Процедура. Членам группы раздаются листы для рисования. В центре листа нужно нарисовать солнце, в центре солнечного круга — крупная буква «Я». Преподаватель диктует начало предложения, студенты записывают его продолжение на «лучах солнца».
Предложения:
• Мое любимое занятие…
• Мой любимый цвет…
• Лучше всего я умею…
• Я знаю, что смогу…
• У меня есть способность к…
• Моя любимая одежда…
• Когда я сержусь, я… и т. Д.
Обсуждение. Как соотносятся понятия Я-образ и Я-концепция? Каковы роль и значение такой подструктуры как Мое в Я-концепции личности? Какие Я-образы актуализируются легче, какие труднее? Какими эмоциями сопровождается актуализация отдельных Я-образов?
Этап 4. Анализ негативного и позитивного Я. Упражнение «Негативное и позитивное Я».
Процедура. Студенты записывают на листке список причин, по которым они не могут полюбить себя. Обсуждение. Как и когда формируется негативная Я-концепция? Как могут повлиять на ее формирование другие люди? Как соотносятся Я-концепция и самооценка? Как влияют позитивная и негативная Я-концепции на поведение?
|
|
Упражнение «Подарок».
Процедура. Каждый член группы продолжает предложение «Я подарок для себя самого, так как я…» и «Я подарок для других, так как я…».
Подведение итогов занятия.
Список литературы:
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004. – 271 с.
2. Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: Бахарах-М, 2000. – 671 с.
3. Семечкин Н. И. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2004. — 375 с.
4. Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содействия социальной адаптации. — СПб.: Речь, 2001. — 215 с.
5. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
7. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
Занятие №5
(семинарское)
Социальная и персональная идентичность личности
Цель: проанализировать и обобщить знания о проблемах формирования и развития социальной идентичности личности.
Основные понятия: социальная идентичность, персональная идентичность, Я-концепция, временная идентичность, экологическая идетичность.
Подготовка:
1. Изучить предложенную литературу.
2. Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.
3. Выписать основные понятия.
Ход занятия:
1. Экспресс-контроль по основным понятиям.
2. Обсуждение вопросов:
А) Социальная и персональная идентичность личности. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела и Дж.Тернера.
|
|
Б) Этническая, профессиональная и гендерная идентичность.
В) Временная и экологическая идентичность.
3.Моделирование ситуаций, отражающих особенности успешного общения.
Литература:
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2005. – 303с. – Глава 7.
2. Стефаненко Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий.// Мир психологии. – 2004., №3. – С.38.
3. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью./ Идентичность: Хрестоматия/ Составитель Л.Б.Шнейдер. – М., 2003. – 272с. – С.26.
4. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность»./Идентичность: Хрестоматия/Составитель Л.Б.Шнейдер. – М., 2003. – 272с. – С.116.
5. Павленко В.И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. / Идентичность: Хрестоматия/ Составитель Л.Б.Шнейдер. – М., 2003. – 272с. – С.156.
6. Джеймс М., Джонгвард Д. Имена и идентичность./ Идентичность: Хрестоматия/ Составитель Л.Б.Шнейдер. – М., 2003. – 272с. – С.226.
Литература для аннотации:
5. Эрик Эриксон Детство и общество. – СПб, 2000. – 416с. – Часть 3,4.
Занятие № 6
(семинарское)
Классификации групп. Теория малой группы в социальной психологии.
Цель: Изучить социально-психологические характеристики различных групп и основные направления исследования малых групп.
Основные понятия: группа, условные и реальные, большие и малые, естественные и лабораторные, формальные и неформальные, первичные и вторичные, стихийные и организованные, развитые и становящиеся, группы членства и референтные группы, психокоррекционные группы.
Подготовка к занятию:
1. Изучить рекомендуемую литературу.
2. Выписать и выучить определения основных понятий по теме.
3. Подготовить сообщения по темам.
Ход занятия:
Обсуждение вопросов:
1. Классификации и основные характеристики групп в социальной психологии.
2. Основные направления исследования малых групп: история зарубежных исследований малой группы, история отечественных исследований малой группы.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. Гл. 11.
2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001. Гл. 1.
3. оббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. С57-61.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.,2000.
5. Руденский Е. В. Социальная психология. Кемерово, 1997.
6. Хрестоматия по социальной психологии./ Сост. Т. В. Кутасова. М., 1994. Разд. 2.
Занятие № 7
(семинарское)
Групповая динамика.
Цель: Изучить внутригрупповые процессы и феномены.
Основные понятия: групповая динамика, конформизм, групповое давление, огрупление мышления, сплоченность группы, принятие группового решения.
Подготовка к занятию:
1. Изучить рекомендуемую литературу.
2. Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.
3. Подготовить сообщения по вопросам.
Ход занятия:
Обсуждение вопросов:
1. Понятие групповой динамики.
2. Конформизм и групповое давление.
3. Сплоченность группы.
4. Огруппление мышления.
5. Принятие группового решения.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. Гл. 12.
2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001. – Гл. 3-4.
4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. Гл. 7,9.
5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. Гл. 6-7.
6. оббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. С. 106-118, 162-168.
7. Хрестоматия по социальной психологии./ Сост. Т. В. Кутасова. М., 1994. С. 142-156.
Занятие 8
(практическое)