Этапы игры, приёмы. | Мл. группа | Ср. группа | Ст. и подг. группы | ||
1 начало игры 1.предложение игры | Через игровой персонаж, воспитатель организовывает игру по собственному замыслу: кукла заболела, куклу надо полечить. У куклы день рождения. | Через готовый литер. сюжет, где есть роли, действия партнёров /мы едем, едем, едем в далёкие края – Ми-халков «Почта». | Разговоры с детьми во что будут играть и почему? Зазывалки. | ||
2. Создание игровой обста-новки. | Полное создание иг-ровой обстановки, в том числе игровой ситуации. | Внесение некоторых новых атрибутов иг-рушек, если игра зна-кома: врач-педиатр, врач-ветеринар. Если игра новая – создание игровой обстановки. | Дети сами создают обстановку исходя из выбранной роли. | ||
3. Обсуждение сюжета, планирование игры | Вопросы к детям, которые создают роль, способствующие становлению сюжета: кто будет мамой этой дочки? | Разговор с детьми о содержании предсто-ящей игры, о том, что они знают об этой профессии и как в это можно поиграть. | Результаты сюжетосложения. | ||
4. Разделение ролей. | Распределяет воспитатель, доказывая право ребёнка на ту или иную роль: ещё не был, был в прошлый раз и т.д. Считалки, несколько комплектов для игры. | Дети сами договари-ваются, доказывая своё право на роль. Аргументы теже, что и в мл. группе. | Распределяют роли по считалке или доказывают своё право при помощи аргументов / те же / | ||
2. Ход игры. 1. Ролевое участие воспи-тателя в игре – главный пря-мой приём, т.к. помогает ненарушить сам. и творч. характер игры. | В доролевой период восп. сам выполняет действия и прямо предлагает выполнить действия ребёнку партнёру. При по-явлении ролей берёт на себя роль, служит примером, обогащая сюжеты и игровые действия, постепенно проигрывая все роли. Особая методика ро-левого участия разр. Михайленко и Корот-ковой. Д.в.№6 1989г. | Восп. участвует в дополнительных ролях, направляет дей-ствия ребёнка в основной роли. Михайленко и Корот-кова. Д.в. №7 1989г. | Восп. может участвовать в любой роли но чаще всего берёт на себя главную обобщающую роль: /экскурсовод в игре/ может ввести новую роль в ходе игры, если игра дальше не развивается: у вас пробоина – будем чинить, и т. д. | ||
2.а. прямые указания б. вопросы в.напоминания | Прямые указания как лучше распределить игрушки, как выполнить то или иное действие, как обратиться к партнёру. | Прямые указания должны звучать в мягкой форме как предложение вспомнить о поведении человека данной профессии, широко использовать вопросы: как ведёт себя доктор | Советы, как изменить обстановку, как усложнить сюжет, совет о перераспределении ро-лей. | ||
3. Окончание игры. | Осуществляет закры-вание на обед; корабль вызывает в порт. | В игровой форме: магазин закрыт, приём в поликлинику закончился.
| |||
1. уборка игрового материала. | Убирает воспитатель дети помогают, восп. объясняет куда положить и почему. | Складывают дети под строгим контролем восп. | Сами складывают оборудование, в ст. группе проверяет восп., а в подг. группе – дети. | ||
2. обсуждение игры | Вопросы: понравилась ли игра? Будем ли ещё
так играть? Кем ты был в игре? Кем хочешь быть в игре? Чего не хватало для игры? Где взять? Как сделать? Обсуждение сюжета игры, как его можно дополнить, сделать интереснее, кто как выполнял свою роль,какие достижения? | ||||
|
Современными исследователями игры являются Михайленко Н.Я. и КоротковаН.А.,, считают, что воспитатели ДОУ должны «учить» детей играть, т.к. другими способами игровой опыт не формируется..
Чтобы не разрушить творческий характер игры. Должна быть разработана методика управления творческой игрой с учётом возраста. Эту методику разработали Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А. Результаты исследований опубликованы в Дошкольном воспитании и брошюре «Формирование сюжетной игры в д/с»
Формирование с-р игры в мл. группе.
достижения детей: хорошо владеют условными предметными действиями.
Задачи: создать условия для развития умений детей вступать в ролевые взаимоотношения: называть свою роль для партнёра, вступать в ролевые диалоги, реализовывать специфические ролевые действия на партнёра.
Условия: включать детей в игру с взаимодополнительными ролями, одна из которых главная и не имеет смысла без дополнительной / мама – дочка /. Позднее добавляются независимые роли / шофёр, продавец. /
Методика руководства, последовательность действия воспитателя:
1. организовать собственную игру с игрушками, комментируя свои действия, тем самым привлекая детей к игре.
2. предлагать полечить игрушку, которую держит кто-нибудь из детей.
3. предлагать полечить одного из детей.
4. передаёт основную роль – доктор – одному из детей, сам включается в дополнительную, сначала с больной игрушкой, а за тем в качестве пациента.
5. детям предлагают парные роли: два врача, две мамы, т.о. воспитатель замыкает детей друг на друге.
Формирование сюжетно-ролевой игре игры с ср. группе.
Достижения: принимает на себя роль, исполняет ролевое взаимодействие, выраженное в ролевом диалоге.
Задачи: создать условия для возможности изменить своё ролевое поведение в зависимости от роли партнёра.
Условия:
- включение в игру дополнительных ролей: главный врач, медсестра, врач.
- подбирать игры, отражающие различные сферы жизни, знакомые детям.
- сюжет игры развёртывать постепенно, включая разнообразные события и вводить соответствующие дополнительные роли, особенности дополнительных ролей:
- - роли-подчинения
- - роли-управления
- - роли на равных
Методика работы: основная роль у ребёнка. Воспитатель по очереди развёртывает события, задуманные им самим. Сначала воспитатель играет с одним ребёнком, постепенно подключая остальных.
Формирование сюжетно-ролевой игре игры в ст. группе.
Совместное сюжетосложение.
Задачи: создать условия для реализации игр - фантазирования т.е. умениям составлять разнообразные сюжеты: сказочные, сюжеты, отражающие разные события.
Условия: для развёртывания игры-фантазирования, удобны волшебные сказки т.к. имеют единую структуру.
Методика: последовательное разматывание сюжета – изменять последовательно конкретные действия персонажа или самих персонажей.