Проблемы в деятельности прокуратуры и пути их решения

Существуют проблемы, связанные с эффективностью в уголовном судопроизводстве, с организацией работы в прокуратуре, связанные с эффективностью прокуратуры.

Своеобразно и специфично понимает эффективность деятельности военных прокуроров В. А. Шестак - это «форма активного отношения военных прокуроров к воинскому правопорядку, предопределяющей eгo целесообразное изменение и преобразование в целях предупреждения преступности в войсках». Как видно из указанных определений, ключевой признак эффективности есть конечная цель.

Рассмотрим теоретический аспект понятия "эффективность". Харебава Г. Д. предлагает весьма свое понятие эффективности прокурорского надзора, в частности в сфере уголовного судопроизводства, под которым он понимает «достигнутый уровень состояния законности, обеспеченный деятельностью прокуратуры, осуществляемый посредством минимальной затраты времени и с использованием надзорных полномочий (средств), содержание которых обуславливается спецификой правового режима регулирования сферы реализации надзора». Как видно, данное понятие вобрало в себя все основные научные подходы и выработанные признаки. Таким образом, выведенное этим корреляции прокурор может отступить от этого в определённом промежутке, который установлен уже вышестоящей прокуратурой.

Например, для небольшого города оценивается среднее количество найденных нарушений за предыдущие два-три года, учитываются указанные параметры и устанавливаются конкретные цифры. Так, будут установлены следующие цифры: среднее количество нарушений - сто, кореляционнные значения - плюс-минус десять процентов. Таким образом, если в текущем отчетном периоде прокуратурой будут выявлены не сто, а девяносто нарушений, то наказания не последует, потому что данные параметры укладываются в заданный промежуток. С другой стороны, если количество нарушений будут выходить из промежутка, как в большую, так и в меньшую сторону, то это должно стать поводом для анализа и разбирательства вышестоящей прокуратурой, потому что причины могут быть разные, начиная от тщательной работы по предупреждению нарушений закона и экономического кризиса, заканчивая небрежностью работы прокурорских работников. В случае если в течение определенного времени сохраняется максимальное низкое значение корреляции или максимальное высокое, например, в течение двух лет, то это снова должно стать поводом для анализа и разбирательства, чтобы выявить соответствующие причины и скорректировать цифры.

К сожалению, независимость органа прокуратуры порождает ряд проблем, решение которых необходимо.

Приказ МВД № 948 вступил в силу 21.12.2017 года, который запрещает полицейским задерживать и отстранять от вождения судей и прокуроров, даже если те находятся в состоянии алкогольного опьянения.[15]

Конечно, можно надеяться, что в органах прокуратуры работают добропорядочные граждане, не нарушающие законы России, а также, являющиеся гарантией прав и свобод человека и гражданина.

Но на примере истории нашей страны можно сделать вывод, что надеяться на добропорядочность органов прокуратуры не стоит, так как и там иногда работают преступники. Примером может служить задержание прокурора г. Сызрань сотрудниками ДПС Александра Летвинова, который пренебрегая законодательством РФ и безопасностью граждан, в нетрезвом состоянии находился за рулем автомобиля, при этом проехав на красный свет светофора, был задержан сотрудниками ДПС.

Данный пример показывает нам, что лица, работающие на благо, гарантирующие права и обеспечивающие безопасность, не исполняют своего долга, а лишь создают условия, опасные для всего населения.

И этот случай производства не единственный, таких случаев в нашей стране очень много, только замечаются они не всеми, так как блокируется от всеобщего обозрения граждан.

Если доходы работников прокуратуры и посмотреть их задекларированное можно найти многочисленное количество не состыковок. При этом граждане нашей страны оказывают активную борьбу таким лицам и находит большое количество доказательств, которые распространяются в сети интернет и моментально блокируются. Данная информация направляется в вышестоящие и контролирующие инстанции, но и после данных действий не происходит результата, что заставляет задуматься обо всей структуре государственных органов нашей страны.

Так в Москве задержали прокурора межрегиональной транспортной прокуратуры Дениса Евдокимова, который, по данным прокуратуры получил взятку в размере 4 миллионов рублей.

Рассмотрев данные примеры, а также изучив систему прокуратуры, можно сделать вывод, что данный орган имеет свой значение в системе государственных органов, но лишь при том условии, что гарантии предоставляемые гражданам и обязанности возложенные на органы прокуратуры, будут исполняться в полном объеме. А также, при обстоятельствах, если компетентные органы государственной власти будут осуществлять надзор и контроль данного органа должным образом. Так как на сегодняшний день совершается огромное количество должностных преступлений в органах прокуратуры, и в целях обеспечения конституционных прав граждан, а также справедливости в стране, необходимо их пресечение и предупреждение. Лишь при достижении перечисленных выше обстоятельств возможно достижение должного результата.

Другая проблема определение ясной процессуальной формы надзора прокуратуры.

Как нам представляется, определение для прокурорского надзора процессуальных рамок может происходить в 2-х формах:

-посредством исследования Закона о прокуратуре, Конституции РФ, гражданского, административного, уголовного законодательств и пр.;

-посредством самостоятельного законодательного регулирования процессуальных границ надзора в комментируемом Законе, это даст возможность сведения к минимуму неопределенности и двоякости интерпретации многих появляющихся на практике правоприменения вопросов.

Осознавая дискуссионность анализируемого вопроса, мы воспринимаем положительно потенциал определения строгих процессуальных границ надзора, что следует непременно отразить в новом Законе, регулирующем деятельность прокуратуры.

Органы прокуратуры согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» принимают активное участие в правотворческой деятельности.

 Говоря о проблеме статуса прокуратуры РФ, следует отметить, что основополагающим нормативным правовым актом, в котором закреплен конституционно-правовой статус прокуратуры, является Конституция РФ. В соответствии со ст.129 Конституции РФ прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти. Однако при этом не входит ни в одну из перечисленных в ст.10 Конституции РФ ветвей власти. К тому же, по справедливому мнению многих ученых, ст.129 Конституции РФ, закрепившая статус прокуратуры, необоснованно помещена в главу «Судебная власть», тогда как прокуратура РФ ни структурно, ни функционально не связана с органами судебной власти.[16]

Как было установлено в исследовании, прокуратура РФ не является органом ни законодательной власти, ни исполнительной, ни судебной. Главная задача прокуратуры – наблюдать и пресекать все нарушения закона, как было наказано основателем российской прокуратуры Петром I. Современное положение прокуратуры в системе государственных органов обусловлено историческими, национальными и культурными особенностями развития нашей страны. Поэтому, очевидно, что прокуратура имеет все признаки самостоятельной ветви государственной власти, так как она организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти. Как видится, прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения. Конституция РФ должна содержать не переходные положения, а отражать тот статус прокуратуры и ту систему ее функций, которые присущи ей в демократическом правовом государстве и которые должны выступать конечной целью проводимой реформы. Прокуратура РФ должна функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность. Поэтому, очевидно, что сложившуюся ситуацию необходимо разрешить законодательным путем, путем внесения изменений в Конституцию РФ.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свою практику я проходила в период с «16» марта по «21» апреля 2020г в Прокуратуре Октябрьского района административного округа города Мурманска.

Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения.

Я ознакомилась со структурой районной прокуратуры, порядком ее формирования. Изучила программу практики и определила объем подлежащего изучению нормативного материала, необходимого для выполнения поручений, данных руководителем практики и решения конкретных правовых вопросов. Ознакомилась с характером деятельности и полномочиями должностных лиц прокуратуры района: прокурора, его заместителей, старших помощников прокурора, помощников прокурора. Изучила структуру и содержание актов прокурорского реагирования.

За время прохождения практики я была ознакомлена с деятельностью прокуратуры, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия помощников прокурора, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.

В первые дни практики я ознакомилась со структурой, порядком деятельности и функциями прокуратуры, а так же с документами составляющими правовую основу организации прокуратуры, а именно:

-Закон «О прокуратуре РФ» (раздел II);

-Указ Президента РФ от 01.08.2007 г. № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ»;

-Приказ Генерального прокурора РФ от 30.03.2001 г. № 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях»;

-Приказ Генерального прокурора РФ от 15.01.2003 г. № 2 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры РФ»;

-Приказ Генерального прокурора РФ от 21.03.2003 г. № 57 «Об утверждении Регламента главной Военной прокуратуры»;

-Приказ Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 г. № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»;

-Приказ Генерального прокурора РФ от 28.12.1998 г. № 93 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ» (с изм. От 21.10.2003 г.);

-Приказ Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 г. № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах»;

-Положение «Об отделах Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах», утв. Генеральной прокуратурой РФ 02.09.2002 г.;

-Приказ Генерального прокурора РФ от 21.10.1996 г. № 57 «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» и др.

После изучения мной необходимых материалов руководителем практики давались мне задания, в том числе:

- составить проект представления;[17]

- принять участие в сборе пакетов документов;

- принять участие при приеме граждан старшим помощником прокурора;

- произвести анализ жалоб и заявлений граждан;

- составить проект протеста;[18]

- и иные задание связанные с юридической деятельностью.

Мною были изучены документы находящиеся в деле.

Что касается проблем выявленных мной в данной прокуратуре, то их не так много, но они достаточно значимые. Меня удивил объем документов поступающих в прокуратуру, по - моему мнению, из-за такого объема работники прокуратуры не справляются в полном объеме с возложенными на них обязанностями, вследствие чего некоторые материалы дел изучаются не достаточно подробно. В связи с этим хочу предложить пополнить ряды штатных работников как минимум еще на двоих.

Следующая проблема выявленная мной в прокуратуре это техническое оснащение. Не во всех кабинетах присутствуют принтеры, компьютеры с интернетом, а где-то даже неработающие телефоны. Все это недопустимо и явно затрудняет работу прокуратуры.

В целом хочу сказать, что вся деятельность Прокуратуры Октябрьского района идет слаженно и полноценно.

За время прохождения практики я закрепила все свои полученные знания в МАГУ, получила все необходимые навыки, которые пригодятся мне в дальнейшем трудоустройстве в юридической сфере.

Это бесценный опыт, с уверенностью могу сказать, что данная практика пошла мне на пользу.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398

2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. – 1992. - №8. – Ст.366.

3. Приказ МВД России от 21.12.2017 N 948 "О внесении изменений в Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 23 августа 2017 г. N 664" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2018 N 49718)

4. Приказ Генерального прокурора РФ “О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона РФ “О прокуратуре РФ” от 11 марта 1992г., № 7

5. Беляев В.П. Прокуратура и прокурорский надзор в России.- Белгород, 2003.- 207 c.

6. Бобырев В.В. О развитии прокуратуры Российской Федерации (проблемы и пути их решения) // Право и безопасность. 2008. № 4 (29). С. 40 - 48.

7. Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / под ред. докт. юрид. наук А.Г. Халиулина. - Томск: Изд-во НТЛ, 2013. - 164 с.

8. Виноградов Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник / Под ред. Ю.Е. Виноградова - М.: Юрайт, 2011. 231 с.

9. Кивич Ю. В. Проблемы административно-правовой охраны отношений в сфере общественной безопасности и общественного порядка // Вестник Московского университета МВД России, 2015. № 6. С. 92.

10. Сыдорук И. И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в Российской Федерации: Монография. М., 2013. С. 173.

11. Ткачев И. В. О необходимости расширения полномочий по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета // Рос. юстиция, 2014. № 9. С. 24.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

приложение 1

 

приложение 2

 

 

приложение 3

 

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИЕМА НА СЛУЖБУ В ПРОКУРАТУРУ

 

Согласно ст. 40 ФЗ "О прокуратуре РФ" служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом.

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также - работники) регулируются (с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом):

1. законодательством Российской Федерации о труде и

2. законодательством Российской Федерации о государственной службе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: