Место прокуратуры в системе государственных органов

Исходя из предметной компетенции, места в системе органов государственной власти, представляется оптимальным проводить рассмотрение участия судов и органов прокуратуры в механизме обеспечения правопорядка в едином ключе. Несмотря на то, что судебные органы функционируют в рамках самостоятельной ветви государственной власти, а прокуратура представляет собой государственный орган с особым статусом, не входящий ни в одну из ветвей государственной власти, у этих двух условно автономных государственно-правовых институтов имеется два ключевых интегрирующих фактора: и судебная власть, и прокуратура конституционно закреплены в одной главе 7 Конституции РФ, которая имеет одноименное название; и судебные органы, и прокуратуру сближает общее предназначение - разрешение правовых споров и государственная защита прав и свобод личности, надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, что является важнейшими составляющими обеспечения конституционного правопорядка в целом[7].

Судебные органы занимают особое место в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка, объективно, независимо и компетентно разрешая правовые споры и обеспечивая судебную защиту конституционных прав граждан, непосредственно влияют на степень эффективности укрепления правопорядка и конституционной законности (глава 7 Конституции РФ, ФКЗ о судебной системе).

В рамках установления конституционного правопорядка в целом судебные органы обеспечивают: защиту конституционного строя в России; осуществляют правосудие по делам о преступлениях и административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок, безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных формирований[8].

Особую роль в обеспечении конституционного правопорядка играет Конституционный Суд России, который призван защищать основы конституционного строя и обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции РФ.

На уровне субъектов РФ конституционный контроль осуществляют конституционные (уставные) суды, которые интерпретируют положения учредительных актов субъектов РФ, проверяют конституционность (уставность) различных правовых актов, разрешают споры о компетенции между органами

публичной власти, принимают решения, не подлежащие пересмотру другими органами государственной власти, включая Конституционный Суд России.

Конституционно-правовой статус прокуратуры модернизирован в обновленной главе 7 Конституции РФ «Судебная власть и прокуратура», где конституционный законодатель на первое место поставил определение полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры федеральным законом и ушел от характеристики прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, регламентировал порядок назначения Генерального прокурора России и подчиненных ему прокуроров[9].

Между тем законодатель сохранил прежние конституционные характеристики российской прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура России определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России, что предопределяет главные задачи прокуратуры.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет и иные функции, в их числе:

- контроля их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля обеспечения прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно -розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законом РФ;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами;

- участие в рассмотрении дел общеюрисдикционными и арбитражными судами, опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

- участие в правотворческой деятельности.

Значимость прокуратуры в механизме обеспечения правопорядка ощутимо проявляется в роли Генерального прокурора России, который в установленном законом порядке принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ и вправе

81

обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Также это выражается и в подотчетности Генерального прокурора РФ, который ежегодно представляет палатам Федерального Собрания России и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Следовательно, приоритетными направлениями прокурорского надзора являются обеспечение конституционной законности, правопорядка и защита прав и свобод человека и гражданина. Особо значим надзор за законностью в деятельности правоохранительных органов, участвующих в обеспечении правопорядка, что расширяет горизонты их сотрудничества и взаимодействия. Издание совместных приказов, инструкций, рекомендаций по вопросам обеспечения правопорядка и противодействия преступности[10]. Выбор той или иной формы совместной деятельности определяется состоянием правопорядка и уровнем преступности в том или ином регионе, сложившейся оперативной обстановкой и практикой совместной деятельности. Основной, как отмечалось, планово-регулярной формой координации является проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов под председательством прокурора.

При определении в Законе статусных характеристик прокуратуры, которые подвергаются периодической корректировке, продолжаются научные дискуссии относительно ее обособленного статуса, исключения из компетенции прокурора полномочий по процессуальному руководству следствием и др.[11].

В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно обращался к различным аспектам организации и деятельности прокуратуры, сформулировал определенные правовые позиции, уточняющие конституционно-правовой статус прокуратуры. В одном из своих решений суд сделал особый акцент на том, что при определении статусных характеристик прокуратуры законодатель не обладает полной свободой усмотрения и должен учитывать конституционно-правовую природу этого государственно-властного института. Возложенные на прокуратуру публичные функции по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнение законов могут рассматриваться как характеризующие основы конституционно -правового статуса прокуратуры, который тесно связан с конституционными ценностями верховенства закона единства правового пространства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Упомянутое дело особо значимо в плане обеспечения конституционного правопорядка при организации и проведении прокурорских проверок в отношении некоммерческих организаций. Конституционный Суд выявил ряд законодательных дефектов, связанных с тем, что ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не устанавливает ни общий (предельный) срок проведения проверки, ни срок исполнения обращенных к таким организациям требований прокурора. Исправление таких недостатков, свидетельствующих о нарушении конституционного принципа формальной определенности закона, суд адресовал законодателю, тем самым способствуя полноценному и формально -определенному правовому регулированию деятельности органов прокуратуры в механизме обеспечения правопорядка.

Таким образом, в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка деятельность судебных органов и прокуратуры весьма взаимосвязана и значима, при этом каждым выполняются свое предназначение и задачи, они консолидируются в достижении единой цели - укреплении правопорядка и конституционной законности на всей территории Российской Федерации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: