П.Г.Саморукова, раскрывая методику руководства сюжетно-ролевой игрой предложила разделить все приемы на:
Косвенные приёмы – направлены на обогащение знаний об окружающей общественной жизни. Используется при формировании новой игры или тогда, когда игра развита недостаточно. Эти приёмы связаны с различными видами деятельности детей./ занятиями, наблюдением /.
Прямые приёмы – используется в процессе непосредственного руководства игрой. Направленно на развитие замысла игры, на уточнение ролевых действий и взаимоотношений. Предполагает прямое вмешательство в игру детей, поэтому использовать их нужно осторожно, чтобы сохранить творческий характер и самостоятельность детской игры.
Косвенные приёмы и их характеристика:
№ п/п | Приёмы | Особенности приёмов | |||
Мл. группа | Ср. группа | Ст.и подг. группы | |||
1. | Наблюдение различных трудовых процессов. | Индивидуально и подгруппами,в доу и на прогулке, за осмотром детей медсестрой. | -------- + Целевые прогулки: мед. кабинет, на кухню, к магазину. | Экскурсии: к поликлинике, в магазин, в ателье. | |
2. | Просмотр фильмов о людях разных профессий. |
В системе работы по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с программой, по которой работает воспитатель. | |||
3. | Рассматривание картин, иллюстраций о людях разных професс. | ||||
4. | Рассматривание инструментов, материалов, которые нужны людям разных профессий./ натур. игрушечн. на картинках / |
В системе работы по ознакомлению с предметами с подгруппами детей с учётом программы.
| |||
5. | Ознакомление с худ. литературой | Рассказы, сказки и стихотворения о людях разных профессий, о быте в д/с и дома. Разучивание считалок. Загадки только опи- об общественных сательного характера событиях | |||
6. | Дидактические игры. | Игры-занятия с дидактической куклой и игровые упражнения: как можно играть с предложенной игр. | Любые виды ди-дактических игр, связанных с тру-дом взрослых. | Все виды дидактических игр. Увеличивается объём и содержание знаний. | |
7. | Детское изотворчество. | Все виды изодеятельности, связанные по тематике с сюжетно-ролевой игрой. | |||
8. | Музыкальная деятельность детей. | Слушанье музыки, пение, танцы, ритмические движения, связанные с темой игры. | |||
9. | Рассматривание фотографий, иллюстраций, отображающих игры детей. |
Дети, изображённые на фото должны соответствовать по возрасту возрастной группе. | |||
10. | Рассматривание игровых материалов необходимых для игр. | Подбирает и изготавливает воспитатель, вносит, объясняет, как пользоваться, как играть. | Материалы воспи-татель изготавли-вает в присутствии детей,комментируя свои действия, привлекая к помо-щи детей, обыгры-вая материал. | Дети изготавли-вают материал к игре сами, воспи-татель показыва-ет способы работы. | |
11. | Детское словес-ное творчество. | - воспитатель может сама рассказывать, как она играла. | Дети рассказыва-ют, как бы они ста-ли играть. | Сюжетосложение приём разработан Михайленко и Коротковой см. конспект статьи изжурнала «Дошкольное воспитание» № 8.1989г. |