СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
Цель планирования
Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».
Значение планирования работы по математическому развитию
· Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.
· Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике математического развития.
· Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей.
· Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал.
· Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.
Виды планирования
Перспективное (на месяц, квартал, год).
Календарное (по датам).
Тематическое (по определенной проблеме).
Комплексное (сочетающее разные задачи по различным
направлениям).
Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).
Содержание планирования работы математическому развитию
|
|
· Занятия по математике.
· Работа вне занятий (во время других режимных процессов).
· Связь с занятиями по другим методикам.
· Индивидуальная работа.
Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников
* Знание программы математического развития в ДОУ.
· Знание дидактических принципов обучения.
· Владение методикой математического развития дошкольников.
· Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.
· Знание возрастных особенностей детей данной группы.
· Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.
· Учитывание имеющихся знаний у детей.
· Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе.
• Повышение квалификации воспитателя путем изучения
передового опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников.
Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ
1. Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.
2. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2).
3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).
|
|
5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, закрепление и применение изученного материала, индивидуальная
работа.
Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:
· новые задачи начинаются со слов: «научить», «дать понятие», «познакомить», «сформировать умение»;
· старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закрепить», «отработать», «совершенствовать умения».
Примерная схема конспекта занятия
1. Номер по порядку и название.
2. Литература (автор, название, страницы).
3. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа.
4. Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение).
5. Организация детей (количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение
сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.).
5. Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, действия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа).
6. Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по математическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).
Виды учета работы
· Анализ занятия.
· Итог работы за день.
· Учет работы за месяц, квартал, год.
· Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе.
Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике
1. Выполнены ли программные задачи.
2. Степень усвоения детьми программных задач.
3. Какие дети и в чем затруднялись, почему?
1. Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему?
4. Над чем еще надо работать.
Значение самоанализа
· Помогает спланировать дальнейшую работу по математическому развитию.
· Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми.
· Способствует отбору более эффективных методов и приемов работы.
Примерная схема анализа показательного занятия
1. Фамилия, имя, отчество воспитателя.
2. Название или тема занятия.
3. Возраст и количество детей (вид отклонения в развитии).
4. Анализ организации занятия (сбор детей, их расположение, активизация внимания, настрой на занятие, введение сюрпризного момента, проблемной ситуации и др.).
5. Анализ содержания занятия
· формулировка поставленных задач с указанием раздела ФЭМП;
· соответствие программе;
· соответствие возрасту и уровню развития детей;
· дозировка материала;
· сочетание задач из разных разделов;
· сочетание нового и старого.
6. Анализ хода занятия:
· структура (названия и последовательность частей);
· длительность занятия и частей;
· оценка работы воспитателя (речь, действия, вопросы, контроль, осуществление индивидуального подхода и др.);
• оценка работы детей (практические и умственные действия, речевая работа).
7. Анализ подведения итога (обобщения, оценка детей, концовка).
8. Оценка используемого наглядного материала:
· виды;
· количество;
· соответствие возрасту и уровню развития детей;
· соответствие программной задаче;
· эстетичность и гигиеничность;
· удобство размещения;
· эффективность применения.
9. Анализ, примененных методов и приемов.
10. Общие выводы:
· положительные;
· отрицательные.
Краткий курс лекций Наталья Ивановна ФРЕЙЛАХ
Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях.
План.
1. Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.
2. Виды планирования работы по математическому развитию.
3. Конспект и план занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
|
|
Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.
Объем знаний дети усваивают на протяжении всего дошкольного возраста. Задача состоит в том, чтобы распределить равномерно: на все года обучения и в течении одного учебного года. В этом и поможет нам планирование. Можем дать несколько определений планированию:
• планирование – одна и функций управления,
• планирование – это деятельность педагога,
• планирование – это определение последовательности осуществления воспитательно - образовательной работы с указанием необходимых средств, форм и методов работы.
Таким образом, план представляет собой систему комплексных мер, подчиненным единым целям. Отсюда значение планирование работы:
1. дает возможность сделать процесс обучения целенаправленным, т. е. осуществить дидактические принципы.
2. осуществляет взаимосвязь процесса обучения и воспитания.
3. усвоить программу всем детям и каждому ребенку в отдельности (благодаря коллективным и индивидуальным формам работы).
При планировании работы педагог опирается на знание общих закономерностей развития и воспитания дошкольников и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это определяет принципы планирования:
1. Учет педагогических условий: возрастного состава группы, уровня развития детей.
2. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
Исходя из принципов, определяются требования к планированию:
умение ориентироваться в «программе»;
умение сочетать программные задачи;
умение определять последовательность решения программных задач;
учет общих возрастных и индивидуальных особенностей;
знание методики решения программных задач.
[Козлова С. А., Куликова Т. А., Дошкольная педагогика. - М.:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под редакцией Столяра А. А. – М. Просвещение, 1988г., с 287-290]