Планы семинарских и практических занятий (2 семестр).
Занятие № 1
(семинарское)
Современные социально-психологические теории. Методологические основы социальной психологии.
Цель: проанализировать методологические основы социальной психологии.
Основные понятия: социологическая ветвь социальной психологи, психологическая ветвь социальной психологии, прикладная социальная психология, предмет социальной психологии.
Подготовка к занятию.
1. Изучить рекомендуемую литературу.
2. Выписать определения основных направлений психологической науки: общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии.
3. Законспектировать предложенную литературу.
4. Подготовить сообщение об одном из методов социально-психологического воздействия.
5. Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.
Ход занятия.
1. Обсуждение основных теоретических подходов к вопросу о предмете социальной психологии. Место социальной психологии в структуре психологических дисциплин.
|
|
2. Анализ социально-психологических теорий: интеракционистская ориентация, необихевиористская ориентация, когнитивистская ориентация.
3. Характеристика прикладной социальной психологии и области ее применения.
4. Основные методы социально-психологического исследования: наблюдение, опросы, изучение документов, тесты, контент-анализ (анализ содержания сообщений), анализ продуктов деятельности, эксперимент, социометрия.
5. Методы социально-психологического воздействия:
А) Методы социально-психологического тренинга:
- дискуссионный, игровой, танцевальный, психодраматический, тренинг социальной чувствительности.
Б) Методы культурно-психологического тренинга:
- зрелищно-игровой, ритуально-игровой, спортивно-игровой, танцевально-игровой, карнавально-игровой.
В) Методы социальной психорегуляции:
- метод эмоционального напряжения, метод социально-психологической трансформации, метод эмоционального насыщения, метод катарсиса, метод деятельностного переключения.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1998. -376 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: кн 1,2.-М.,1982.
3. Введение в практическую социальную психологию.Уч. пос. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В. Соловьевой.- М., 1996., Ч.3.
4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. –М.,1986.-272 с.(27-29с., 29-39с.)
5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.,1996.
6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 1998.- 752с.
7. Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2002.
8. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива.-М.,1988. -128с.
9. Лучшие психологические тесты для профотбоа и профориентации.- Петрозаводск.,1992. – 320 с.
|
|
10. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,1996. – 690 с.
11. Методологические проблемы социальной психологии.// Под ред. Е.В. Шороховой. – М.,1975.- 295 с.
12. Методология и методы социальной психологии.// Под ред. Е.В. Шороховой. –М., 1977. -247 с.
13. Методы социальной психологии.// Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. –Л.,1977. – 175 с.
14. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории. – М.,1971. – 350 с
15..Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., - 1999. – 416с.
16. Руденский Е.В. Социальная психология.: Курс лекций. – М.- Н-ск.1997.-224с.
17. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. – М., 1990.
18. Немов Р.С. Психология в3-х т. Т.3. –М.,1996.- 496 с.
19. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально- психологического тренинга. – М.,1982. – 168 с.
20. Социальная психология и этика делового общения.// Под ред. Проф. Лавриненко В.Н.- М.,1995. – 160 с.
21. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1983.
22. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.- 207с.
23. Хрестоматия по социальной психологии. Уч.пос. / Сост. Т.Кутасова. – М., 1994, Раздел 4.
24. Шибутани Т. Социальная психология.- М.,1968. – 535 с.
25. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.,1985.
26. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. – М., 1999. – Гл.8.
Литература для аннотирования и конспектирования.
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2002. – 364с. – С.13 – 24.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. – 264с. – С.7 – 22.
3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.,1987.
4. Руденский Е.В. Социальная психология. – Магадан.,1997. – 224 с.
5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448с. – С.39 – 45, 199-228.
6. Семечкин Н.И. Социальная психология. – СПб, 2004. – 376с.
Занятие №2
(практическое)
Социально-психологическое явление.
Цель: расширение знаний о социально-психологических явлениях. Формирование навыков видения и анализа социально-психологических явлений в обыденной жизни, в продуктах деятельности человека (СМИ, литература, искусство и т.д.).
Основные понятия: социологическая ветвь социальной психологи, психологическая ветвь социальной психологии, прикладная социальная психология, предмет социальной психологии, социально-психологическое явление.
Подготовка к занятию.
1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой.
2. Выписать в тетрадь определение основных понятий.
3. Подготовиться в соответствии с планом к выполнению практических упражнений.
Ход занятия.
- Обсуждение вопросов:
· Источники возникновения социально-психологических явлений;
· Основные группы социально-психологических явлений;
· Сформулируйте доказательства взаимосвязи и взаимопроникновения социально-психологических явлений, возникающих на уровне микро-и макроусловий.
- Проведение практических упражнений.
- Подведение итогов занятия.
Оснащение занятия (отрывки текстов художественной литературы (представлены в приложении 1), газетные статьи; пустые карточки (количество — в два раза больше количества студентов в группе, размер 6x3 см).
Порядок работы:
Занятие состоит из трех этапов.
Этап 1. Информационный.
Этап 2. Практический.
Этап 3. Заключительный.
Этап 1. Информационный
На данном этапе обсуждаются такие понятия, как «предмет социальной психологии», «социально-психологические явления». Основной задачей является не просто повторение определений, а уточнение понимания источников и механизмов возникновения социально-психологических феноменов. Так, после повторения и обсуждения определений студентам предлагается привести примеры (отличные от тех, которые приводились в лекционном материале) социально-психологических явлений, возникающих в процессе взаимодействия «человек—общество», «человек—человек», «человек—группа», а также взаимосвязи данных социально-психологических явлений.
|
|
Этап 2. Практический
Основная цель данного этапа — формирование навыков видения и анализа социально-психологических явлений.
Упражнение 1. Данное упражнение представляет собой игру, в процессе которой студенты могут увидеть, как социально-психологические явления могут быть описаны людьми в обыденной жизни.
Подготовительный этап игры. Каждому студенту выдаются две чистые карточки, на которых он должен написать по одному социально-психологическому явлению. Следует обратить внимание на то, чтобы студенты не показывали друг другу свои записи. Затем преподаватель собирает все карточки, перемешивает их и складывает либо па тарелку, либо в шапку, как в игре «Фанты». Далее студентам предлагается разбиться на две группы, обязательным условием является, чтобы в каждой группе было одинаковое количество игроков. Группы располагаются в два ряда так, что образуются пары людей, сидящих друг напротив друга. Люди в парах работают вместе в ходе игры.
Ход игры. Каждый студент по кругу вытаскивает карточку и в течение 10 секунд должен объяснить написанное слово своему партнеру по игре, не используя при этом однокоренных слов. При угадывании слова карточка остается у игроков. Если человек не успел объяснить, а его партнер — угадать, то карточка возвращается в игру. В завершении игры подсчитывается количество карточек (одна карточка равна одному баллу) у каждой пары. Победителем считается та пара, которая набрала наибольшее количество баллов.
Упражнение 2. Анализ текста. Основная цель упражнения — формирование навыков выявления социально-психологических явлений.
Форма работы: мини-группы по 3-4 человека, групповое обсуждение и презентация результатов работы мини-групп.
Каждой группе предлагаются отрывки текстов из художественной литературы, которые содержат описание взаимодействия или деятельности людей, сказочных героев (если это детская литература). Наиболее яркими являются тексты, содержащие диалоги героев. На занятии используются отрывки текстов из детской книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»1 (см. приложение 1).
|
|
Инструкция к упражнению:
• внимательно прочитать текст и выделить все социально-психологические явления, которые описаны в рассказе;
• зафиксировать результаты работы, используя следующую таблицу
(представлен пример заполнения на основе работы с предлагаемыми текстами).
Таблица 1. Схема анализа социально-психологических явлений
Социально-психологические явления | Цитаты из текста, описывающие выделенные социально-психологические явления | К какой группе относится социально-психологическое явление |
Гендерные стереотипы | «Малыши не любили возиться со своими прическами… А малышки волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики»; «Среди малышей часто попадались такие, которые могли сказать что-нибудь обидное, толкнуть или дернуть за косу». | Групповые социально-психологические явления |
Слухи | «Слушай, Стекляшкин, — сказал ему Незнайка. — Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове. … Пойду-ка расскажу нашим — может быть, они еще не слыхали про это». | Групповые социально-психологические явления |
Паника | «Спасайся, кто может! Беда! — Все стали хватать свои вещи». | Групповые социально-психологические явления |
Эффект ореола / стереотипное восприятие человека | «Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун». | Социально-психологические явления, объектом которых является личность |
После того как студенты выполнили задание, каждой группе предлагается представить результаты своей работы.
Этап 3. Заключительный
Основная цель данного этапа — подведение итогов работы и обсуждение следующих вопросов.
Приложение 1. Текст 1
Коротышки были неодинаковыми: одни из них назывались малышами, другие — малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, поэтому волосы у них были короткие, а у малышек длинные и красивые. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантио. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, переходила на другую сторону. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще хуже, за косу дернут. Конечно, не все малыши были такими, но ведь этого у них на лбу не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками, а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.
Текст 2
- Слушай, Стекляшкин, — сказал ему Незнайка. — Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.
- Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя
в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.
- Не может быть, — ответил Незнайка, — по-моему, солнце не больше тарелки.
- Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца ото
рвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.
- Ишь ты! — ответил Незнайка. — А я и не знал, что солнце такое большое.
Пойду-ка, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты
все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое?
Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:
- Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно
какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он
упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.
Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:
- Спасайся, братцы! Кусок летит!
- Какой кусок? — спрашивали его.
- Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет
крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!
- Что ты выдумываешь!
- Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.
- Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:
- Спасайся, кто может! Беда!
Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля — свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:
- Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.
Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:
- Удивляемся, как мы тебе поверили!
*** Практические упражнения заимствованы из Практикума по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1998. -376 с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. – 264с. – С.7 – 22.
3. Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2002.
4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,1996. – 690 с.
5. Методологические проблемы социальной психологии.// Под ред. Е.В. Шороховой. – М.,1975.- 295 с.
6. Методология и методы социальной психологии.// Под ред. Е.В. Шороховой. –М., 1977. -247 с.
7. Практикума по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.
8. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. – М., 1999. – Гл.8.
9. Семечкин Н.И. Социальная психология. – СПб, 2004. – 376с.
10. Хрестоматия по социальной психологии. Уч.пос. / Сост. Т.Кутасова. – М., 1994, Раздел 4.
11. Шибутани Т. Социальная психология.- М.,1968. – 535 с.
12. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448с. – С.39 – 45, 199-228.
13. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.,1985.
Занятие 3.
(практическое)
Место социальной психологии в системе научного знания.
Цель: усвоение содержания предмета социальной психологии.
Основные понятия: социологическая ветвь социальной психологи, психологическая ветвь социальной психологии, прикладная социальная психология, предмет социальной психологии, социально-психологическое явление.
Подготовка к занятию.
· Ознакомиться с рекомендуемой литературой.
· Выписать в тетрадь определение основных понятий.
· Подготовиться в соответствии с планом к выполнению практических упражнений.
Ход занятия.
1. Обсуждение вопросов:
· Отличия социальной психологии от социологии, возрастной психологии, психологии рекламы и психология управления.
· Прикладные отрасли социальной психологии.
· Написать определение предмета социальной психологии по Г.М. Андреевой
2.Проведение практических упражнений.
3.Подведение итогов занятия.
Оснащение (карточки с названием и описанием предмета различных наук (приложение 2). Карточки, на которых описаны три социально-психологические ситуации (приложение 2.1.).
Порядок работы
Этап 1. Сравнение предмета социальной психологии с предметом других социальных и психологических наук.
Этап 2. Сравнение предмета социальной психологии в отечественной и американской социальной психологии.
Этап 1. Сравнение предмета социальной психологии с предметом других социальных и психологических наук. Студенты делятся на мини-группы. Каждая группа получает набор карточек (12 карточек с названием предмета науки и 12 карточек с определением предмета науки). Предлагается собрать мозаику: соотнести название и определение предмета каждой науки.
После завершения работы в группах проводится обсуждение. Сначала обсуждается предмет социальной психологии – закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, в том числе больших социальных групп (народы, нации, профессиональные группы и т. Д.) и малых групп (коллектив, семья, группа друзей и т. Д.). Потом каждая мини-группа называет предмет любой науки и сравнивает его с предметом социальной психологии.
Этап 2. Сравнение предмета социальной психологии в отечественной и американской социальной психологии.
Работа в мини-группах. Студентам раздаются карточки, на которых описаны три ситуации (приложение 2.1.). Они должны описать то общее, что они видят в этих ситуациях.
Групповое обсуждение. Каждая мини-группа представляет результат своей работы. Далее дается определение социальной психологии Э. Аронсона: «Социальная психология — это наука, которая изучает влияние ситуации па личность». Уточняется, что этот подход к социальной психологии характерен для американской социальной психологии. Эффективным является обсуждение каждой ситуации. Преподаватель может коротко рассказать о социальных стереотипах, социальных установках и других феноменах.
Сравнение предмета социальной психологии в отечественной и американской социальной психологии. Обсуждается предмет социальной психологии с точки зрения Г.М. Андреевой и Э. Аронсона.
Задания для самостоятельной работы:
Студентам предлагается воспользоваться формулировкой предмета социальной психологии Г. М. Андреевой и с помощью учебника найти социально-психологические феномены, отражающие закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, в том числе больших социальных групп (народы, нации, профессиональные группы и т. Д.) и малых групп (коллектив, семья, группа друзей и т. Д.).
Приложение 2.
Таблица 2. Предмет социальной психологии и других социальных и психологических наук
Предмет возрастной психологии | Факты и закономерности генезиса психики человека |
Предмет общей психологии | Факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. |
Предмет зоопсихологии | формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания. |
Предмет специальной психологии | Особенности детей с проблемами в развитии и проблемами их обучения и воспитания. |
Предмет антропологии | Человек и его мир во всех проявлениях жизнедеятельности (духовных и материальных). |
Предмет социологии | Общество как социальная система в целом, ее развитие и функционирование через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты. |
Предмет социальной психологии | Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, в том числе больших социальных групп (народы, нации, профессиональные группы), малых групп. |
Предмет этнопсихологии | Представления, идеи и верования, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов. |
Приложение 2.1.
Пожалуйста, прочитайте предложенные ситуации:
Как вы думаете, есть ли в них что-то общее? Опишите то общее, что вы видите в этих ситуациях.
Четырехлетней девочке подарили на день рождения игрушечный барабан. После нескольких минут игры на нем она откладывает новую игрушку в сторону и в течение нескольких недель словно не замечает ее. В один прекрасный день к девочке в гости приходит приятель и, случайно наткнувшись на барабан, собирается поиграть на нем. И тут юная владелица барабана вырывает его из рук мальчика и сама начинает стучать по нему, да так, словно это ее любимейшая игрушка.
Учительница спрашивает учеников второго класса: «Сколько будет 6 + 9 + 4 + 11?» Мальчик, сидящий за третьей партой, несколько секунд соображает в уме, колеблется, затем нерешительно поднимает руку и, когда его вызывают, отвечает с оттенком неуверенности: «30?» Учительница кивает, улыбается и со словами: «Молодец, отлично!» торжественно вручает ему золотую звезду. Затем она задает классу новую задачку. Тут мальчик уже не раздумывает, а мгновенно вскакивает с места и выкрикивает ответ.
Девочке только что исполнилось девять лет. На день рождения она получила детский кухонный набор. Родители выбрали этот подарок, потому что дочь проявляла явный интерес к приготовлению пищи, она всегда помогала маме накрывать на стол, готовить еду и убирать в доме. «Ну разве не чудо! — радовался отец девочки. — Ей всего девять лет, а она так интересуется домашним хозяйством! Должно быть, у всех маленьких девочек тяга к этому заложена в генах. А эти феминистки сами не знают, что болтают».
Приложение 3. Определение предмета социальной психологии
1. Социальная психология как наука обращается к изучению закономерностей поведения и деятельности людей, которые обусловлены
включенностью в социальные группы, а также к изучению психологических характеристик таких групп.
2. Социальная психология — это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом. Социальная психология изучает те психологические изменения, которые зависят от социальных условий.
3. Социальная психология — это психологическая наука, изучающая
человека как участника различных по форме и целям социальных от
ношений (прежде всего межличностных и межгрупповых), а также особенности отношений, возникающих между людьми в процессе межличностного общения, внутригруппового и межгруппового взаимодействия.
4. Социальная психология — наука, изучающая, что люди думают друг
о друге и как относятся друг к другу.
5. Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
6. Социальная психология — это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.
Приложение 4.
Текст. Социальная психология как культурный феномен
Практическая социальная психология
Социальная психология существует не только как научное знание, по и как культурный феномен. Как культурный феномен она возникала задолго до появления самого понятия «наука».
Человеку как существу, включенному в разнообразнейшие отношения и взаимодействия с другими людьми, издавна был присущ социально-психологический тип мышления, т. Е. определенный способ восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем его мире. Многие века социальная психология существовала как мировоззрение, причем и на бытовом, и на научном уровнях. Благодаря этому возникли и продолжают развиваться такие ее формы, как житейская социальная психология (она существует в форме обрядов, традиций, заключена в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок и даже анекдотов) и социальная психология, представленная в образцах искусства и литературы. Люди всегда старались применить установленные социально-психологические закономерности для изменения и улучшения жизни. На основе житейских наблюдений, образцов литературы и искусства и научных данных создавались и создаются различные приемы социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в той или иной ситуации, технологии управления поведением и установками людей. Социально-психологические техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воздействия на большие массы людей, негласных и гласных правил политического давления, тактики ведения дворцовых интриг, управления людьми на производстве.
На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология как культурный феномен представлена такими формами, как
• житейская;
• в образцах искусства и литературы;
• научная;
• мыслительная парадигма.
Основные направления практической социальной психологии следующие.
2. Промышленное производство. Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего — проблемы формирования производственных коллективов.
Построение модели психологической службы промышленного предприятия позволило обратиться к таким темам, как психологический климат коллектива;
удовлетворенность трудом; текучесть кадров, аттестация кадров,
адаптация новичков.
Особое внимание уделяется проблеме психологического климата, который рассматривается посредством изучения ряда отношений: 1) отношений между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом, и наоборот, степень участия в управлеоб, удовлетворенность степенью); 2) отношений между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов); 3) отношения к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива).
2. Управление. В разработку проблемы управления вовлечены специалисты и по экономике, и по социологии. Социальная психология имеет здесь свой собственный достаточно четко обозначенный аспект. Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах. Многочисленные прикладные исследования ориентированы именно на выяснение этого вопроса. Ради
этого применяются различные личностные тесты, конструируются другие методики, часто делаются описательные характеристики идеального руководителя. Также в контексте данной проблемы рассматривается такой вопрос, как оптимизация делового общения руководителя с подчиненными разного ранга. Эта область включает в себя разработку практических занятий для руководителей, в которых отрабатываются стратегии и техника делового общения, его правила и нормы.
3. Развитие организации. Исследования в области организационно
го развития начались с повышения квалификации управленческого персонала. Организационное развитие означает создание особой культуры
по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. Психолог выполняет роль как внешнего, так и внутреннего агента изменения. Перед ним встает задача обеспечения трех видов изменений: 1) «изменения» людей, что подразумевает изменение стиля их поведения в соответствии с новыми условиями в организации, их квалификации, ценностных ориентации; 2) изменения управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд; 3) изменения самой структуры организации, что предполагает изменение целей для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникации.
4. Массовая коммуникация и реклама. В данной области проводятся социально-психологические исследования, изучающие каждый элемент коммуникации: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффект. Разрабатываются рекомендации, применимые на практике.
5. Школа. Психологическая служба школы решает следующие задачи: помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений, проблемы профессиональной ориентации, обеспечение благоприятного климата школьных коллективов учащихся, коллектива педагогов.
6. Служба семьи. В социальной психологии семья рассматривается
как пример естественной малой социальной группы. Проблемы, с которыми работает социальный психолог: подготовка молодых людей к созданию семьи, регулирование семейных взаимоотношений.
Составить таблицу по следующей схеме:
Сфера деятельности | Основная социально-психологическая проблематика |
Образование | |
Служба семьи | |
Массовая коммуникация | |
Развитие организации |
*** Практические упражнения заимствованы из Практикума по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.
Список литературы:
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с.
2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М.: Аспект Пресс, 1999. – 517 с.
3. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1998. — 684 с.
4. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.
5. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л.: ЛГУ, 1967. — 174 с.
6. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: Проспект, 2003. – 336 с.
Социальная психология: Учеб. Пособие / Отв. Ред. А. Л. Журавлев. — М.: ПЕРСЭ
Занятие №3
(практическое)
Общение. Техника и приемы организации коммуникации.
Цель: Закрепить основные теоретические знания по теме. Отработать технику и приемы коммуникативных процессов.
Основные понятия: общение, структура общения, функции общения, самоподача и обратная связь, информационные, зеркальные и эстафетные вопросы; активное, пассивное и эмпатическое слушание.