Режиссерской называется игра, в которую ребенок играет один с некоторым числом игрушек, при этом на себя он роль не берет, но наделяет ролями игрушки, действует от лица каждой из них и одновременно «режиссирует» общее действие, сам находясь при этом вне разыгрываемой ситуации.
В зарубежных и некоторых отечественных работах режиссерские игры подчас называются игрой «в окружающий мир», повествовательными, проекционными, комбинационными играми или играми-инсценировками.
С одной стороны, режиссерские игры всем хорошо знакомы: игры в куклы, кукольные домики, солдатиков и животных, это традиционные детские игры, востребованные на протяжении столетий и даже тысячелетий, а оформление современных групп детских садов обязательно предполагает место игрушки и для режиссерских игр.
С другой стороны, периодически приходится встречаться с педагогами дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), которым это название незнакомо, и даже из уст некоторых преподавателей педагогических ВУЗов можно услышать, что термин «режиссерская игра» – это нововведение, и в классических работах по игре такого вида нет. Однако это не так. Эти игры запечатлены на картинах известных художников XIX века, описаны в литературе художественной, научной и методической. В методическом письме Наркомпроса РСФСР 1934 г. особо подчеркивается важность подобных игр. В отечественной педагогике название «режиссерская игра» закрепилось с середины 1940-х годов после работ А.П. Усовой. Однако, специальных исследований этого вида игры не было фактически вплоть до 80-х годов прошлого столетия (работы Е.М. Гаспаровой, Е.Е. Кравцовой).
|
|
Таким образом, в отечественной психологии режиссерские игры в течение долгого времени считались малоизученным видом игр. В качестве причин такого положения можно назвать следующие:
1). Ведущей деятельностью признавались исключительно сюжетно-ролевые игры, которым и было посвящено огромное число исследований. Индивидуальные режиссерские игры, по сути, игнорировались и практически, и теоретически.
2). Изучение детской игры происходило в основном в условиях дошкольных образовательных учреждений; дневниковых записей «домашних» игр детей существует крайне мало. Однако ребенок в условиях детского коллектива предпочтет совместные игры, включающие его во взаимодействие с другими детьми, поэтому режиссерские игры как массовое явление в условиях детского сада наблюдаются редко, да и сами дети не стремятся афишировать их.
3). Разнообразие форм проявлений режиссерской игры обуславливает тот парадоксальный факт, что их просто не всегда узнают. Режиссерские игры легко можно спутать с предметной игрой, манипулированием неигровыми предметами, рисованием или даже просто бездельничаньем, но на самом деле
|
|
это может быть настоящая режиссерская игра, причем достаточно высокого уровня.
Перед тем как раскрыть современные социальные условия развития режиссерской игры, следует кратко обозначить ее специфику и развивающее значение.
Специфика режиссерской игры (в отличие от сюжетно-ролевой) заключается в следующем.
режиссерской игры | сюжетно-ролевой игре |
· преимущественно индивидуальная форма осуществления игры · особенности замещения (переноса значения): если в сюжетно-ролевой игре ребенок берет какую-то роль на себя, то в режиссерской игре он наделяет этой ролью некий предмет (сюжетную игрушку или предмет-заместитель), а сам при этом находится за рамками сюжетного действия. | |
· в одиночной режиссерской игре | В групповой сюжетно-ролевой игре |
· значительно больше сюжетов и больше вариантов каждого сюжета, персонажи изображаются более детализировано средствами мимики, жестов, ролевых фраз и интонаций; развитие сюжета в речевом плане превышает его выражение в действии и создает элемент отстраненности. · Наиболее яркая отличительная черта режиссерских игр – это несравнимо большее тематическое разнообразие. Причины этого достаточно очевидны: в совместной игре тематика должна быть общей, т. е. близкой и понятной нескольким детям, а эта область «пересечения интересов» будет заведомо уже, чем сфера знаний каждого отдельного ребенка. · Не связанность ребенка ситуацией взаимодействия с другими детьми приводит к тому, что он оказывается намного более свободен в моделировании как самих ситуаций, так и возможных взаимоотношений персонажей в них · Над игровая позиция, а также необходимость проигрывания множества разнообразных ролей, безусловно, способствуют более интенсивному формированию позиции децентрации. · Еще одна особенность режиссерской игры связана с тем, что она требует от ребенка гораздо большей познавательной и творческой активности, инициативности. | все эти показатели ниже |
Согласно определению, данному С.Л. Новоселовой, детская игра выступает практическим размышлением ребенка об окружающей действительности, прообразом теоретической мысли взрослого. Вышесказанное позволяет утверждать, что это определение относится к режиссерской игре, видимо, даже в большей степени, чем к сюжетно-ролевой, поскольку режиссерская игра в силу ряда своих особенностей предоставляет ребенку возможность более отстраненного, более абстрактного творческого размышления о действительности и познания мира именно в тех областях, которые актуальны в данный момент для ребенка, в то время как формирование сюжетно-ролевой игры в большей степени связано с социальным развитием ребенка и ориентировано на решение несколько иных задач развития.
Постановка вопроса о социальных условиях развития режиссерской игры требует учета трех основных аспектов:
· учет возрастных особенностей становления данного вида игры;
· учет разнообразия форм проявлений данного вида игры;
· создание условий для развития данного вида игры.