Общение. Техника и приемы организации коммуникации

Планы семинарских и практических занятий (2 семестр).

Занятие № 1

(семинарское)

Современные социально-психологические теории. Методологические основы социальной психологии.

Цель: проанализировать методологические основы социальной психологии.

Основные понятия: социологическая ветвь социальной психологи, психологическая ветвь социальной психологии, прикладная социальная психология, предмет социальной психологии.

Подготовка к занятию.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Выписать определения основных направлений психологической науки: общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии.

3. Законспектировать предложенную литературу.

4. Подготовить сообщение об одном из методов социально-психологического воздействия.

5. Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.

Ход занятия.

1. Обсуждение основных теоретических подходов к вопросу о предмете социальной психологии. Место социальной психологии в структуре психологических дисциплин.

2. Анализ социально-психологических теорий: интеракционистская ориентация, необихевиористская ориентация, когнитивистская ориентация.

3. Характеристика прикладной социальной психологии и области ее применения.

4. Основные методы социально-психологического исследования: наблюдение, опросы, изучение документов, тесты, контент-анализ (анализ содержания сообщений), анализ продуктов деятельности, эксперимент, социометрия.

5. Методы социально-психологического воздействия:

А) Методы социально-психологического тренинга:

 - дискуссионный, игровой, танцевальный, психодраматический, тренинг социальной чувствительности.

Б) Методы культурно-психологического тренинга:

- зрелищно-игровой, ритуально-игровой, спортивно-игровой, танцевально-игровой, карнавально-игровой.

В) Методы социальной психорегуляции:

- метод эмоционального напряжения, метод социально-психологической трансформации, метод эмоционального насыщения, метод катарсиса, метод деятельностного переключения.

 

Литература:

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1998. -376 с.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: кн 1,2.-М.,1982.

3. Введение в практическую социальную психологию.Уч. пос. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В. Соловьевой.- М., 1996., Ч.3.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. –М.,1986.-272 с.(27-29с., 29-39с.)

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.,1996.

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 1998.- 752с.

7. Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2002.

8. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива.-М.,1988. -128с.

9. Лучшие психологические тесты для профотбоа и профориентации.- Петрозаводск.,1992. – 320 с.

10. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,1996. – 690 с.

11. Методологические проблемы социальной психологии.// Под ред. Е.В. Шороховой. – М.,1975.- 295 с.

12. Методология и методы социальной психологии.// Под ред. Е.В. Шороховой. –М., 1977. -247 с.

13. Методы социальной психологии.// Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. –Л.,1977. – 175 с.

14. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории. – М.,1971. – 350 с

15..Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., - 1999. – 416с.

16. Руденский Е.В. Социальная психология.: Курс лекций. – М.- Н-ск.1997.-224с.

17. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. – М., 1990.

18. Немов Р.С. Психология в3-х т. Т.3. –М.,1996.- 496 с.

19. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально- психологического тренинга. – М.,1982. – 168 с.

20. Социальная психология и этика делового общения.// Под ред. Проф. Лавриненко В.Н.- М.,1995. – 160 с.

21. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 1983.

22. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.- 207с.

23. Хрестоматия по социальной психологии. Уч.пос. / Сост. Т.Кутасова. – М., 1994, Раздел 4.

24. Шибутани Т. Социальная психология.- М.,1968. – 535 с.

25. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.,1985.

26. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. – М., 1999. – Гл.8.

 

Литература для аннотирования и конспектирования.

1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2002. – 364с. – С.13 – 24.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. – 264с. – С.7 – 22.

3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.,1987.

4. Руденский Е.В. Социальная психология. – Магадан.,1997. – 224 с.

5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448с. – С.39 – 45, 199-228.

6. Семечкин Н.И. Социальная психология. – СПб, 2004. – 376с.

 


 


Занятие №2

(практическое)

Социально-психологическое явление.

Цель: расширение знаний о социально-психологических явлениях. Формирование навыков видения и анализа социально-психологических явлений в обыденной жизни, в продуктах деятельности человека (СМИ, литература, искусство и т.д.).

Основные понятия: социологическая ветвь социальной психологи, психологическая ветвь социальной психологии, прикладная социальная психология, предмет социальной психологии, социально-психологическое явление.

Подготовка к занятию.

1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой.

2. Выписать в тетрадь определение основных понятий.

3. Подготовиться в соответствии с планом к выполнению практических упражнений.

Ход занятия.

  1. Обсуждение вопросов:

· Источники возникновения социально-психологических явлений;

· Основные группы социально-психологических явлений;

· Сформулируйте доказательства взаимосвязи и взаимопроникновения социально-психологических явлений, возникающих на уровне микро-и макроусловий.

  1. Проведение практических упражнений.
  2. Подведение итогов занятия.

Оснащение занятия (отрывки текстов художественной литературы (представлены в прило­жении 1), газетные статьи; пустые карточки (количество — в два раза больше количества студентов в группе, размер 6x3 см).

Порядок работы:

Занятие состоит из трех этапов.

Этап 1. Информационный.

Этап 2. Практический.

Этап 3. Заключительный.

Этап 1. Информационный

На данном этапе обсуждаются такие понятия, как «предмет социальной психологии», «социально-психологические явления». Основной задачей является не просто повторение определений, а уточнение понимания ис­точников и механизмов возникновения социально-психологических фе­номенов. Так, после повторения и обсуждения определений студентам предлагается привести примеры (отличные от тех, которые приводились в лекционном материале) социально-психологических явлений, возни­кающих в процессе взаимодействия «человек—общество», «человек—че­ловек», «человек—группа», а также взаимосвязи данных социально-пси­хологических явлений.

Этап 2. Практический

Основная цель данного этапа — формирование навыков видения и анализа социально-психологических явлений.

Упражнение 1. Данное упражнение представляет собой игру, в про­цессе которой студенты могут увидеть, как социально-психологические явления могут быть описаны людьми в обыденной жизни.

Подготовительный этап игры. Каждому студенту выдаются две чис­тые карточки, на которых он должен написать по одному социально-пси­хологическому явлению. Следует обратить внимание на то, чтобы сту­денты не показывали друг другу свои записи. Затем преподаватель собирает все карточки, перемешивает их и складывает либо па тарелку, либо в шапку, как в игре «Фанты». Далее студентам предлагается раз­биться на две группы, обязательным условием является, чтобы в каждой группе было одинаковое количество игроков. Группы располагаются в два ряда так, что образуются пары людей, сидящих друг напротив дру­га. Люди в парах работают вместе в ходе игры.

Ход игры. Каждый студент по кругу вытаскивает карточку и в тече­ние 10 секунд должен объяснить написанное слово своему партнеру по игре, не используя при этом однокоренных слов. При угадывании слова карточка оста­ется у игроков. Если человек не успел объяснить, а его партнер — уга­дать, то карточка возвращается в игру. В завершении игры подсчитывается количество карточек (одна карточка равна одному баллу) у каждой пары. Победителем считается та пара, которая набрала наибольшее ко­личество баллов.

Упражнение 2. Анализ текста. Основная цель упражнения — форми­рование навыков выявления социально-психологических явлений.

Форма работы: мини-группы по 3-4 человека, групповое обсужде­ние и презентация результатов работы мини-групп.

Каждой группе предлагаются отрывки текстов из художественной литературы, которые содержат описание взаимодействия или деятель­ности людей, сказочных героев (если это детская литература). Наиболее яркими являются тексты, содержащие диалоги героев. На занятии используются отрывки текстов из детской книги Н. Носова «Приклю­чения Незнайки и его друзей»1 (см. приложение 1).

Инструкция к упражнению:

• внимательно прочитать текст и выделить все социально-психологи­ческие явления, которые описаны в рассказе;

• зафиксировать результаты работы, используя следующую таблицу
(представлен пример заполнения на основе работы с предлагаемыми текстами).

Таблица 1. Схема анализа социально-психологических явлений

Социально-психологические явления Цитаты из текста, описывающие выделенные социально-психологические явления К какой группе относится социально-психологическое явление
Гендерные стереотипы «Малыши не любили возиться со своими прическами… А малышки волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики»; «Среди малышей часто попадались такие, которые могли сказать что-нибудь обидное, толкнуть или дернуть за косу». Групповые социально-психологические явления
Слухи «Слушай, Стекляшкин, — сказал ему Незнайка. — Ты понимаешь, какая   история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове. … Пойду-ка расскажу нашим — может быть, они еще не слыхали про это». Групповые социально-психологические явления
Паника «Спасайся, кто может! Беда! — Все стали хватать свои вещи». Групповые социально-психологические явления
Эффект ореола / стереотипное восприятие человека «Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун». Социально-психологические явления, объектом которых является личность

 

После того как студенты выполнили задание, каждой группе предла­гается представить результаты своей работы.

Этап 3. Заключительный

Основная цель данного этапа — подведение итогов работы и обсуждение следующих вопросов.

Приложение 1. Текст 1

Коротышки были неодинаковыми: одни из них назывались малышами, дру­гие — малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьи­ца из пестренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими прическами, поэтому волосы у них были короткие, а у малышек длинные и кра­сивые. Малышки очень любили делать разные красивые прически, волосы за­плетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили банти­о. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, переходила на другую сторону. И хорошо де­лала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, еще хуже, за косу дернут. Конечно, не все малыши были та­кими, но ведь этого у них на лбу не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками, а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.

Текст 2

- Слушай, Стекляшкин, — сказал ему Незнайка. — Ты понимаешь, какая исто­рия вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

- Что ты, Незнайка! Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя
в лепешку. Солнце ведь большое. Оно больше нашей Земли.

- Не может быть, — ответил Незнайка, — по-моему, солнце не больше тарелки.

- Это нам только кажется. Солнце очень далеко от нас. Если бы от солнца ото­
рвался кусок и упал, он раздавил бы весь наш город.

- Ишь ты! — ответил Незнайка. — А я и не знал, что солнце такое большое.
Пойду-ка, расскажу нашим, может быть, они еще не слыхали про это. А ты
все-таки посмотри в свою трубу, вдруг солнце и в самом деле щербатое?
Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

- Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно
какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он
упадет и всех нас раздавит. Ужас что будет! Вот пойдите, спросите Стекляшкина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

- Спасайся, братцы! Кусок летит!

- Какой кусок? — спрашивали его.

- Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлепнется, и всем будет
крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

- Что ты выдумываешь!

- Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

- Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Всем сослепу стало казаться, что солнце и в самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

- Спасайся, кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточки, Гусля — свои инструменты: и скрипку, и балалайку, и медную трубу. Доктор Пилюлькин метался по дому и разыскивал походную аптечку. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

- Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка и на самом деле все выдумал. Все смеялись над Незнайкой и говорили:

- Удивляемся, как мы тебе поверили!

*** Практические упражнения заимствованы из Практикума по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.

 

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1998. -376 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. – 264с. – С.7 – 22.

3. Крысько В.Г. Социальная психология. – М., 2002.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,1996. – 690 с.

5. Методологические проблемы социальной психологии.// Под ред. Е.В. Шороховой. – М.,1975.- 295 с.

6. Методология и методы социальной психологии.// Под ред. Е.В. Шороховой. –М., 1977. -247 с.

7. Практикума по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.

8. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. – М., 1999. – Гл.8.

9. Семечкин Н.И. Социальная психология. – СПб, 2004. – 376с.

10. Хрестоматия по социальной психологии. Уч.пос. / Сост. Т.Кутасова. – М., 1994, Раздел 4.

11. Шибутани Т. Социальная психология.- М.,1968. – 535 с.

12. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448с. – С.39 – 45, 199-228.

13. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.,1985.










Занятие 3.

(практическое)

Место социальной психологии в системе научного знания.

Цель: усвоение содержания предмета социальной психологии.

Основные понятия: социологическая ветвь социальной психологи, психологическая ветвь социальной психологии, прикладная социальная психология, предмет социальной психологии, социально-психологическое явление.

Подготовка к занятию.

· Ознакомиться с рекомендуемой литературой.

· Выписать в тетрадь определение основных понятий.

· Подготовиться в соответствии с планом к выполнению практических упражнений.

Ход занятия.

1. Обсуждение вопросов:

· Отличия социальной психологии от социологии, возрастной психологии, психологии рекламы и психология управления.

· Прикладные отрасли социальной психологии.

· Написать определение предмета социальной психологии по Г.М. Андреевой

2.Проведение практических упражнений.

3.Подведение итогов занятия.

Оснащение (карточки с названием и описанием предмета различных наук (при­ложение 2). Карточки, на которых описаны три социально-психологические си­туации (приложение 2.1.).

Порядок работы

Этап 1. Сравнение предмета социальной психологии с предметом других социальных и психологических наук.

Этап 2. Сравнение предмета социальной психологии в отечественной и американской социальной психологии.

Этап 1. Сравнение предмета социальной психологии с предметом других социальных и психологических наук. Студенты делятся на мини-группы. Каждая группа получает набор кар­точек (12 карточек с названием предмета науки и 12 карточек с опреде­лением предмета науки). Предлагается собрать мозаику: соотнести на­звание и определение предмета каждой науки.

После завершения работы в группах проводится обсуждение. Снача­ла обсуждается предмет социальной психологии – закономерности по­ведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, в том числе больших социальных групп (народы, нации, про­фессиональные группы и т. Д.) и малых групп (коллектив, семья, группа друзей и т. Д.). Потом каждая мини-группа называет предмет любой науки и сравнивает его с предметом социальной психологии.

Этап 2. Сравнение предмета социальной психологии в отечественной и американской социальной психологии.

Работа в мини-группах. Студентам раздаются карточки, на которых опи­саны три ситуации (приложение 2.1.). Они должны описать то общее, что они видят в этих ситуациях.

Групповое обсуждение. Каждая мини-группа представляет результат своей работы. Далее дается определение социальной психологии Э. Аронсона: «Социальная психология — это наука, которая изучает влияние ситуации па личность». Уточняется, что этот подход к социальной психологии характерен для американской социальной психологии. Эффективным является обсуждение каждой ситуации. Преподава­тель может коротко рассказать о социальных стереотипах, социальных установках и других феноменах.

Сравнение предмета социальной психологии в отечественной и аме­риканской социальной психологии. Обсуждается предмет социальной психологии с точки зрения Г.М. Андреевой и Э. Аронсона.

Задания для самостоятельной работы:

Студентам предлагается воспользоваться формулировкой предмета социальной психологии Г. М. Андреевой и с помощью учебника найти социаль­но-психологические феномены, отражающие закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социаль­ные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, в том числе больших социальных групп (народы, нации, профессиональ­ные группы и т. Д.) и малых групп (коллектив, семья, группа друзей и т. Д.).

Приложение 2.

Таблица 2. Предмет социальной психологии и других социальных и психологических наук

Предмет возрастной психологии Факты и закономерности генезиса психики человека
Предмет общей психологии Факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Предмет зоопсихологии формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.
Предмет специальной психологии Особенности детей с проблемами в развитии и проблемами их обучения и воспитания.
Предмет антропологии Человек и его мир во всех проявлениях жизнедеятельности (духовных и материальных).
Предмет социологии Общество как социальная система в целом, ее развитие и функционирование через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Предмет социальной психологии Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, в том числе больших социальных групп (народы, нации, профессиональные группы), малых групп.
Предмет этнопсихологии Представления, идеи и верования, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов.

 

Приложение 2.1.

Пожалуйста, прочитайте предложенные ситуации:

Как вы думаете, есть ли в них что-то общее? Опишите то общее, что вы видите в этих ситуациях.

 

Четырехлетней девочке подарили на день рождения игрушечный ба­рабан. После нескольких минут игры на нем она откладывает новую иг­рушку в сторону и в течение нескольких недель словно не замечает ее. В один прекрасный день к девочке в гости приходит приятель и, случай­но наткнувшись на барабан, собирается поиграть на нем. И тут юная вла­делица барабана вырывает его из рук мальчика и сама начинает стучать по нему, да так, словно это ее любимейшая игрушка.

 

 

Учительница спрашивает учеников второго класса: «Сколько будет 6 + 9 + 4 + 11?» Мальчик, сидящий за третьей партой, несколько секунд соображает в уме, колеблется, затем нерешительно поднимает руку и, когда его вызывают, отвечает с оттенком неуверенности: «30?» Учи­тельница кивает, улыбается и со словами: «Молодец, отлично!» торжест­венно вручает ему золотую звезду. Затем она задает классу новую задач­ку. Тут мальчик уже не раздумывает, а мгновенно вскакивает с места и выкрикивает ответ.

 

 

Девочке только что исполнилось девять лет. На день рождения она получила детский кухонный набор. Родители выбрали этот подарок, по­тому что дочь проявляла явный интерес к приготовлению пищи, она все­гда помогала маме накрывать на стол, готовить еду и убирать в доме. «Ну разве не чудо! — радовался отец девочки. — Ей всего девять лет, а она так интересуется домашним хозяйством! Должно быть, у всех ма­леньких девочек тяга к этому заложена в генах. А эти феминистки сами не знают, что болтают».

 

 

Приложение 3. Определение предмета социальной психологии

1. Социальная психология как наука обращается к изучению законо­мерностей поведения и деятельности людей, которые обусловлены
включенностью в социальные группы, а также к изучению психологических характеристик таких групп.

2. Социальная психология — это область психологии, призванная изу­чать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом. Социальная психология изучает те психологические изменения, которые зависят от социальных условий.

3. Социальная психология — это психологическая наука, изучающая
человека как участника различных по форме и целям социальных от­
ношений (прежде всего межличностных и межгрупповых), а также особенности отношений, возникающих между людьми в процессе межличностного общения, внутригруппового и межгруппового взаи­модействия.

4. Социальная психология — наука, изучающая, что люди думают друг
о друге и как относятся друг к другу.

5. Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

6. Социальная психология это наука, которая изучает закономерно­сти познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимо­влияний.

Приложение 4.

Текст. Социальная психология как культурный феномен

Практическая социальная психология

Социальная психология существует не только как научное знание, по и как культурный феномен. Как культурный феномен она возникала за­долго до появления самого понятия «наука».

Человеку как существу, включенному в разнообразнейшие отноше­ния и взаимодействия с другими людьми, издавна был присущ социаль­но-психологический тип мышления, т. Е. определенный способ воспри­ятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем его мире. Многие века социаль­ная психология существовала как мировоззрение, причем и на бытовом, и на научном уровнях. Благодаря этому возникли и продолжают разви­ваться такие ее формы, как житейская социальная психология (она су­ществует в форме обрядов, традиций, заключена в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок и даже анекдотов) и социальная психоло­гия, представленная в образцах искусства и литературы. Люди всегда старались применить установленные социально-психологические законо­мерности для изменения и улучшения жизни. На основе житейских наблю­дений, образцов литературы и искусства и научных данных создавались и создаются различные приемы социально-психологического воздействия, стратегии построения отношений в той или иной ситуации, технологии управления поведением и установками людей. Социально-психологиче­ские техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воз­действия на большие массы людей, негласных и гласных правил полити­ческого давления, тактики ведения дворцовых интриг, управления людьми на производстве.

На современном этапе развития человеческой цивилизации социальная психология как культурный феномен представлена такими формами, как

 • житейская;

• в образцах искусства и литературы;

• научная;

•     мыслительная парадигма.

Основные направления практической социальной психологии сле­дующие.

2. Промышленное производство. Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за соци­альной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего — проблемы формирования производственных коллективов.

Построение модели психологической службы промышленного пред­приятия позволило обратиться к таким темам, как психологический климат коллектива;
удовлетворенность трудом; текучесть кадров, аттестация кадров,
адаптация новичков.

Особое внимание уделяется проблеме психологического климата, ко­торый рассматривается посредством изучения ряда отношений: 1) отно­шений между членами коллектива по вертикали (руководство, воспри­ятие руководителя коллективом, и наоборот, степень участия в управле­об, удовлетворенность степенью); 2) отношений между членами кол­лектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межлично­стных отношений, типы и способы разрешения конфликтов); 3) отноше­ния к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива).

2.    Управление. В разработку проблемы управления вовлечены специалисты и по экономике, и по социологии. Социальная психология имеет здесь свой собственный достаточно четко обозначенный аспект. Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руково­дителю психологических качествах. Многочисленные прикладные исследования ориентированы именно на выяснение этого вопроса. Ради
этого применяются различные личностные тесты, конструируются другие методики, часто делаются описательные характеристики идеального руководителя. Также в контексте данной проблемы рассматривается такой вопрос, как оптимизация делового общения руководителя с подчиненными раз­ного ранга. Эта область включает в себя разработку практических заня­тий для руководителей, в которых отрабатываются стратегии и техника делового общения, его правила и нормы.

3.    Развитие организации. Исследования в области организационно­
го развития начались с повышения квалификации управленческого персонала. Организационное развитие означает создание особой культуры
по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. Психолог выполняет роль как внешнего, так и внутреннего агента изменения. Перед ним встает задача обеспечения трех видов изменений: 1) «изменения» людей, что подразумевает изменение стиля их поведе­ния в соответствии с новыми условиями в организации, их квалифика­ции, ценностных ориентации; 2) изменения управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд; 3) изменения самой структуры организации, что предполагает изменение целей для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникации.

4.    Массовая коммуникация и реклама. В данной области проводятся социально-психологические исследования, изучающие каждый элемент коммуникации: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эф­фект. Разрабатываются рекомендации, применимые на практике.

5.    Школа. Психологическая служба школы решает следующие задачи: помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция раз­ного рода затруднений, проблемы профессиональной ориентации, обеспечение благоприятного климата школьных коллективов учащихся, коллектива педагогов.

6.    Служба семьи. В социальной психологии семья рассматривается
как пример естественной малой социальной группы. Проблемы, с которыми работает социальный психолог: подготовка молодых людей к созданию семьи, регулирование семейных взаимоотношений.

Составить таблицу по следующей схеме:

Сфера деятельности Основная социально-психологическая проблематика
Образование  
Служба семьи  
Массовая коммуникация  
Развитие организации  

*** Практические упражнения заимствованы из Практикума по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008. – 256с.

 

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с.

2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. — М.: Аспект Пресс, 1999. – 517 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1998. — 684 с.

4.   Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.

5.   Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — Л.: ЛГУ, 1967. — 174 с.

6.   Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: Проспект, 2003. – 336 с.

Социальная психология: Учеб. Пособие / Отв. Ред. А. Л. Журавлев. — М.: ПЕРСЭ











Занятие №3

(практическое)

Общение. Техника и приемы организации коммуникации.

Цель: Закрепить основные теоретические знания по теме. Отработать технику и приемы коммуникативных процессов.

Основные понятия: общение, структура общения, функции общения, самоподача и обратная связь, информационные, зеркальные и эстафетные вопросы; активное, пассивное и эмпатическое слушание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: