Этап 3. Осознание «Образа Я». Упражнение «Образ Я»

Процедура. Членам группы раздаются листы для рисования. В центре листа нужно нарисовать солнце, в центре солнечного круга — крупная буква «Я». Преподаватель диктует начало предложения, студенты запи­сывают его продолжение на «лучах солнца».

Предложения:

• Мое любимое занятие…

• Мой любимый цвет…

• Лучше всего я умею…

• Я знаю, что смогу…

• У меня есть способность к…

• Моя любимая одежда…

• Когда я сержусь, я… и т. Д.

Обсуждение. Как соотносятся понятия Я-образ и Я-концепция? Ка­ковы роль и значение такой подструктуры как Мое в Я-концепции лич­ности? Какие Я-образы актуализируются легче, какие труднее? Какими эмоциями сопровождается актуализация отдельных Я-образов?

Этап 4. Анализ негативного и позитивного Я. Упражнение «Негативное и позитивное Я».

Процедура. Студенты записывают на листке список причин, по кото­рым они не могут полюбить себя. Обсуждение. Как и когда формируется негативная Я-концепция? Как могут повлиять на ее формирование другие люди? Как соотносятся Я-концепция и самооценка? Как влияют позитивная и негативная Я-концепции на поведение?

Упражнение «Подарок».

Процедура. Каждый член группы продолжает предложение «Я пода­рок для себя самого, так как я…» и «Я подарок для других, так как я…».

Подведение итогов занятия.

Список литературы:

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004. – 271 с.

2. Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: Бахарах-М, 2000. – 671 с.

3. Семечкин Н. И. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2004. — 375 с.

4. Тренинг развития жизненных целей: Программа психологического содействия социальной адаптации. — СПб.: Речь, 2001. — 215 с.

5. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

7. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиз­дат, 1984. – 335 с.

 



Занятие №5

(семинарское)

Социальная и персональная идентичность личности

Цель: проанализировать и обобщить знания о проблемах формирования и развития социальной идентичности личности.

Основные понятия: социальная идентичность, персональная идентичность, Я-концепция, временная идентичность, экологическая идетичность.

Подготовка:

1. Изучить предложенную литературу.

2. Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.

3. Выписать основные понятия.

 

Ход занятия:

1. Экспресс-контроль по основным понятиям.

2. Обсуждение вопросов:

А) Социальная и персональная идентичность личности. Теория социальной идентичности Г.Тэджфела и Дж.Тернера.

Б) Этническая, профессиональная и гендерная идентичность.

В) Временная и экологическая идентичность.

3.Моделирование ситуаций, отражающих особенности успешного общения.

 

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2005. – 303с. – Глава 7.

2. Стефаненко Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий.// Мир психологии. – 2004., №3. – С.38.

3. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью./ Идентичность: Хрестоматия/ Составитель Л.Б.Шнейдер. – М., 2003. – 272с. – С.26.

4. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность»./Идентичность: Хрестоматия/Составитель Л.Б.Шнейдер. – М., 2003. – 272с. – С.116.

5. Павленко В.И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. / Идентичность: Хрестоматия/ Составитель Л.Б.Шнейдер. – М., 2003. – 272с. – С.156.

6. Джеймс М., Джонгвард Д. Имена и идентичность./ Идентичность: Хрестоматия/ Составитель Л.Б.Шнейдер. – М., 2003. – 272с. – С.226.

Литература для аннотации:

5. Эрик Эриксон Детство и общество. – СПб, 2000. – 416с. – Часть 3,4.



Занятие № 6

(семинарское)

Классификации групп. Теория малой группы в социальной психологии.

Цель: Изучить социально-психологические характеристики различных групп и основные направления исследования малых групп.

Основные понятия: группа, условные и реальные, большие и малые, естественные и лабораторные, формальные и неформальные, первичные и вторичные, стихийные и организованные, развитые и становящиеся, группы членства и референтные группы, психокоррекционные группы.

 

Подготовка к занятию:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Выписать и выучить определения основных понятий по теме.

3. Подготовить сообщения по темам.

 

Ход занятия:

Обсуждение вопросов:

1. Классификации и основные характеристики групп в социальной психологии.

2. Основные направления исследования малых групп: история зарубежных исследований малой группы, история отечественных исследований малой группы.

 

 

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. Гл. 11.

2. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001. Гл. 1.

3. оббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. С57-61.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.,2000.

5. Руденский Е. В. Социальная психология. Кемерово, 1997.

6. Хрестоматия по социальной психологии./ Сост. Т. В. Кутасова. М., 1994. Разд. 2.

 

Занятие № 7

(семинарское)

Групповая динамика.

Цель: Изучить внутригрупповые процессы и феномены.

Основные понятия: групповая динамика, конформизм, групповое давление, огрупление мышления, сплоченность группы, принятие группового решения.

Подготовка к занятию:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.

3. Подготовить сообщения по вопросам.

 

Ход занятия:

Обсуждение вопросов:

1. Понятие групповой динамики.

2. Конформизм и групповое давление.

3. Сплоченность группы.

4. Огруппление мышления.

5. Принятие группового решения.

 

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. Гл. 12.

2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001. – Гл. 3-4.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. Гл. 7,9.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. Гл. 6-7.

6. оббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. С. 106-118, 162-168.

7. Хрестоматия по социальной психологии./ Сост. Т. В. Кутасова. М., 1994. С. 142-156.

Занятие 8

(практическое)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: