Цель: проанализировать особенности планирования и проведения экспериментального исследования в социальной психологии.
Основные понятия: эксперимент, программа экспериментального исследования, научно-методологический аппарат исследования.
Подготовка к занятию:
Изучить рекомендуемую литературу.
Выписать в тетрадь определение основных понятий по теме.
Подготовиться к обсуждению вопросов.
Законспектировать указанную литературу.
Ход занятия:
Обсуждение вопросов:
А) научно-методологический аппарат исследования: проблема, объект, предмет исследования, цели, задачи, гипотеза, экспериментальная база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования;
Б) программа экспериментального исследования;
В) Варианты эксперимента в социальной психологии: проблема человека в большом городе, проблема подчинения, проблема индивида и группы, проблема человека в сети коммуникаций.
2. Моделирование экспериментального исследования в социальной психологии.
Литература:
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1999.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. – М., 2002.
3. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М., 1997.
Литература для конспектирования:
7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000. –432с. – Глава 4.
8. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб, 2000. – 336с.
Занятие 12-13
(практическое)
Применение активных социально-психологических методов.
Цель: Научиться применению активных социально-психологических методов.
Основные понятия: брейнсторминг, групповое принятие решений, групповое интервью.
Подготовка к занятию:
1. Изучить рекомендуемую литературу.
2. Законспектировать рекомендуемую литературу.
Ход занятия:
1. Обсуждение активных социально-психологических методов.
2. Обсуждение правил проведения брейнсторминга
3. Проведение брейнсторминга в группе.
4. Обсуждение результатов.
5. Групповое интервью: определение, организация, правила и условия проведения.
6. Проведение группового интервью.
7. Обсуждение результатов и технических приемов.
Рекомендуемая литература:
1. оббер М.А.,Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.,1988,с.194-207.
2. Хрестоматия по социальной психологии. Уч.пос./ Сост. Т.Кутасова. – М.,1994, с.184-194.
Занятие №14
Контрольная работа
Цель: проверка качества усвоения знаний
Подготовка:
Повторить следующие темы:
1. Социализация личности
2. Социальная идентичность личности
3. Аттитьюд: структура и функции
4. Проблема манипуляции в человеческом общении
5. Активные социально-психологические методы
6. Механизмы межгруппового взаимодействия
7. Классификация групп в социальной психологии
8. Основные механизмы социально-психологического влияния
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998, Гл17.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. – 264с. – Главы 3, 6.
3. Аронс Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.- М., 1998. Гл 5.
4. Аронс Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы/Пер. с англ.// Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.,1984.
5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001. – Главы 8-11.
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 2000. – 344с.
7. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах – М., 2002.
8. Магун В.Н. История исследований социальных установок аттитьюдов.//Хрестоматия по социальной психологии. – М.,1994.
9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1996. Гл 4.
10. Психология влияния. Хрестоматия./ Составитель А.В.Морозов. – СПб, 2000.
11. Психология самосознания. Хрестоматия. / Составитель Д.Я.Райгородский. – Самара, 2000. – с. 333- 393.
12. оббер М.А.,Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.,1988,с.194-207.
13. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М.,1984.
14. Хрестоматия по социальной психологии. Уч.пос./ Сост. Т.Кутасова. – М.,1994, с.184-194