Деятельность подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых при реализации государственных целевых программ

 

Деятельность подразделений ЭБиПК регламентируется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России.

Одной из основных задач подразделений ЭБиПК МВД России является выявление и раскрытие преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Также в Положении о Главном управлении ЭБиПК МВД России описаны основные функции и полномочия, к которым относятся: осуществление оперативно-розыскной деятельности в полном объеме, участие в проведении совместно с оперативно-поисковыми и оперативно-техническими подразделениями оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, проведение совместно с подразделениями экономической безопасности оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности[22].

Рассматривая преступления, совершаемые при реализации государственной целевой программы «Материнский капитал», можно составить следующий алгоритм документирования:

1. Провести рабочую встречу с руководителем подразделения социальных выплат территориального подразделения ПФР, получить информацию об организациях (КПКГ, микрофинансовые организации и т.д.), на расчётные счета которых  перечисляются средства МСК.

2. Установить расчётные счета данных организаций, получить выписку о движении денежных средств по счетам.

3. Провести анализ движения денежных средств, выбрать платежи с основанием «погашение денежного займа» и данные о лицах, перечисливших средства МСК.

4. Организовать оперативно-технические мероприятия в отношении лиц КПКГ, микрофинансовых организаций, риэлторских агентств, задействованных в незаконном обналичивании денежных средств.

5. Запросить в ИФНС сведения о наличии объектов недвижимости у лица – получателя средств МСК.

6. Запросить в УФРС (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) сведения об объектах недвижимости, полученных по запросу из инспекции федеральной налоговой службы.

7. Совместно с органами опеки и попечительства произвести осмотр недвижимого имущества, приобретенного за счёт средств МСК, получить от органов опеки и попечительства заключения о пригодности (непригодности) данной жилой площади для проживания детей.

8. В БТИ получить сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и домовладения (с приложением копии технического паспорта), приобретенного за счёт средств МСК.

9. Опросить получателей средств МСК, воспользовавшихся схемой незаконного обналичивания средств, их родственников и знакомых, с целью установления обстоятельств, при которых заключались фиктивные договора займа, фиктивные договора купли-продажи с указанием хронологии и порядка получения соответствующих документов и денежных средств, а также лиц, причастных к этим операциям.

10. Опросить прежних собственников квартир и домовладений (добросовестных продавцов) на предмет определения обстоятельств, при которых заключались сделки купли-продажи жилья, оценкой фактической стоимости проданного жилья.

11. Опросить сотрудников территориальных отделений Пенсионного фонда РФ с целью установления обстоятельств, при которых происходила подача заявления о распоряжении средствами МСК.

12. Подготовить получателя МСК для оперативного эксперимента. В ходе работы осуществляется подбор фигуранта из числа матерей – получателей МСК, для проведения оперативного эксперимента (устанавливается по результатам анализа данных оперативно-технических мероприятий ПТП).

13. Провести ОРМ «Наблюдение» с видеофиксацией действий лиц - получателей средств материнского капитала, до момента подписания документов покупки жилья.

14. Провести оперативно-розыскные мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений и транспортных средств» в офисах организаций, от имени которых оформлялись фиктивные договоры займа, купли-продажи жилья и оказывалось содействие гражданам в незаконном обналичивании средств МСК, с изъятием документов, печатей, клише и электронных носителей с базами данных.

15. Опросить руководителей и иных должностных лиц организаций, получателей средств материнского капитала с целью установления обстоятельств хищения бюджетных средств (перед опросом целесообразно провести ОРМ «ПТП» фигурантов).

16. Легализовать материалы ОРД и направить в следственное подразделение для принятия решения.

Рассмотрим деятельность подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию преступлений при реализации государственной целевой программы «материнский капитал» на примере судебной практики.

Сотрудниками ОЭБиПК УМВД России по Иркутской области задокументировано 32 факта хищения средств материнского (семейного) капитала группой лиц по предварительному сговору (генеральный директор ООО «Империя Недвижимости» и получатели средств МСК). 

Установлено, что генеральный директор ООО «Империя Недвижимости» Вантеев С.С., с использованием своего служебного положения, из корыстных побуждений, в целях совершения хищения денежных средств по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, для создания видимости займа, то есть видимости использования средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение жилого помещения, предлагал получателям средств МСК заключить договора займа с ООО «Империя Недвижимости» и мнимый договор приобретения в собственность квартир, с последующим предоставлением указанных документов в Управление Пенсионного фонда России в Ангарском Муниципальном образовании Иркутской области.

 Получатели МСК, руководствуясь корыстными мотивами, с целью создания видимости займа, не намереваясь создавать правовые последствия, указанные в договорах, достоверно зная о недействительности сделок, заключали договор займа о предоставлении денежных целевых займов в сумме по 374 920,30 рублей для целевого использования, а именно для приобретения в собственность жилых помещений. В последующем, заемщиками заключались договора купли-продажи объектов недвижимости, без намерений приобретать указанные объекты недвижимости. Документы о праве собственности на объекты недвижимости предоставлялись в Управление Пенсионного фонда России в Ангарском Муниципальном образовании Иркутской области., с целью создания видимости улучшения жилищных условий и незаконного получения денежных средств по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал в размере 374 920,30 рублей под предлогом погашения займа на приобретение жилого помещения.

В результате совместных умышленных преступных действий получателями средств МСК и Вантеевым С.С., действующих группой лиц по предварительному сговору, были совершены недействительные сделки и оформлены документы, содержащие заведомо ложные и недостоверные сведения о наличии задолженностей перед ООО «Империя Недвижимости», образовавшейся в результате получения займа на приобретение жилого объекта недвижимости, то есть, улучшения жилищных условий, с целью получения права на использование средств материнского (семейного) капитала.

После получения денежных средств из Пенсионного фонда в адрес ООО «Империя Недвижимости» на погашение фиктивного договора займа, от имени получателей МСК составлялись нотариальные доверенности на руководителя ООО «Империя Недвижимости» Вантеева С.С., которым данные объекты недвижимости перепродавались третьим лицам.

Похищенные средства по государственным сертификатам распределялись между заемщиком и генеральным директором ООО «Империя недвижимости».

Своими умышленными действиями генеральный директор ООО «Империя Недвижимости» Вантеев С.С. совершил преступление, предусмотренное ч.3 ст. 159.2 УК РФ, - мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере.

Действия получателей средств МСК квалифицированы по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ. Уголовное дело расследовано и направлено в суд.

Копия обвинительного заключения размещено на сервисе ИЦ ГУ МВД России по Кемеровской области.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: