double arrow

Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.

1

СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

 

Цель планирования

Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».

Значение планирования работы по математическому развитию

· Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.

· Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике математического развития.

· Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей.

· Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал.

· Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Виды планирования

Перспективное (на месяц, квартал, год).

Календарное (по датам).

Тематическое (по определенной проблеме).

Комплексное (сочетающее разные задачи по различным

направлениям).

Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

 

Содержание планирования работы математическому развитию

· Занятия по математике.

· Работа вне занятий (во время других режимных процессов).




· Связь с занятиями по другим методикам.

· Индивидуальная работа.

Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников

* Знание программы математического развития в ДОУ.

· Знание дидактических принципов обучения.

· Владение методикой математического развития дошкольников.

· Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

· Знание возрастных особенностей детей данной группы.

· Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

· Учитывание имеющихся знаний у детей.

· Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе.

• Повышение квалификации воспитателя путем изучения
передового опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников.


Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ

1. Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.

2. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2).

3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).



5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, закрепление и применение изученного материала, индивидуальная
работа.

Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:

· новые задачи начинаются со слов: «научить», «дать понятие», «познакомить», «сформировать умение»;

· старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закрепить», «отработать», «совершенствовать умения».


Примерная схема конспекта занятия

1. Номер по порядку и название.

2. Литература (автор, название, страницы).

3. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа.

4. Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение).

5. Организация детей (количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение
сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.).

5. Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, действия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа).

6. Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по математическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).


Виды учета работы

· Анализ занятия.

· Итог работы за день.

· Учет работы за месяц, квартал, год.

· Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе.

Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике



1. Выполнены ли программные задачи.

2. Степень усвоения детьми программных задач.

3. Какие дети и в чем затруднялись, почему?

1. Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему?

4. Над чем еще надо работать.

Значение самоанализа

· Помогает спланировать дальнейшую работу по математическому развитию.

· Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми.

· Способствует отбору более эффективных методов и приемов работы.

Примерная схема анализа показательного занятия

1. Фамилия, имя, отчество воспитателя.

2. Название или тема занятия.

3. Возраст и количество детей (вид отклонения в развитии).

4. Анализ организации занятия (сбор детей, их расположение, активизация внимания, настрой на занятие, введение сюрпризного момента, проблемной ситуации и др.).

5. Анализ содержания занятия

· формулировка поставленных задач с указанием раздела ФЭМП;

· соответствие программе;

· соответствие возрасту и уровню развития детей;

· дозировка материала;

· сочетание задач из разных разделов;

· сочетание нового и старого.

6. Анализ хода занятия:

· структура (названия и последовательность частей);

· длительность занятия и частей;

· оценка работы воспитателя (речь, действия, вопросы, контроль, осуществление индивидуального подхода и др.);

• оценка работы детей (практические и умственные действия, речевая работа).

7. Анализ подведения итога (обобщения, оценка детей, концовка).

8. Оценка используемого наглядного материала:

· виды;

· количество;

· соответствие возрасту и уровню развития детей;

· соответствие программной задаче;

· эстетичность и гигиеничность;

· удобство размещения;

· эффективность применения.

9. Анализ, примененных методов и приемов.
10. Общие выводы:

· положительные;

· отрицательные.

 

 


Краткий курс лекций Наталья Ивановна ФРЕЙЛАХ

Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях.

План.

1. Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.

2. Виды планирования работы по математическому развитию.

3. Конспект и план занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.

Объем знаний дети усваивают на протяжении всего дошкольного возраста. Задача состоит в том, чтобы распределить равномерно: на все года обучения и в течении одного учебного года. В этом и поможет нам планирование. Можем дать несколько определений планированию:

• планирование – одна и функций управления,

• планирование – это деятельность педагога,

• планирование – это определение последовательности осуществления воспитательно - образовательной работы с указанием необходимых средств, форм и методов работы.

Таким образом, план представляет собой систему комплексных мер, подчиненным единым целям. Отсюда значение планирование работы:

1. дает возможность сделать процесс обучения целенаправленным, т. е. осуществить дидактические принципы.

2. осуществляет взаимосвязь процесса обучения и воспитания.

3. усвоить программу всем детям и каждому ребенку в отдельности (благодаря коллективным и индивидуальным формам работы).

При планировании работы педагог опирается на знание общих закономерностей развития и воспитания дошкольников и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это определяет принципы планирования:

1. Учет педагогических условий: возрастного состава группы, уровня развития детей.

2. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

Исходя из принципов, определяются требования к планированию:

умение ориентироваться в «программе»;

умение сочетать программные задачи;

умение определять последовательность решения программных задач;

учет общих возрастных и индивидуальных особенностей;

знание методики решения программных задач.

[Козлова С. А., Куликова Т. А., Дошкольная педагогика. - М. :

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под редакцией Столяра А. А. – М. Просвещение, 1988г., с 287-290]



1




Сейчас читают про: