Методическая разработка лекции по дисциплине агроэкология

I. Тема лекции. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий

1. Определение места и значения темы в системе целого курса.Устойчивое развитие сельских территорий в Казахстане обусловлено уровнем реализации программ поддержки агропромышленного комплекса, социальной поддержки, целей развития уровня жизни населения и оптимальной пространственной организации.

2. Отбор библиографии по теме

1. В.А.Черников, Р.М. Алексахин Агроэкология М.: КолосС, 2000.

2.В. А. Черников Агроэкология. Методология, технология, экономика. – М.: КолосС, 2004.

3. Герасименко В.П. Практикум по агроэкологии: учеб. пособие– СПб: Лань, 2009. 4. Медведский В.А., Медведская Т.В. Сельскохозяйственная экология. – М.: Издательство ИВЦ Минфина, 2010.

5. Баранников, В. Д. Экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции М.: Колос, 2005.

II. Формы организации лекции.

1. Аудитория. Лекция для студентов 3-курса бакалавриата по специальности экология.

2. Цель лекции: сформировать у студентов знание о принципах устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий РК; ознакомить с государственной политикой в области устойчивого развития.

3. Задачи лекции, реализующие основной замысел:

а) состав и последовательность задач;

- объяснять сущность формирования биогеохимических циклов в естественных экосистемах и агроэкосистемах;

-использовать способы и приёмы рекультивации и реабилитации техногенно-загрязнённых территорий с целью возвращения их в сельскохозяйственное пользование для производства экологически безопасной продукции.

 - проводить экологическую экспертизу проектов сельскохозяйственного землепользования;

 - оценить уровень плодородия, обосновать направление использования почв в адаптивно-ландшафтной системе земледелия.

б) характер задач - информационные, ана­литические;

в) средства, необхо­димые студентам для решения указанных задач - категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, веро­ятностные, причинные связи;

4. Организационная форма лекции: эвристическая беседа; диалог-дискуссия с применением инновационных технологии.

III. Содержание лекций.

1. План и конспект содержания лекции. Устойчивое развитие сельских территорий в Казахстане обусловлено уровнем реализации программ поддержки агропромышленного комплекса, социальной поддержки, целей развития уровня жизни населения и оптимальной пространственной организации. Реализация программ переселения граждан из неблагоприятных и неперспективных населенных пунктов в рамках стратегии территориального развития показывает недостаточную заинтересованность граждан в использовании предлагаемых преимуществ. В целом недостаточно эффективно используется потенциал сельских территорий в развитии источников и возможностей экономической активности населения. Уровень существующей инфраструктуры сельских территорий не соответствует задачам обеспечения устойчивого развития, следовательно, необходимо более целенаправленная координация деятельности по планированию, разработке и реализации схем размещения производственных мощностей на уровне макро и микроэкономики, социальной инфраструктуры, расселения населения в соответствии со сложившимися традициями хозяйствования и перспективными направлениями социально-экономического развития регионов и отдельных территорий. Реализация данных задач должна сопровождаться увеличением активности в сфере подготовки кадров по соответствующим профессиям и направлениям, создания достойных условий труда в сельской местности, в целях повышения экономической активности наиболее трудоспособного населения и вовлечения молодежи в трудовую деятельность с точки зрения разумной профориентации, согласования потребностей сельскохозяйственных предприятий, крестьянских хозяйств, формируемых сельскохозяйственных кооперативов в уровне подготовки и количестве потенциальных работников в отраслях непосредственно сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, логистики и сбыта продукции.

В целях более планомерного и оцениваемого прогресса сельской местности в процессе разработки Генеральной схемы пространственного развития РК целесообразной представляется разработка стратегического плана социально-экономического развития сельского населенного пункта и района на базе единого макета. В данном макете должны быть отражены требования к оценке и СВОТ-анализу демографической ситуации, социальной среды, уровня и качества жизни населения.

IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции - совместное решение задач, подражание образцу, партнерство.

2. Языковая форма высказывания - лексика, грамматика, стилистика.

3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией -жесты, мимика, пантомима, громкость, темп, ритм, паузы.

Вопросы для контроля:

1. Разъясните проблемы, препятствующие устойчивому развитию сельских территорий.

2. Сформулируйте цели, принципы и задачи государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в РК.

3. Приведите целевые показатели устойчивого развития сельских территорий на долгосрочный период.

4. Приведите приоритетные направления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года.

5. Дайте прогноз развития рационального природопользования и улучшения экологической ситуации в сельской местности РК.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: