУРМАНСКА

Общая характеристика прокуратуры октябрьского АО города Мурманска

 

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.[1]

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

      Стоит отметить, что Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры.[2]

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Правовой статус современной прокуратуры Российской Федерации закреплен в Конституции РФ и специальном федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерацин»[3], согласно которым прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

B настоящее время в Мурманской области функционирует 3 окружных (в г. Мурманске), 6 городских, 5 районных, 3 специализированных прокуратуры (по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура).

      На современном этапе органы прокуратуры не только осуществляют надзор за единообразным исполнением законов на подведомственных территориях, они представляют собой единую централизованную систему, действующую на основе подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящему и Генеральному прокурору Российской Федерации, независимую от федеральных исполнительных органов, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, политических партий и объединений. [4]

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.[5]

      Прокуратура, не подменяя органы управления и контроля, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, организаций, осуществляет свои полномочия в тех пределах, которые остаются вне рамок компетенции других государственных и общественных институтов. Два ныне действующих оперативных работника прокуратуры имеют почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», 10 человек награждены знаком «Почетный работник прокуратуры». Приметой времени стало постоянное повышение квалификации сотрудников прокуратуры.

Прокуратура Октябрьского административного города Мурманска расположена по адресу: ул. Октябрьская, 1/1, г. Мурманск.

Прокуратура Октябрьского административного округа города Мурманска имеет территориальный масштаб своей деятельности. Будучи федеральным органом власти, она

распространяет свою деятельность на всю территорию Октябрьского округа г. Мурманска.

Перед началом практики меня ознакомили с условиями и порядком приема на службу в прокуратуру, должностным регламентом, положением о кадровом резерве перечнем документов, необходимых для постановки в кадровый резерв для замещения вакантных должностей прокурорских работников прокуратуры.[6]

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Октябрьского административного округа города Мурманска осуществляет:

-надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; преступностью: координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Принципами деятельности прокуратуры являются: законность, единство и централизация ее системы, независимость от других государственных органов и гласность. Принципы деятельности прокуратуры являются одним из базовых постулатов поддержания законности в стране, Однако, несмотря на решающее значение данного института прокурорского надзора, существует ряд проблем организации и деятельности прокуратуры, требующих скорейшего решения.

Наиболее важной является проблема недостаточности правовой регламентации принципов прокурорского надзора.

На современном этапе развития прокурорского надзора, под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются основополагающие, руководящие положения, взятые законодателем за основу правового регулирования.

Согласно некоторым классификациям все принципы организации и деятельности прокуратуры подразделяются на два основных вида: общеорганизационные (законности, равенства всех перед законом, информационности, гласности) и специфические (централизации, единоначалия, уважения чести и достоинства личности, объективной истины доступности, обязательности исполнений законных требований прокурора, императивности, убедительности, целесообразности),

На наш взгляд, принципы организации детальности прокуратуры достаточно научно разработаны, как основания на которых строится вся организация и деятельность российской прокуратуры. Действующий Федеральный Закон о прокуратуре не совершенен в части, которая закрепляет принципы организации и деятельности прокуратуры: в частности, есть ряд проблем, связанных в основном с содержанием целеполагания указанных принципов.

Более того, до сих пор не определен законодательный статус рассматриваемых принципов: в первую очередь, указанные принципы организации и деятельности прокуратуры до настоящего времени, не смотря на их решающее значение для состояние законности в целом, не регламентированы в Конституции РФ, в которой только статья 129 посвящена прокуратуре Российской Федерации и помещена в главу 7 «Судебная власть».

Указанный факт, в свою очередь, формирует существенную проблему разделения принципов организации и деятельности прокуратуры и принципов судопроизводства; более того отсутствие Федерального конституционного Закона о прокуратуре, не смотря на то что, она указана в Конституции РФ. В статье 129 Конституции РФ необходимо закрепление основных принципов организации деятельности российской прокуратуры, поскольку указанное закрепление принципов существенно повысит статус всей прокурорской деятельности и несомненно повлечет положительное изменение состояния законности.

Некоторые ученые считают, что существуют ряд принципов, прямо не закреплённых в федеральном конституционном законе, но которые являются производными из его смысла, и, следовательно, должны выступать в качестве самостоятельных принципов организации и деятельности прокуратуры.

 К таким принципам относятся принцип равенства всех перед законом и прокуратурой; принцип невмешательства, в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов.

Принцип равенства всех перед законом и прокуратурой не имеет под собой оснований, поскольку он включается в принцип равенства всех перед законом.

Таким образом, необходимо указать, что, существующее положение вещей обязывает законодателя дополнить, а также пересмотреть ряд положений закона регламентирующих закрепление принципов. В частности. необходимо закрепить в Конституции РФ отдельной частью статьи 129 или отдельной статьей новую главу 8 Конституции РФ, посвященную прокуратуре Российской Федерации основные принципы прокурорского надзора в частности: принципы законности, гласности, единоначалия, единства, централизации, независимости и другими принципами, закрепленными в ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", Предлагаемые правовые новеллы укрепят не только полиции прокуратуры в механизме государства, но и ее авторитет в обществе.

Кроме того, для решения проблем, связанных с таким принципом прокурорского надзора как невмешательства в оперативно хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, предлагается так же внести ряд изменений в закон о прокуратуре, направленных прежде всего на уточнение действия принципа, и законодательного подтверждение его значимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: