Нормативное регулирование государственных целевых программ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Использование учётной информации при выявлениии раскрытии преступлений, совершаемых при реализации государственныхцелевых программ, сотрудниками подразделений ЭБиПК

    Выполнил: мл. лейтенант полиции Серебренникова Анастасия Александровна 2015 года набор 515 уч. Группы
  Научный руководитель: кандидат юридических наук, начальник кафедры судебной бухгалтерии и бухгалтерского учета подполковник полиции Воронов Сергей Сергеевич
  Рецензент__________________________ __________________________________ __________________________________

 

 

Дата защиты: «____» ____________ 2020 года                     Оценка______

                                                 

         

 

г. Н. Новгород
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ…………………………..6

§ 1. Нормативное регулирование государственных целевых программ....6

§ 2. Экономическая характеристика государственных целевых программ…………………………………………………………………….13

§ 3. Механизм реализации государственных целевых программ. ………23

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭБиПК ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ...36

§ 1. Типичные способы хищения бюджетных средств при реализации

государственных целевых программ……………………………………...36

§ 2. Деятельность подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию

преступлений, совершаемых при реализации государственных целевых

программ................................................................................................ 44

§ 3. Особенности исследования учётных документов при выявлении и

раскрытии преступлений, совершаемых при реализации государственных целевых программ................................................................................................ 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 57

 

 




ВВЕДЕНИЕ

Государственные целевые программы являются одним из важнейших способов реализации государственной политики в различных, наиболее значимых для государства и общества сферах. В последнее время большое значение приобретают программы, направленные на повышение качества жизни граждан. Естественным процессом является увеличение числа лиц, желающих незаконно получить денежные средства, выделяемые государством для поддержания той или иной сферы общества или отдельных категорий граждан. Данные преступления, в большинстве своем, совершаются путем обмана, а именно предоставления ложных сведений, являющихся основанием для получения выплат, предусмотренных программой.

Одной из главных проблем целевого финансирования является высокий уровень криминализации. Статистика по преступлениям, предусмотренным ст.159 УК РФ, зарегистрированным в отчетном периоде, выглядит следующим образом: 2015 г. – 22108, 2016 г. – 22397, 2017 г. – 24916, 2018 г. – 26002, 2019 г. – 25178.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сфера целевого финансирования постоянно модернизируется и реформируется, а вместе с тем увеличивается количество способов совершения преступлений, используемых злоумышленниками.

Степень научной разработанности проблемы. Современные исследования в данной области проводились Сониным И.И. «Обеспечение защиты бюджетных средств в сфере реализации целевых программ от преступных посягательств» (Казань, 2015), Ивановым П.И. «Методическое обеспечение оперативно-разыскной деятельности подразделений ЭБиПК по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями а сфере реализации целевых программ» (Москва, 2015), Мангасаровым Р.А. «Организация противодействия хищениям бюджетных денежных средств» (Москва, 2019), Поправко А.С. «Некоторые проблемы осуществления оперативно-розыскной деятельности в области противодействия преступлениям в бюджетной сфере» (Омск, 2019). Данный перечень не является исчерпывающим. 

Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей использования учётной информации в качестве доказательственной базы при выявлении и расследовании преступлений в сфере государственного целевого финансирования.

В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, решение которых необходимо в данной работе:

1. Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую сферу государственных целевых программ;

2. Выяснить экономическую характеристику государственных целевых программ;

3. Рассмотреть механизм реализации государственных целевых программ;

4. Описать типичные способы хищения бюджетных средств при реализации государственных целевых программ;

5. Изучить деятельность подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию преступлений, совершаемых с использованием государственных целевых программ;

6. Рассмотреть особенности исследования учетных документов при выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых при реализации государственных целевых программ.

Объектом исследования в работе являются общественные отношения, связанные с преступлениями, совершаемыми с использованием государственных целевых программ, а также с необходимостью проведения исследования документов для расследования данных преступлений.

Предметом исследования являются закономерности исследования экономической информации при выявлении и раскрытии преступлений, связанных с использованием государственных целевых программ.

Методологическая основа исследования состоит из различных методов: сравнительного, статистического, системного.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе будут разобраны необходимые составляющие для эффективного и полноценного проведения документального исследования.

Нормативная база работы включает в себя: Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс РФ, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.

Структура работы включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованной литературы.

 

 



ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Нормативное регулирование государственных целевых программ

 

Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании федеральных и региональных нормативных актов. Данными актами определяются структура и содержание целевых программ.

Необходимо проанализировать, прежде всего, федеральные нормативные акты, которые являются основой разработки и принятия целевых программ.

Первым источником, который регулирует отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга[1] является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Из первого источника вытекают следующие:

1) ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 № 459-ФЗ»

В данном Федеральном законе описываются характеристики бюджета на 2019-2021 года, а также имеются 39 приложений, одно из которых напрямую относится к теме нашей работы. Приложение 8 «Распределение бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» содержит перечень госпрограмм с плановыми обязательствами.

2) ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 28.11.2018 № 432-ФЗ»

Содержит характеристики бюджета ПФ РФ, а также несколько приложений, из которых нам будут интересны приложение 4 и приложение 5 «Распределение бюджетных ассигнований бюджета ПФ РФ на 2019 год по разделам, подразделам». В них мы видим статью «Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»»

3) ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 28.11.2018 № 431-ФЗ»

В приложении 4 есть статья «Подпрограмма «Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»». В данной программе содержатся подпрограммы:

ü Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

ü Модернизация и развитие социального обслуживания населения

ü Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей и т.д.

4) ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 28.11.2018 № 433-ФЗ».

В данном ФЗ, также как в предыдущих, есть приложение 4 со статьей «Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»»

Таким образом, каждый рассмотренный нами ФЗ, помимо описания характеристик бюджета, содержит приложение, в котором имеются статьи с различными госпрограммами, на которые выделяются бюджетные средства.

Следующим источником является Федеральный закон от 25.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», пришедший на смену и отменивший Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 № 115-ФЗ.

Данный документ является нормативной основой регулирования отношений в сфере прогнозирования и планирования деятельности министерств, ведомств и иных организаций, формирующих прежде всего экономическую и социальную политику в Российской Федерации и ее субъектах.

Федеральным законом устанавливаются основы стратегического планирования в РФ, координации и взаимодействия федеральных и муниципальных органов стратегического управления и бюджетной политики, их полномочия, а также их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования[2].

Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Взаимодействуя между собой, участники стратегического планирования осуществляют деятельность, связанную с целеполаганием, прогнозированием, планированием и программированием социально-экономического развития РФ, ее субъектов и муниципальных образований, а также отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, мониторингом и контролем реализации документов стратегического планирования.

 Федеральный закон также делит субъекты стратегического планирования по уровням власти. Так, на федеральном уровне участниками планирования являются:

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство Российской Федерации;

4) Совет Безопасности Российской Федерации;

5) Счетная палата Российской Федерации;

6) Центральный банк Российской Федерации;

7) федеральные органы исполнительной власти;

8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 Федерального закона[3].

На региональном уровне:

1) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации;

6) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 Федерального закона.

Стратегическое планирование на уровне муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления, а также муниципальными организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.

Федеральным законом также устанавливается перечень документов, разрабатываемых на разных уровнях власти. Однако для каждого уровня единая классификация этих документов, а именно:

1) документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания;

2) Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования;

3) Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования;

Глава 5 федерального закона «документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания..» содержит статью 21 «стратегии социально-экономического развития макрорегионов», в которой указано, что «Стратегии социально-экономического развития макрорегионов могут быть основанием для принятия решения о разработке государственных программ Российской Федерации..»[4].

И в главе 7 «документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования.» есть статья 28 «государственные программы российской федерации». Данная статья описывает суть госпрограмм, а именно:

1. Федеральные органами исполнительной власти разрабатывают государственные программы РФ для достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

2. Правительством Российской Федерации определяется срок действия госпрограммы.

3. В госпрограммы Российской Федерации включаются подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации.

4. Правительство Российской Федерации утверждает перечень государственных программ. Формирование перечня государственных программ Российской Федерации осуществляется исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, который выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, осуществляет координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки государственных программ Российской Федерации.

6.  Правительство Российской Федерации утверждает госпрограммы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

7. Правительство Российской Федерации определяет порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации[5].

Следующий источник регулирования данной сферы – перечень государственных программ РФ, содержащийся в Распоряжении Правительства РФ от 11.11.2010 №1950-р.

В распоряжении приведен перечень госпрограмм, ответственные исполнители, соисполнители, а также основные направления реализации.

Также существует ряд Постановлений Правительства, регулирующих сферу государственных целевых программ. Вот некоторые из них:

1. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»

2. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 05.06.2019) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: