Лидерство как социально-психологический феномен

Цель: закрепление основных знаний по теме, изучение феномена ролевой оббернциации ли­дерства, развитие навыков наблюдения и умения анализировать его ре­зультаты.

Основные понятия: лидерство, теория черт, ситуационная теория лидерства, синтетическая теория лидерства. Экспрессивные деятельности инструментальные деятельности инструментальное лидерство

 

Подготовка к занятию:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.

3. Подготовиться к выполнению практического упражнения.

 

Ход занятия:

Обсуждение вопросов:

1. Описание феномена лидерства в социально-психологических теориях.

2. Теория черт, ситуационная теория лидерства, синтетическая теория лидерства.

3. Типы лидерства по Б.Д. Парыгину.

Выполнение практического упражнения.

Оснащение. Несколько вариантов текстов с описанием задачи (текст задачи. Каждый день в полдень отправляется пароход из Одессы в Архангельск. В то же время пароход той же компании отправляется из Архангельска в Одессу. Плавание в том и другом направлении длится ровно неделю. Сколько судов своей компании, идущих навстречу, встре­чает пароход на пути из Одессы в Архангельск?). Несколько наборов детского конструктора или несколько небольших наборов мозаики «Пазл» (по количеству экспериментальных групп).

Порядок работы

Этап 1. Подготовительный. Этап 2. Экспериментальный. Этап 3. Подведение итогов

Этап 1. Подготовительный

Группа студентов разбивается поровну. Одна подгруппа — участники эксперимента, другая подгруппа — наблюдатели. Оптимальное число участников в каждой группе от 3 до 5.

Этап 2. Экспериментальный

Экспериментальная группа получает задание, которое выбирается пре­подавателем в зависимости от доступности подсобных средств. Это мо­обб быть либо интеллектуальная задача, либо сборка мозаики, либо по­стройка из кубиков. Цель рабочей группы — выполнить задание как можно быстрее.

Наблюдатели в специальных листах фиксируют реакции участников, появление каждой из которых оценивается в 1 балл. Эксперимент закан­чивается тогда, когда, по мнению участников, задание выполнено или участники после многократных попыток сообщают о невозможности ре­шения или о нежелании выполнять задание дальше. Этап 3. Подведение итогов наблюдения и обсуждение результатов

 

Список литературы.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. Гл. 12.

2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 2001. – Гл. 3-4.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. Гл. 7,9.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. Гл. 6-7.

6. оббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988. С. 106-118, 162-168.

7. Хрестоматия по социальной психологии./ Сост. Т. В. Кутасова. М., 1994. С. 142-156.


 


Занятие № 9.

(семинарское)

Психология организованных больших социальных групп.

Цель: Изучить особенности психологии организованных больших групп.

Основные понятия: большие социальные группы, структура психологии организованных больших социальных групп, психология общественных классов, психология этнических групп, психология гендерных групп.

Подготовка к занятию:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Подготовиться к обсуждению предложенных вопросов.

 

Ход занятия:

6. Обсуждение вопросов:

· Большие социальные группы. Методологические принципы исследования больших групп.

· Общие признаки устойчивых групп (наличие специфических регуляторов социального поведения, образ жизни, социальная ориентация, наличие специфического языка).

· Психология общественных классов.

· Психология этнических групп.

· Психология гендерных групп.

 

 

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996. Гл. 11.

2. Асухова Н. Г. Женщины — жертвы сексуального насилия: особенности субъективного

образа мира // Психология зрелости и старения. — 2000. — №4. — с. 31 – 62.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Индивидуальные детерминанты агрессии: личность, установки и

гендер // Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. — с. 188 – 225.

4. Грошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. — 2000. — №6. — с. 38 – 49.

5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

6. Клёцина И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии //

Вопросы психологии. — 2003. — №1. — с. 61 – 78.

7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. Гл. 7,9.

8. Минигалиева М. Р. Гендерные проблемы взрослости: ценности, способы понимания себя и мира, модели общения // Психология зрелости и старения. — 2001. — №2. — с. 42 – 62.

9. Паков М. Мужчина и женщина: проблемы эффективной коммуникации // Лучшие

страницы педагогической прессы. — 2001. — №2. — с. 54 – 57.

10. Современная психология: Справочное руководство. – М., 1999. – 688с. – Глава 6, пункт 6.6.

11. Храмченко Е. Психология взаимоотношений между мужчиной и женщиной // Прикладная психология и психоанализ. — 2001. — №4. — с. 32-47.

12. Чекалина А. А. О формировании Я мальчика и Я девочки — мужчины и женщины // Мир психологии. — 2002. — №2. — с. 110-117.

 

 

Занятие № 10.

(семинарское)

Психология стихийных больших групп.

Цель: Изучить особенности стихийных больших социальных групп и способы воздействия в группах.

Основные понятия: толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, убеждение, суггестия, контрсуггестия; социальные движения.

Подготовка к занятию.

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Выписать в тетрадь и выучить определение основных понятий по теме.

3. Подготовить сообщение по темам.

4. Законспектировать рекомендуемую литературу.

Ход занятия.

1. Обсуждение тем и вопросов.

· Характеристика стихийных групп: толпа, масса, публика, аудитория.

· Механизмы воздействия в стихийных группах: заражение, внушение, убеждение, подражание, мода

· Феномен суггестии и контрсуггестии.

· Связь суггестии с имиджем, рекламой, политикой (подобрать примеры).

· Способы и слагаемые убеждения.

· Виды и законы подражания.

· Социальные движения и их характеристика.

Литература.

1.  Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1998. -376 с.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. – М.,1978. – 269 с.

3. Парыгин Б.Д. Основы социально- психологической теории. – М.,1971. – 350 с.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.,1996. – Гл. 7,8,9,10.

5. Руденский Е.В. Социальная психология. – Магадан.,1997. – 224 с.

6. Социальная психология и этика делового общения.// Под ред. Проф. Лавриненко В.Н.- М.,1995. – 160 с.

7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.,1996.

8. Шибутани Т. Социальная психология. – М.,1968. – 535 с.

9. Аронсон Э. Общественное животное. – М., 1998, Гл. 2,3.

 

Литература для конспектирования.

1. Лебон Г. Психология толпы.// Прикладная психология и психоанализ № 3.,1998.- 68 с.

2. Назаретян А.П. Психология массового стихийного поведения.// Мир психологии., № 1, 1998., С. 277.

3. Политическая психология. / Под общей редакцией А.А.Деркача, В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева. – М., 2001. – 858с. – Глава 3, с.339.

4. Современная психология: Справочное руководство. – М., 1999. – 688с. – Глава 6, пункт 6.6.

 



Занятие 11.

(семинарское)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: