double arrow

Проблемы деятельности прокуратуры


Существующие проблемы в деятельности органов прокуратуры можно разделить на три группы:

1) связанные с эффективностью в уголовном судопроизводстве

2) с организацией работы в прокуратуре

3) связанные с эффективностью прокуратуры.

 Таким образом, можно сказать, что основным признаком качества работы прокуратуры является ее эффективность. Существует несколько подходов к определению термина «эффективность». Наиболее полным признается определение, которое предлагает Харебава Г. Д.: эффективность – это достигнутый уровень состояния законности, обеспеченный деятельностью прокуратуры, осуществляемый посредством минимальной затраты времени и с использованием надзорных полномочий (средств), содержание которых обуславливается спецификой правового режима регулирования сферы реализации надзора[17].

Среди ученых нет единого мнения относительно критериев эффективности деятельности прокуратуры. Капинус в качестве основных критериев выделяет:

I) контент-анализ материалов прокурорской практики, различных ведомственных документов в самой прокуратуре;

2) опрос экспертов, которыми являются вышестоящие прокуроры на уровне субъекта Российской Федерации и управления Генеральной прокуратуры по федеральному округу[18].




Г.А. Ляшенов выделяет количественно-качественные показатели эффективности. К количественным можно отнести те показатели, которые определяются числовыми показателями. К качественным показателям он относит такие показатели, которые отражают выполнение поставленных перед прокурорами задач[19].

Таким образом, чтобы исключить разногласия во мнениях ученых, необходимо закрепление понятия эффективности и ее критериев на законодательном уровне.

Другой важной проблемой деятельности органов прокуратуры является проблема недоста­точности правовой регламентации принципов прокурорского надзора.

На современном этапе развития прокурорского надзора, под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются основополагающие, руководящие положения, взятые законодателем за основу правового регулирования[20].

Согласно некоторым классификациям все принципы организации и деятельности прокуратуры подразделяются на два основных вида:

1) общеорганизационные (законности, равенства всех перед законом, информационности, гласности)

2) специфические (централизации, едино­началия, уважения чести и достоинства личности, объективной истины доступности, обязательности исполнений законных требований проку­рора, императивности, убедительности, целесообразности).

Однако, законодательный статус рассматриваемых принципов до сих пор не определен: в первую очередь, указанные принципы организации и деятельности прокуратуры до настоящего времени, не смотря на их решающее значение для состояния законности в целом, не регламентированы в Конституции Российской Федерации, в которой только статья 129 посвящена прокуратуре Российской Федерации и помещена в главу 7 "Судебная власть". Это формирует проблему разделения принципов организации и деятельности прокуратуры и принципов судопроиз­водства. Таким образом, в статье 129 Конституции Российской Федерации необходимо закрепление основных принципов организации и деятель­ности российской прокуратуры, поскольку указанное закрепление принципов существенно повысит статус всей прокурорской деятельности и несомненно повлечет положительное изменение состояния законности.



Некоторые ученые считают, что существуют ряд принципов, прямо не закреплённых в федеральном конституционном законе, но которые являются производными из его смысла, и, следовательно, должны выступать в качестве самостоятельных принципов организации и деятельности прокуратуры. К таким принципам относятся принцип равенства всех перед законом и прокуратурой; принцип невмеша­тельства, в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов[21].

Таким образом, необходимо указать, что, существующее положение вещей обязывает законодателя дополнить, а также пересмотреть ряд положений закона регламентирующих закрепление принципов. В част­ности, необходимо закрепить в Конституции Российской Федерации отдельной частью статьи 129 или отдельной статьей новую главу 8 Конституции Российской Федерации, посвященную прокуратуре Российской Федерации основные принципы прокурорского надзора в частности: принципы законности, гласности, единоначалия, единства, централизации, независимости и другими принципами, закрепленными в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».



Тем не менее, при доскональном изучении статуса отдельных органов прокуратуры можно увидеть что, организация структуры определяется в основном именно предметным и предметно-зональным принципами. Например, компетенция органов военной прокуратуры коррелируется с предметным принципом организации и деятельности органов прокуратуры. Районные и городские прокуратуры организованы в прямом соответствии с зональным принципом, так как их компетенция существенно ограничена границами территориального образования. На основании зонального принципа образованы управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, а согласно предметному принципу, учреждены главные управления прокуратуры отделы, в связи с этим можно указать, что вполне оправданно рас­смотрение указанных принципов не только как внутриорганизационных, но и как принципов организации и деятельности органов прокуратуры в целом[22].

 







Сейчас читают про: