double arrow

Приложения – тексты, поясняющие базовые принципы


 

14 заповедей Будды

 

1. Самый большой враг в жизни человека - это он сам.

 

2. Самая большая глупость в жизни человека - это ложь.

 

3. Самое большое поражение в жизни человека - это надменность.

 

4. Самая большая печаль в жизни человека - это зависть.

 

5. Самая большая ошибка в жизни человека - потерять самого себя.

 

6. Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность.

 

7. Самое достойное сожаления в жизни человека - умаление своего достоинства.

 

8. Самое достойное восхищения в жизни человека - подняться после падения.

 

9. Самая большая утрата в жизни человека - потеря надежды.

 

10. Самое большое достояние в жизни человека - здоровье и разум.

 

11. Самый большой долг в жизни человека - искренние чувства.

 

12. Самый большой дар в жизни человека - великодушие.

 

13. Самый большой недостаток в жизни человека - непонимание.

 

14. Самое большое утешение в жизни человека - добрые дела.

 

Природа Просветления или Правильный Алгоритм

 

Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай силы изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.




Ключевым аспектом Просветления является переживание того, что настоящее совершенно таким образом, как оно есть. Всякая мысль о противоположном – это искажение, неполное видение ситуации, хотя это искажение само становится совершенно в этот момент. Есть два существенных момента, которые приводят к потере совершенства настоящего.

 

Первое – это ошибка присваивания ценности событиям. Есть история о старом китайце, который единственный в деревне имел лошадь. Это означало, что он мог вспахать больше земли, чем его односельчане, так что он был относительно богатым. Все называли его счастливцем, пока однажды его лошадь не убежала. Тогда все стали называть его несчастным. К обеим этим оценкам он относился равнодушно.

 

Несколькими днями позже его лошадь вернулась, ведя за собой другую, дикую лошадь. Поскольку вторая лошадь тоже стала принадлежать крестьянину, все говорили о его удачливости. Однако на следующий день его сын, забираясь на дикую лошадь, упал с неё  и сломал ногу. Это односельчане сочли несчастьем, пока не появились гонцы императора, забирающие молодежь на войну. Они, разумеется, оставили юношу со сломанной ногой в покое. История имеет продолжение, но смысл уже ясен: ценность события может трактоваться ошибочно, с любой ограниченной точки зрения. Только более широкий взгляд может воспринять совершенство события, которое рассматривается как "не окей" с ограниченной точки зрения.

 

Вторая ошибка, ведущая к невозможности пережить совершенство, более глубока и фундаментальна. Некоторые говорят: "Я называю это так, как я это вижу." Однако существует понятие "Этого нет, пока я это не назову".



 

Просветление – это не понятие вроде неудачи, тревоги или убежавшей лошади, а фундаментальное энергетическое событие, как таковое. Когда мы говорим что-то себе о событии, мы ограничиваем его своими категориями, придаем ему значение, лишь приближенное к тому, что есть в действительности. Может быть, старому китайцу стоило сказать, что его лошадь не сбежала, а пошла за другой лошадью? Единственной существующей определенностью в тот момент было пустое стойло. Все остальное – плод воображения. Само описание события – это набор теорий. Оно безнадежно насыщенно предположениями и предрассудками. Неудивительно, что трудно увидеть совершенство вещей, поскольку мы видим, в основном, не сами вещи, а наши собственные неузнанные предположения.

 

Теорема Гёделя

 

В 1931 году Курт Гёдель доказал свою теорему о неполноте, из которой, в частности, следует, что не существует полной (самодостаточной) формальной теории, где были бы доказуемы все истинные теоремы арифметики. Гёдель доказал, что состоятельность (непротиворечивость) и полноту (самодостаточность, разрешимость) какой-либо логической системы можно установить только в том случае, если погрузить её в более совершенную систему. При этом из-за усложнения логического языка проблема состоятельности и полноты ещё более усложняется, а это приводит к нескончаемой логической эскалации по спирали усложнений. Отсюда математиками был сделан вывод о невозможности универсального критерия истины. Говоря попросту, только сложное способно оценить простое.



 

Для гуманитариев теорема Гёделя хорошо поддаётся перефразированию без искажения её смысла. Переведём её на человеческий язык. Вот одно из возможных её толкований: система не может понять своё собственное устройство, если не поднимется на следующий уровень сложности. При этом она сама усложнится, поэтому никогда сама себя не поймёт. Прямо-таки верчение удивлённой собаки за своим хвостом или бег чудака вокруг столба с желанием поцеловать себя в затылок.

 

Применительно к человеку можно выразиться просто: человек не в состоянии понять (оценить) степень (уровень) своего интеллекта до тех пор, пока не поумнеет. При этом новом (высшем) уровне разумности он сможет оценить только свой прошлый, но не нынешний. Каждый из нас, вспоминая себя, обычно брюзжит: «Как глуп я был в молодости».

 

Итак, система (человек) не может понять степень своей ограниченности, если не поднимется на следующий уровень сложности (Гёдель). В этом заключается высшая божья справедливость. Посмотрите вокруг. Каждый счастлив своей полнотой, не считает себя обделённым разумностью и мнит себя гением, а других оценивает по своему потолку, но не выше. Вы видите много людей, которые завидуют богатству, красоте, физической силе, удаче, славе и т.д. То есть тому, что видно. Но вряд ли вы услышите, что кто-то завидует чьему-то интеллекту.

 

И это в природе вещей. В духовной жизни каждый счастлив тем, что имеет. Каждый насыщен своей полнотой и не считает себя обиженным.

 

То, что уже есть.

То, что есть, прямо сейчас, – совершенно. В каждый момент содержание

осознания абсолютно совершенно именно так как оно есть. Этот текущий момент осознания не возникает из прошлого и не продолжается в будущем. Он является Сознанием, прямо сейчас.

Если вы выглядите как отдельный человек с сильным чувством эго и

множеством проблем, то это потому, что вы – Сознание – исполняете такую

роль. Кажущийся отдельным индивидуум может сосредоточиться на саморазвитии, духовной жизни, или на чем-то еще на протяжении всей своей жизни, если такова исполняемая роль, но только ясность осознания того, чем вы в действительности являетесь, окончательно подрывает поиск просветления или чего-то иного, чем то, что уже есть.

 

Очевидное

Вы – Сознание появляетесь целиком как ваша игра здесь и сейчас. Ваша игра

не является отдельным творением наблюдаемым и контролируемым вами. Вы

появляетесь как ваша игра прямо сейчас, полностью пробужденным, совершенно

окончательно и неограниченно пробужденным, и поэтому вы не можете пробудиться. Вы уже очевидны для самих себя; ничего не скрыто.

Персонажи, которыми вы играете вашу игру не имеют отдельного

существования, а только кажущееся. Ваши персонажи это вы сами празднующие

самого себя, погруженные с головой в вашу великую игру жизни, играющие в

игру поиска самого себя, иногда находящего и знающего себя как проявление

своей игры.

Разговор о ясности не имеет особенной ценности или важности большей, чем у

какой-либо другой части игры. Он не влечет за собой особые заслуги и не

вызван особыми причинами. Не существует такой цели: искать самого себя.

Человек ясности появляется здесь, зная все это как очевидное, видя с

ясностью игру во всем многообразии ее форм, зная отсутствие необходимости

каждой вещи.

Прямо сейчас вы являетесь Сознанием, появляющимся как персонаж в вашей

игре. Может быть, вы думаете, что вам нужно подтверждение. Забудьте об

этом. Расслабьтесь. Вы уже есть То.

 

Игра Жизни

В свете этой ясности, жизнь выглядит как великая игра. Вы являетесь

Сознанием, играющим все роли в этой игре, и появляетесь как целое шоу,

спонтанно возникающее без какой-либо причины. Это часть игры, то, что вы – Сознание играете эти роли, обычно не зная свою настоящую природу, но иногда, как часть этого шоу, вы разрешаете себе узнать, чем вы являетесь на самом деле.

Когда вы – являясь Сознанием – участвуете как персонаж в вашей игре, не

разрешая себе знать вашу действительную природу, роль воспринимается

серьезно и драмы жизни появляются именно поэтому.

Если роль исполняется в момент обнаружения вами истинной природы, игра

видится с точки зрения того, что есть. Персонаж, заметивший свою настоящую

природу, не исчезает во вспышке со взрывом – хотя это возможно, так как

нет никаких правил игры, – он, возможно, надевает желтые одежды и у него

появляются ученики, или начинает учить «духовным» истинам, все это также

возможно, и это зависит от природы роли персонажа в игре. Персонаж, скорее

всего, будет проявляться также как и до узнавания истинной природы. Скорее

всего, персонаж будет продолжать вести свою обычную жизнь в этой игре. И

даже совсем не обязательно, чтобы персонаж рассказывал кому-нибудь о том,

что стало очевидным для него.

Нет причин для этого ясного видения. Это часть игры и нет каких-либо

заслуг связанных с ним. Если персонаж страдал или имел проблемы до

наступления ясности, тогда это может все еще остаться частью роли

персонажа. Может наступить блаженство или счастье, но только если это

часть роли, которая исполняется. Нет абсолютно никаких правил или условий.

Игра в целом не имеет целей или причин и является в точности вами –

Сознанием – празднующим самое себя. Вы есть ваша игра. Она не имеет

отдельного от вас существования.

 

Духовная жизнь

Духовная жизнь не имеет особенного значения для достижения ясности.

Духовная жизнь появляется как часть игры жизни, но часто становится камнем

преткновения, когда понимается как необходимая подготовка к ясности, это

происходит потому, что существует такое явление в игре жизни как

личностное развитие, т.е. наличие последовательно более «высоких» фаз

жизни.

Обычный персонаж, вовлеченный во все эти обычные дела человеческой жизни, возможно, начинает интересоваться религией или саморазвитием. Это может быть вовлечением в «духовную» жизнь или даже интерес к недвойственному учению Адвайты.

Эта последовательное развитие не является необходимым для появления

ясности. Она может появиться в любое время в любом персонаже. Ни одна из

различных частей или кажущихся стадий развития в игре жизни не обладает

способностью произвести ясность.

Ясность возникает спонтанно по своим собственным резонам. Сознание

начинает осознавать себя в игре и как игру жизни. Адвайтовское знание

имеет не больше особой способности для создания условий для появления

ясности, чем любая другая часть игры.

Духовная жизнь предполагает, что индивидуум является отдельным от его

природы как Сознания, и имеет цель – воссоединение. Именно для достижения этой цели, разработано множество экзотических техник и методов для «очищения» индивидуума, освобождения от эго, успокоения ума и эмоций и т.д.

Фундаментальное обстоятельство, которое игнорируется на каждой стадии

поиска индивидуумом, состоит в том, что индивидуум – будучи просто ролью,

которую играете вы, кто является Сознанием – уже является тем, что он или

она ищет. Ничто не сможет сделать ищущего чем-то большим, чем он/она уже

является. Поиск и все эти применяемые методы и техники являются причиной ясности не больше чем любая другая часть игры. Они появляются по своим собственным

причинам как часть игры.

Духовная жизнь навязывает множество ограничений на «нечистого» и

«отделенного» индивидуума. Специальные медитации, соответствующее

поведение, ритуалы, диеты, сексуальные техники, разрушение эго, остановка

мышления, поиск покоя, отдача гуру и т.д.

Сознание, уже будучи Сознанием, в какой бы форме оно не появлялось, не

нуждается в вегетарианской диете, целибате, тантрическом сексе, медитации

или гуру. Сознание уже является всеми этими вещами. Если вам нравится

духовное пение, медитация, вегетарианская пища, практика тантрического

секса, это замечательно. Это не поможет вам реализовать то, чем вы уже

являетесь.

Внимание человека может быть обращено на экзотические планы и области

бытия, на непрерывное творение и растворение вселенной на атомном уровне,

на восприятие вечного экстатического космического единения Шивы и Шакти.

Но, когда вы возвращаетесь, не забудьте пойти на работу в понедельник,

заплатить по счетам и почистить туалет.

Вы – Сознание – появляетесь в своей игре и как индивидуумы, исполняющие роли учителей, мастеров и гуру. В некоторых случаях они испытали или продолжают испытывать трансцендентальный опыт, считая его своим «просветлением». Если человек уже следуя учению некоторого гуру (их собственному или некоторому определенному), получает трансцендентальное переживание (интерпретируемое как «просветление»), весьма вероятно, что представления и методы, предшествующие этому переживанию, будут подаваться последователям этого человека как «истина».

Некоторые из таких «учителей» даже способны вызывать необычные переживания в учениках через передачу энергии, что очень привлекает учеников.

Во всем этом нет ничего неправильного. Все это является совершенной игрой.

Не берите в голову. Наслаждайтесь. Ничего из этого не ведет к ясности.

 

Контакт с действительностью и память

 

Трогая, что-либо рукой, ощущается не то, что трогаешь, а изменения в руке. Эти изменения не могут быть тем, что трогаешь. Из всего комплекса изменений, выделяется часть, на которую направлено внимание. Эта часть, дорисованная в удобном для использования виде, становиться образным описанием. При следующем контакте, уже не обязательно выполнять всю эту работу, достаточно вспомнить описание. Все, что мы видим, слышим и т.д. – это образная память давнего контакта с действительностью, которая обогащается со временем, но основывается на том же первом контакте. Если какой-нибудь контакт с действительностью, изначально не был описан образно, он будет отсутствовать в описании, но это не значит, что он отсутствует в действительности. Конечно, можно фантазировать, - складывать из кусков описания логические конструкции, и пытаться залатать ими отсутствующие части. Существует еще много сторон действительности, до которых не дотянулось человечество, используя для этого различные приспособления.

Из всех вариантов влияния на фотопленку мы выбираем один, понятный нам.

 

Любовь и отношение

 

Тот, кто любит многих - обманывает всех.

Тот, кто любит одного - обманывает себя.

Если любовь - это чувство (переживание наслаждения, ощущение), то она принадлежит тому, кто это чувство испытывает. Тот, к кому это чувство испытывают, получает своего рода "объедки с царского стола", потому что любовь - это до мозга костей эгоистичное чувство.

Я люблю - значит, я испытываю немыслимое наслаждение, я переживаю некое фантастическое ощущение. Я в этом случае "снимаю пенки", причем даже если эта любовь - неразделенная. Если же она еще и взаимная, то количество "снимаемых мною пенок" стократ увеличивается, однако это мои дивиденды с моей любви. То, что находится "по ту сторону" - чувства и переживания любимого мною человека - это его дело, его состояние, его крест или его манна небесная. Это все его, и он за все, с ним происходящее, сам и ответственен - если любит в ответ, то "снимает пенки", причем очень и очень "пенистые", если не любит, то ничего не снимает, а может быть, и снимает что-то с проявлений моей любви или же вовсе находится в тотальном убытке, вынужденный терпеть абсолютно "параллельные" ему мои страсти-мордасти.

Мы предаемся своим переживаниям, а за ними наш объект любви теряется, ему становится дискомфортно, и он отдаляется, а потому нашим чувствам в такой ситуации суждено стать нашими же мучителями.

Любовь-чувство живет лишь в разлуке; если два человека, любящие свои чувства, а не друг друга, объединятся под сенью общего союза, то все это кончится печально. Об этом, собственно, нам повествует в своей знаменитой сказке "Стойкий оловянный солдатик" великий знаток человеческой любви Ганс Христиан Андерсен. До тех пор, пока стойкий оловянный солдатик стоял на своей полке, а милая балерина - на своей, страсти их разгорались с неистовой силой. Когда же они объединились, то все, что от них осталось, - это штык солдатика да звездочка балерины.

 

Но любовь может быть и не чувством, а отношением. Отношение - это то, что возникает между двумя по принципу: Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.

 Здесь важно не то, что я переживаю, а то, какие переживания я даю возможность испытать любимому мною человеку. В этой любви важно не то, что "я люблю", а то, что человек, которого я люблю, чувствует себя любимым. При этом – нет места разделения – тут любимый хорош, а тут – плох. Тотальное приятие без разделения человека таким, как он есть – вот критерий любви. Формула высшей Любви – Я и Ты – Одно.

 

Послесловие

 

Существует 6 основных страхов:

- Страх бедности

- Страх критики

- Страх плохого здоровья







Сейчас читают про: