Экономическая характеристика государственных целевых программ

 

Экономическую характеристику государственных целевых программ стоит рассматривать на конкретных примерах, так как обобщить данную информацию не представляется возможным в силу объективных причин – каждая целевая программа имеет свою назначение, сферу работы, поэтому охватить все программы единой экономической характеристикой невозможно.

Исходя из вышесказанного, предлагаем рассмотреть экономическую характеристику государственных целевых программ «Жилище» и «Материнский капитал».

Согласно паспорту ФЦП «Жилище», устанавливаются следующие подпрограммы:

1. Жилище для молодых семей.

2. Поддержка льготных категорий.

3. Стимулирование строительства жилья.

4. Модернизация имеющихся строений.

5. Предоставление жилья отдельным группам лиц.

Можно назвать следующие основные цели Программы: формирование рынка доступного жилья, которое отвечает требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение обязательств государства по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья; увеличение уровня жилищного строительства и как следствие повышение обеспеченности населения жильем; обеспечение жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством; предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям.

Подпрограмма жилище для молодых семей предусматривает оплату части расходов молодым семьям, имеющим ребенка. В программе могут участвовать лица, не достигшие 35 лет. Данная мера поддержки обусловлена позицией банков, требующих уплаты первоначального взноса. Государство берет на себя данные расходы, фактически оплачивая часть имущества членов семьи. Также Программой предусмотрены выплаты для матерей-одиночек и семей с детьми в повышенном размере.

Подпрограмма поддержки льготных категорий граждан направлена на обеспечение жилыми помещениями лиц, увольняющихся из военных и военизированных структур, переезжающих из районов Крайнего Севера. Ранее документ предполагал предоставление квартир сотрудникам Байконура, к 2016 году данная категория уже полностью обеспечена недвижимостью по программе.

Программа реализуется посредством выдачи сертификата, который можно потратить на приобретение жилья на первичном рынке. Государственные структуры также предоставляют методическую поддержку, которая заключается в проведении комплекса действий по поиску и выкупу квартиры.

Подпрограмма стимулирования жилищного строительства содержит в себе меры по поддержке потенциальных застройщиков, осуществляющих строительство или планирующих действовать на данном рынке. Государство в рамках партнерских отношений включается в инфраструктурные проекты, такие как например, освоение новых микрорайонов, на данных территориях в первоочередном порядке обеспечивается строительство необходимых учреждений, обеспечивающих социальные нужды будущих жильцов. В подпрограмме также предусмотрена материальная и законодательная помощь регионам, осуществляющим такие действия на уровне субъекта.

Основное направление в подпрограмме предоставления жилья особым категориям – реализация прав граждан, проживающих в непригодном жилье (ветхом или аварийном). Также к целевым категориям относятся работники высокотехнологичных производств, аварийно-спасательных служб, прокуратуры и Следственного комитета.

В связи с устареванием некоторых коммуникаций в жилых фондах, приводящих к сбоям и лишающих граждан необходимых услуг, государство выделяет средства в пользу коммунальных служб, осуществляющих их ремонт, обновление и перестраивание.

Особая роль в подпрограмме уделена экологической составляющей. Обеспечение эффективного природопользования должно помочь сократить выбросы вредных веществ в атмосферу и уменьшить загрязнение вод.

Социальные выплаты зависят от категории заявителей, участвующих в программе «Жилище» 2015-2020 года. Каждый одобренный участник программы получает сертификат, который может быть направлен на погашение полной суммы или части от стоимости жилища, что говорит о строго целевом характере программы.

Так, например, молодые семьи получат 30-35% от стоимости приобретаемого жилья. Оставшаяся часть может быть погашена кредитом или собственными средствами. Выплата зависит от количества членов семьи – минимальная сумма предоставляется мужу и жене без ребенка (в пределах 800 тысяч рублей), а максимальная – большой семье из 6 человек (2,2 миллиона рублей).

Отдельным категориям граждан государство полностью погашает всю стоимость жилья, предоставляя сертификат на полное покрытие цены, не превышающей установленную в регионе среднюю стоимость.

Условиями участия в программе являются:

· Граждане проживают в квартире, с недостаточной площадью, не соответствующей размерам, положенным им по социальным нормам.

· Лица не являются нанимателями жилья, не обладают собственным помещением, проживая в квартире, арендованной по частному договору.

· Помещение, где живут граждане, не соответствует требованиям безопасности.

· Один из жильцов страдает тяжелым психическим или инфекционным заболеванием, которое делает проживание всех прочих граждан с ним опасным. При этом лица могут не соответствовать всем указанным выше критериям.

Обращаясь за помощью к государству, следует помнить, что в расчет принимается площадь всего имущества, которым владеет заявитель.

Отдельные подпрограммы имеют дополнительные ограничения по различным критериям, например, получить субсидию как молодая семья не может пара, в которой супруги старше 35 лет. Также важным критерием подпрограмм является возможность лиц оплатить оставшуюся сумму приобретаемого жилья, то есть претендент должен обладать стабильным и достаточным доходом.

Общее количество граждан, которые улучшили свои жилищные условия в рамках программы в 2015-2020 годах составило 253,22 тыс. семей, в том числе семьи, относящиеся к категориям, установленным федеральным законодательством – 53,92 тыс. семей, молодые семьи, получившие свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения -150,38 тыс. семей.

Финансирование программы осуществляется за счет бюджетов разных уровней. За период действия программы выделено средств из федерального бюджета на сумму 341,17 млрд. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 101,89 млрд. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 220,73 млрд. рублей[6].

По результатам Программы должны быть достигнуты следующие показатели: ввод в эксплуатацию 6,42 млн. кв. метров жилья, улучшение жилищных условий 215,24 тыс. семей по всем категориям Программы, из них: 150,38 тыс. молодых семей, 53,93 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения, создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе (рис. 1.1).

Показатели ФЦП «Жилище» в 2015-2020 годах

Рисунок 1.1

Теперь рассмотрим ФЦП «Материнский капитал».

Для поддержания семей, имеющих двух детей и более, по указанию Президента РФ Владимира Путина в 2006 году был принят федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ, который положил начало новой федеральной программе материнского капитала, которая призвана обеспечить достойные условия жизни этим семьям.

Согласно условиям программы, при рождении или усыновлении в семье второго ребенка (а также третьего или последующего), начиная с 1 января 2007 года, можно обратиться в Пенсионный фонд России (ПФР) с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, дающего право на получение из федерального бюджета целевой выплаты, сумма которой изначально в 2007 году была установлена в размере 250 тыс. рублей.

К разрешенным направлениям использования материнского капитала в 2017 году отнесено[7]:

ü Улучшение жилищных условий;

ü Получение образования детьми;

ü Формирование пенсии матери;

ü На социальную адаптацию ребенка-инвалида.

В последнее время материнский капитал претерпел существенные изменения, которые в начале 2020 года были анонсированы Владимиром Путиным. Во-первых, сертификат на материнский капитал теперь будут получать уже при рождении первого ребенка в размере 466617 руб., во-вторых сумма материнского капитала будет увеличиваться на 150 тысяч рублей при рождении второго ребенка, то есть составит 616 617 руб.

Направления распоряжения средствами маткапитала останутся прежними. Направить средства можно будет на любые из перечисленных целей:

ü Улучшение жилищных условий семьи;

ü Ежемесячные выплаты в размере прожиточного минимума на второго ребенка в возрасте до 3 лет (с 2018 года)[8];

ü Обучение детей;

ü Формирование накопительной пенсии мамы;

ü Приобретение товаров и услуг ребенку-инвалиду.

По данным Росстата численность лиц, получивших материнский капитал в 2018 году составила 697734 человек (рис.1.2).

Рисунок 1.2

Информация по регионам представлена в таблице ниже (рис.1.3).

Рисунок 1.3

 

При этом необходимо отметить динамику численности населения, в связи с введением программы. Данные также взяты с сайта Федеральной службы государственной статистики (рис.1.4, рис.1.5).

Рисунок 1.4

 

Рисунок 1.5

 

Из таблиц и диаграмм видно, что численность населения в РФ растет, конечно, нельзя утверждать, что лишь введение программы «Материнский капитал» повлияло на рост числа населения, но эксперты полагают, что она играет ключевое значение и в связи с ее эффективностью Правительство неоднократно продляло действие данной программы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: