Общая характеристика внимания. Объем, концентрация распределение и

переключение внимания

Вниманием называется сосредоточение сознания на каком-либо объекте (явлении) или действии с одновременным отвлечением от остального. Несмотря на быстро меняющуюся обстановку, водитель старается получить как можно более полную информацию о том, что может способствовать или мешать движению автомобиля.

Внимание характеризуется несколькими свойствами. Способность водителя воспринять одновременно несколько объектов, явлений или действий оценивается объемом внимания. Обычно водитель может воспринять одновременно не более 5 объектов. Объем внимания зависит от опыта, психического состояния и условий движения. Так, при ограниченной видимости в течение 1 с можно воспринять одновременно всего 1-2 объекта. На сложных перекрестках при большом числе транспортных средств объем внимания некоторых водителей не позволяет им воспринять всю информацию, необходимую для безопасного управления.

Новую обстановку водитель изучает предварительно путем беглого осмотра. Для этого он пользуется центральным и боковым зрением, изменяет направление взгляда и поворачивает голову. Однако получить полную информацию о всех замеченных при беглом осмотре объектах невозможно. Чтобы изучить особенности объектов, водитель рассматривает их в определенной последовательности на основе преднамеренного (произвольного, активного) внимания. Из всех воспринимаемых объектов выделяются те, с которыми предстоит взаимодействовать при движении автомобиля и которые чаще всего представляют опасность для движения. Такими объектами являются пешеходы, попутные и встречные транспортные средства. Наблюдению за ними на узких дорогах уделяется примерно половина всего времени. Около 25-35 % времени тратится на изуче­ние объектов, расположенных на пути движения автомоби­ля, и 5-25 % на восприятие объектов, с помощью которых водитель ориентируется на проезжей части (дорожные знаки, разметка и светофоры). Если в поле зрения водителя находятся пешеходы, то большую часть времени водитель наблюдает за ними. Следуя за автомобилем-лидером, водитель большую часть времени сосредоточивается на нем, ожидая возможного его торможения или маневра.

Водитель должен уметь переключать внимание с одного объекта на другой, чтобы при необходимости перейти от одних действий к другим, иногда даже противоречащим прежним. У опытного водителя развита такая избирательность, благодаря которой он может сосредоточить все внимание на дорожной обстановке, не отвлекаясь для наблюдения за движениями рук и ног. Преднамеренное внимание позволяет обнаружить опасность в самом начале возникновения сложной обстановки, оценить ее и предупредить нежелательные последствия.

Водитель должен быть готовым сосредоточить внимание непреднамеренно (непроизвольно, пассивно) на объектах и явлениях, возникающих неожиданно (удар колеса о незамеченное препятствие, неожиданное появление помехи на пути движения автомобиля).

В различной дорожной обстановке для восприятия одного и того же явления может потребоваться различная интенсивность (напряжение) внимания. Чем больше интенсивность, тем полнее и отчетливее восприятие, например в опасных ситуациях. Но такие ситуации в течение рабочей смены могут возникать неоднократно, особенно при длительном движении в плотных транспортных потоках, в сложных погодных условиях, в темное время суток. Поэтому у водителя способность к интенсивному вниманию должна отличаться устойчивостью.

Обычно, кроме опасного объекта, внимание охватывает не более трех других объектов. Например, при наличии пешеходов водитель наблюдает за встречными, попутными автомобилями и проезжей частью. Эти объекты могут быть восприняты центральным зрением, если они смещены от объекта, на котором сосредоточено внимание, не более чем на 2°, а боковым - при смещении до 20°. При значительном смещении объекта, большой интенсивности внимания или недостаточной контрастности другие объекты могут быть незамечены. Опытный водитель в течение 1 с может зафиксировать взгляд 3 раза, а в некоторых случаях до 5. Следовательно, минимальное время, необходимое для восприятия одного объекта, 0,2- 0,3 с.

Характер распределения внимания зависит в основном от скорости управляемого автомобиля, интенсивности движения и расположения объектов. При небольшой скорости водитель имеет возможность, изучать дорожную обстановку без спешки. Высокая скорость требует от водителя более интенсивного внимания, время фиксации взгляда на отдельных объектах уменьшается. Так, при увеличении скорости от 40 до 80 км/ч длительность фиксации взгляда сокращается в среднем от 1,0 до 0,6 с.

Пространство, в котором большую часть времени концентрируется внимание водителя на разнообразных объектах, называется полем концентрации внимания. Форма этого поля обычно зависит от очертания воспринимаемой водителем дороги. Если часть дороги закрыта от наблюдения объектами, находящимися на проезжей части или на обочине, то форма поля соответственно меняет очертание. Взгляд водителя останавливается дольше всего и с наибольшей интенсивностью у границ поля, так как именно здесь можно ожидать появления новых объектов.

С увеличением скорости автомобиля водитель старается наблюдать за дорогой на большем расстоянии, и размеры поля концентрации внимания уменьшаются. Причем нижняя граница поля располагается выше, а боковые границы сближаются (рис. 2).

    Рис. 2. Размеры поля концентрации внимания при различной скорости движения автомобиля

Чем больше скорость, тем меньше времени у водителя для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги, не рискуя допустить ошибку в управлении автомобилем. В результате с увеличением скорости он способен воспринять более узкое пространство. Небольшие объекты могут остаться незамеченными на сравнительно большом расстоянии. Затем по мере приближения автомобиля они окажутся вне поля зрения водителя. При скорости 80 км/ч и более вне поля зрения водителя находится участок дороги, расположенный впереди автомобиля на расстоянии 60-120 м. В таких условиях увеличивается опасность наезда на пешехода, который перемещается с обочины дороги к ее центру.

Чем выше интенсивность движения, тем больше вынужден водитель концентрировать внимание на встречных и попутных автомобилях, особенно на узких участках дорог. Поэтому поле концентрации внимания с увеличением интенсивности движения сокращается, так как сближаются его боковые границы. Так, на участке двухполосной дороги с интенсивностью движения 400-500 авт/ч при скорости 60 км/ч поле концентрации внимания вдвое меньше, чем на участке со свободным движением. Следовательно, уменьшается возможность водителя наблюдать за дорогой и объектами на ней слева и справа от полосы, по которой Движется автомобиль. Чтобы увидеть то же число предметов, не увеличивая напряженности внимания, при выезде на участок дороги с более интенсивным движением нужно снижать скорость автомобиля.

При дистанции более 60 м размеры поля концентрации внимания превышают размеры автомобиля-лидера, и водитель имеет возможность наблюдать за дорожной обстановкой. При уменьшении дистанции поле концентрации внимания сокращается. Это сокращение тем больше, чем выше скорость автомобиля. Водитель сосредоточивает внимание на движении лидера, ожидая его торможения. При дистанции менее 25 м напряженность внимания достигает предела, и водитель утрачивает возможность наблюдать за дорожной обстановкой. При движении с большой скоростью из-за сокращения размеров поля концентрации внимания и ограниченного времени, которым располагает водитель, он может не воспринять встречный автомобиль до того, как поравняется с ним.

Распределение внимания зависит также от скорости изменения дорожной обстановки. В частности, при перестроении водитель затрачивает для бокового обзора дороги 0,8-1,6 с, а для осмотра дороги сзади 0,8-1,0 с. При подготовке к пересечению главной дороги время зрительного поиска транспортных средств, пользующихся преимущественным правом, 1,1-1,6 с. Причем чем сложнее ситуация, тем дольше водитель фиксирует взгляд на отдельных объектах.

 

  6. Характеристики ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вестибулярные,   

      световая чувствительность

Основную роль в деятельности водителя играют зрительные ощущения. Благодаря им водитель получает информацию о положении управляемого автомобиля на дороге, объектов на ней, о форме, цвете, размерах этих объектов, о показаниях приборов. Слуховые ощущения дают информацию об источниках звуков (шум от агрегатов автомобиля, звуковые сигналы участников движения). Кожно-мышечные ощущения информируют о положении тела в пространстве и о взаимодействии рук и ног с органами управления, вестибулярные сигнализируют об изменении скорости и направления движения автомобиля, а вибрационные - о состоянии дорожного покрытия и характере работы отдельных частей автомобиля. Обонятельные ощущения могут информировать о наличии в кабине паров топлива и отработавших газов, а тепловые - об изменении температуры на рабочем месте.

У разных людей ощущения неодинаковы. Они зависят от их природных данных, возраста, тренированности и опыта, профессиональных знаний, навыков и других качеств. Опытный водитель точнее начинающего ощущает разницу в освещенности дороги при ограниченной видимости, скорее замечает шумы, типичные для неисправных сопряжений автомобиля. Ощущение у одного и того же человека изменяется в зависимости не только от опыта, но и от его состояния.

Благодаря зрительному ощущению к человеку поступает около 85 % всех сведений, необходимых для управления автомобилем. С помощью зрения человек способен обозревать достаточно большое пространство, оценивать расстояния до объектов и между ними.

       7. Зрение и его характеристики. Острота зрения. Глазомер. Световая адаптация. Ослепление. Изменение поля зрения взависимости от скорости движения и плотности транспортного потока. Зрительные иллюзии и ошибки в оценке дорожной обстановки

      Видимое пространство, которое человек может охватить взглядом при неподвижном глазном яблоке, называется полем зрения. Поле зрения одного глаза при разглядывании белого фона распространяется в среднем к наружной стороне глаза на 90°, к внутренней на 65, книзу на 75, кверху на 65°. Для цветных объектов поле зрения значительно меньше. Так, при голубом цвете оно сокра­щается на 15, а при зеленом на 50> %. Поле зрения двумя глазами составляет 120-130° и практически охватывает все пространство перед автомобилем (рис. 3). Поле зрения не остается постоянным. Оно может расширяться и сужаться. При значительном сужении поля водитель может упустить важные детали дорожной обстановки на перекрестке, например не заметить пешехода, поэтому допустить серьезные ошибки при оценке обстановки. Лица, у которых поле зрения сужено более чем на 20°,

    Рис. 3. Поле зрения человека: 1 — граница совмещения поля зрения; 2 — левого глаза; 3— правого глаза; 4 — поле периферического зрения; 5 — поле центрального зрения; 6 — граница удовлетворительного зрения

к управлению автомобилем не допускаются.

      Способность глаз получать отчетливые изображения предметов, находящихся на разных расстояниях, обеспечивается аккомодацией. Способность различать форму предмета даже на значительном удалении от глаза называется остротой зрения, которая определяется минимальным расстоянием между двумя точками или линиями, когда глаз воспринимает их раздельно. Наиболее острое зрение -центральное в конусе с углом 3-4°, хорошая острота зрения - в конусе 7-8°, удовлетворительное- в конусе 12-14° (рис. 4). Предметы, расположенные за пределами 14°, обычно видны без ясных деталей и цвета. Острота бокового зрения ниже в 4 раза, чем острота центрального. При нор­мальной остроте зрения водитель четко ощущает форму дорожных знаков и все объекты на дороге. Близорукий водитель хорошо видит показания приборов на щитке, но плохо видит дорогу, а дальнозоркий, наоборот, четко видит дорогу и хуже показания приборов.

Рис. 4. Зоны остроты зрения

Зрительное восприятие объекта зависит от его видимости.Видимостью называют возможность различать особенности окружающей обстановки, которая зависит от освещенности предметов и прозрачности воздушной среды. Характеристиками видимости служат дальность и степень видимости. Под дальностью видимости понимают минимальное расстояние, на котором рассматриваемый объект невозможно различить на фоне окружающих предметов. Дальность видимости зависит от яркости объекта и контрастности его относительно фона, а также от скорости движения (табл. 1).

Таблица 1

Объект

Дальность видимости, м, при скорости движения, км/ч
       40                          60                             80
Покрытие дороги (состояние) Встречные автомобили Общее направление дороги        25                          43                             57   200-300                  200-500                     300-500 200-1000                 500-1000                  1000-15 000

Степенью видимости называют возможность различать отдельные детали наблюдаемого предмета. Степень видимости зависит от яркости и контрастности объекта, а также от его освещенности. Видимость ухудшается в темное время суток, в тумане, в дождливую погоду, при снегопаде и движении по пыльной дороге.

В темное время суток зрительное восприятие резко ухудшается из-за плохой освещенности дороги, а также при засвете глаз (ослеплении) водителя светом фар встречных транспортных средств. Фары высвечивают лишь узкое пространство перед автомобилем. Часть дороги и многие предметы на ней не освещаются, и водитель может лишь догадываться о возможных помехах. В освещенной зоне объекты появляются внезапно, и время на их опознание увеличивается. В темное время суток и при плохой видимости водитель может воспринять за 1 с лишь 1-2 объекта.

Большое значение имеет контрастность наблюдаемого объекта и фона. Летом водитель на фоне темной дороги увидит на большем расстоянии пешехода, одетого в светлую одежду, и может не заметить пешехода в темном костюме. Зимой на фоне заснеженной дороги, наоборот, отчетливее выделяются пешеходы в темной одежде, а пешеходы в светлом почти незаметны.

В темное время суток почти невозможно цветоощущение предметов и они различаются не по цвету, а по контурам и яркости. При недостаточной яркости и отсутствии контрастности водитель не различает контуров объектов. Поэтому ночью расстояние обнаружения объектов сокращается вдвое по сравнению со светлым временем, хотя водителю может казаться, что они находятся далеко.

Из-за резких колебаний освещенности дороги в темное время суток зрению водителя приходится приспосабливаться к каждому новому участку дороги. В течение времени адаптации способности различать предметы и оценивать их характеристики ухудшаются еще сильнее. Опасными являются и темновая, и световая адаптация. Если после продолжительного пребывания в темноте включить яркий свет, то в глазах появляется небольшая боль. Однако почти одновременно человек все видит, так как для световой адаптации требуются доли секунды. Для полной темновой адаптации после сильного засвета глаз (в зависимости от силы света, интенсивности его нарастания и индивидуальных особенностей водителя) может потребоваться от нескольких секунд до 2 мин. Для водителя особенно опасно внезапное ослепление на поворотах, на переломах вертикального профиля дороги или на перекрестках.

При управлении автомобилем водитель может неправильно воспринять какие-либо предметы и явления. Такое искаженное восприятие называется иллюзией.

На поворотах или при выполнении обгона дорога может показаться водителю уже, чем на самом деле. Относительно пологие подъемы, следующие за затяжными спусками, воспринимаются более крутыми, круговые кривые -эллипсами, а повороты - более сложными. При искусственном освещении сухое асфальтовое покрытие блестит и кажется мокрым. Если фары автомобиля неправильно отрегулированы, создается иллюзия движения по пересеченной местности: когда фары светят слишком низко, кажется, что автомобиль движется по спуску. Движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, чем в действительности. Этим объясняется, что автомобили темных цветов значительно чаще попадают в ДТП.

Склонность к иллюзиям усиливается при неправильной рабочей позе и ослабленном внимании, при утомлении, алкогольном опьянении, а также под влиянием отрицательных эмоций (сомнения, страх, неуверенность). Надежными средствами борьбы с иллюзиями являются правильный режим труда и отдыха, развитие навыков распределения внимания, знание водителями своего характера и причин возникающих у него иллюзий.

 

      8. Ускорение и вибрации, их влияние на работоспособность и надежность

          водителя

Ощущения равновесия, ускорений, вибраций. Равновесие — это способность воспринимать изменения положения тела в пространстве, а также действия на организм ускорений и перегрузок. В сохранении равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих рефлексов. Статическое равновесие связано с сохранением определенной позы, а динамическое — с восстановлением равновесия в условиях, которые способствуют его нарушению.

Ускорение возникает при изменении скорости или направления движения тела. Прямолинейное ускорение возникает при увеличении или уменьшении скорости движения без изменения его направления (разгон, торможение на прямолинейном участке дороги); радиальное, или центростремительное, ускорение — при изменении направления движения (движение по кривой). Линейные и радиальные ускорения в зависимости от продолжительности их действия условно делят на ударные (до десятых долей секунды) и длительные.

      Направление сил инерции всегда противоположно направлению ускорения. В медицине и биологии часто употребляют термин «перегрузка» (инерционные силы). Перегрузки не имеют размерности и выражаются относительными единицами, показывающими, во сколько раз увеличилась сила тяжести, действующая на тело при данном ускорении, по сравнению с обычной земной гравитацией. В зависимости от направления действия перегрузок по отношению к вертикальной оси тела различают продольные и поперечные перегрузки. При направлении вектора перегрузки от головы к ногам говорят о положительных перегрузках, а от ног к голове — об отрицательных. Кроме того, различают поперечные (спина — грудь и грудь — спина), а также боковые (бок — бок) перегрузки. Направление вектора перегрузки имеет важное значение для определения характера ответных реакций организма. Реакция человека на ускорение определяется рядом факторов, среди которых существенная роль принадлежит величине ускорения, времени его действия, скорости нарастания и направлению вектора перегрузки по отношению к туловищу, а также исходному функциональному состоянию орга­низма, зависящему от многих условий внешней и внутренней среды.

Общее состояние человека при действии ускорений характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, вначале затруднением, а в дальнейшем (при значительных перегрузках) и полной невозможностью движений, особенно конечностями. При больших ускорениях наблюдается расстройство зрения. При своевременном прекращении действия перегрузок происходит нормализация всех функций.

В реальных условиях движения перегрузки, действующие на водителя, невелики. Даже при движении по кривой малого радиуса и при высокой скорости перегрузки теоретически не могут быть больше 5...10g. Если такие ускорения действуют на организм водителя не более 10 с, они не могут вызвать значительных физиологических расстройств. Однако при этом наблюдается изменение тонуса мышц, вследствие чего человек не всегда может выдержать прямолинейное направление движения и ошибается в ту сторону, на которой тонус мышц уменьшается.

Так, при прохождении со значительными скоростями кривых малых радиусов и при последующем выходе на прямолинейный участок водитель рефлекторно смещает автомобиль на наружную сторону дороги, в ряде случаев заезжая на полосу встречного движения.

В результате длительного периодического воздействия ускорений (подъемы и спуски, движения по кривым малых радиусов) возможно возникновение болезненного состояния (так называемой морской болезни). Основные проявления: плохое самочувствие, головокружение, тошнота.

      Вибрация (механические колебания) оказывает существенное влияние на человеческий организм, причем интенсивность и характер ее воздействия зависят от вида колебаний, способа их возбуждения и интенсивности.

Вибрация, как и любая другая форма периодических движений тела около положения равновесия, имеет определенные физические параметры. Основными из этих параметров являются:

амплитуда — наибольшее отклонение вибрирующего или колеблющегося тела от положения равновесия;

частота — число полных колебаний, происходящих в течение 1 с;

период — величина, обратная частоте, т. е. время одного полного колебания.

Под влиянием вибрации в организме наступают различные органические и функциональные изменения, в том числе изменения в системе кровообращения (особенно в кровеносных сосудах), в центральной и вегетативной нервных системах, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Воздействие вибрации может привести к функциональным нарушениям, которые не носят затяжного характера и быстро исчезают после непродолжительного отдыха. Под действием вибраций ухудшает­ся зрительное восприятие, снижается качество внимания, замедляется реакция, понижается точность действия.

     Чаще влиянию вибраций подвергаются водители тяжелых грузовых автомобилей. Наиболее опасными являются резонансные колебания, т. е. колебания, частота которых соответствует собственной частоте колебаний отдельных органов тела. Действием резонансных колебаний можно объяснить нарушение деятельности органов пищеварения и возникновение болевых ощущений в соответствующих областях тела у водителей большегрузных автомобилей. Для уменьшения влияния на организм ускорений и вибраций необходимо тренировать вестибулярный аппарат. Для этого делаются движения, раздражающие его: наклоны, повороты, прыжки, упражнения на батуте, перекладине и т. п. Кроме того, необходимо повторное воздействие на организм угловых и прямолинейных ускорений с помощью вращающихся установок (центрифуги, качели и др.).

 

       9. Утомление и переутомление водителя

 

Основной причиной снижения работоспособности является утомление.

Утомление - это процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. Часто тяжелая напряженная работа выполняется с удовольствием, человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной работы. Работоспособность не является постоянной. Она изменяется в течение дня, суток, недели.

      Первая стадия характеризуется нарастающей работоспособностью. Этот период врабатываемости обычно продолжается 1-1,5 ч, после чего устанавливается оптимальный уровень работоспособности, который сохраняется в течение 2-2,5 ч. В этот период достигаются наилучшие результаты работы при минимальной затрате энергии Поэтому несмотря на то, что наибольшая интенсивность движения бывает в середине дня, в этот период совершается наименьшее число ДТП. Третья стадия характеризуется снижением работоспособности вследствие утомления, которое можно приостановить, устроив перерыв на обед. Уровень работоспособности во второй половине рабочего дня несколько ниже, чем в первой, но характер ее изменения повторяется. При этом периоды врабатываемости и устойчивой работоспособности становятся короче, и третий период - снижение работоспособности - наступает раньше.

Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели. Понедельник соответствует фазе врабатывания, наилучшие показатели наблюдаются от вторника до четверга, а в пятницу и субботу работоспособность наиболее низка.

В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков. У водителя это проявляется, например, в изменении рабочей позы. Он садится более глубоко, сильнее наклоняя корпус вперед или заваливаясь назад. Такая поза затрудняет пользование рулевым колесом, педалями, рычагами, а также наблюдение за дорогой и приборами. Утомленный водитель менее точно выполняет приемы управления, неоправданно часто поворачивает рулевое колесо, пропускает необходимые корректирующие действия.

Положительные эмоции (хорошее настроение) способствуют более быстрому вхождению в нормальный рабочий ритм. Под влиянием эмоционального возбуждения, интереса к работе, ответственности за порученное дело или при опасности водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости. Отрицательные эмоции (плохое настроение) приводят к быстрому утомлению, вызывают чувства неуверенности, сомнений, страха.

На утомление водителя влияют не только характер информации и его отношение к ней, но и ее количественные характеристики, называемые информационной нагрузкой. Часть информационной загрузки для водителя составляет интенсивность движения. При большой интенсивности движения (более 300 авт/ч на двух- и трехполосных дорогах) утомление наступает относительно быстро. Однако при управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте, из-за монотонной обстановки и вынужденной бездеятельности водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения, хотя признаков утомления при этом еще может и не быть.

В течение смены водителю приходится работать в разнообразных условиях, в том числе и в потоках с различной интенсивностью, поэтому он должен быть готов к изменениям своего эмоционального напряжения. Опасным может быть резкое возрастание сложности дорожных условий, переход от монотонных условий к напряженным, например при выезде из тихого переулка на оживленный проспект крупного города. Если водитель, зная о предстоящей смене условий движения,, внутренне подготовился к такому усложнению дорожной обстановки, то эмоциональ­ное напряжение изменится не столь значительно, как при неожиданном переходе.

Уставший водитель может избежать ошибок даже при внезапном усложнении дорожной обстановки, если он будет более внимателен к ней и готов к действиям. Для этого требуется волевое усилие, благодаря которому в течение некоторого времени работоспособность сохраняется на достаточном уровне. Однако любое волевое усилие требует затрат дополнительной энергии, что влечет за собой допол­нительное утомление и учащающиеся ошибки водителя при управлении автомобилем.

Утомление, развивающееся в течение рабочего дня, проходит после отдыха. Если же чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быст­рее обычного, это свидетельствует о переутомлении. Причи­ной переутомления может быть недостаточный отдых. Нередко оно развивается у водителей, ежедневно работаю­щих по 12 ч и более. Переутомление обычно сопровождается повышенной раздражительностью, сонливостью днем и плохим сном ночью, общей слабостью, головной болью, ухудшением памяти и аппетита. При неоднократном появ­лении признаков переутомления следует обратиться к врачу.

Основным средством предупреждения переутомления является правильная организация работы с обязательным полноценным и своевременным отдыхом. Зевота, ощуще­ние тяжести тела, рассеянное внимание, изменение частоты пульса и артериального давления, желание поменять позу или положение рук на рулевом колесе являются первыми признаками утомления. Они не опасны и легко устраняются кратковременным отдыхом. Характерным симптомом утомления являются сонливость и засыпание водителя за рулем, что нередко приводит к ДТП. Утомленный водитель может некоторое время преодолевать сонливость и надежно управлять автомобилем, но засыпание может наступить внезапно. Поэтому если водитель за рулем почувствует сонливость, нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать энергичные гимнастические упражне­ния. Продолжать путь можно только после снятия сонли­вости.

Для предупреждения сонливости или заторможенного состояния, вызываемого монотонными условиями движе­ния, можно включить радиоприемник, беседовать с пасса­жиром, жевать кислые конфеты или сушеные фрукты. Согласно действующему законодательству, продолжи­тельность ежедневной работы водителей при 6-дневной неделе не должна превышать 7 ч, а накануне выходных дней 6 ч. При этом время на подготовительно-заключитель­ные работы включается в состав рабочего времени. При 5-дневной рабочей неделе продолжительность смены опре­деляется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности. В тех случаях, когда невозмож­но соблюдать указанный режим работы, допускается введе­ние суммированного учета рабочего времени. Причем продолжительность рабочей смены не должна превышать 10 ч, а с разрешения министерства (ведомства) и ЦК проф­союзов - не более 12 ч.

В течение рабочего дня также нужно чередовать труд и отдых. Если движение продолжается 3-5 ч, необходимо примерно через час делать 5-10-минутный перерыв, во время которого полезны кратковременные (2-3-минутные) физические упражнения для мышц спины, рук и ног. После 2-го и 4-го часа работы целесообразно выпить сладкий чай, кофе.

Особое значение для водителя имеет правильно органи­зованное питание, так как нарушение режима и плохое качество питания приводят к быстрому нарастанию утомле­ния и заболеваниям. Нежелательно изменять привычное время обеда и заменять горячие блюда холодной закуской. Водителям, совершающим дальние рейсы, рекомендуется брать с собой горячую пищу в термосе. Правильный режим работы и отдыха водителя является основой борьбы с утомлением и переутомлением.

Работоспособность снижается при болезненном состоя­нии водителя, после употребления им алкоголя или нарко­тиков и в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.

 климат кабины. Регулировка сиденья и спинки должны обеспечить положение тела водителя, исключающее излиш­нее мышечное напряжение и способствующее наилучшей обзорности.

Загрязнения, повреждения и завешивание стекол, а также подвешивание различных безделушек, сокращающих -поле зрения водителя, недопустимы, так как ухудшают условия обзорности и приводят к более быстрому утомлению.

      Микроклимат кабины характеризуется температурой воздуха, его влажностью и скоростью движения. Температура воздуха в кабине должна быть в пределах +15...+25 "С, а наиболее благоприятная температура +18...+20 "С. Пониженная температура воздуха уменьшает быстроту и точность движений, а работа при повышенной температуре быстрее утомляет водителя, снижает его внимание и увеличивает время реакции. Эффективной мерой снижения температуры воздуха при сильной жаре является вентиляция кабины. Большая влажность воздуха при высокой температуре может быть причиной перегрева тела человека, а при низкой температуре способствует его переохлаждению и простуде. Для большинства людей нормальной является влажность воздуха       30-70 %.

         10. Стрессовое состояние. Способы его предупреждения и преодоления. Приемы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния. Понятие об аутогенной тренировке. Предрейсовая тренировка

        Под влиянием сильных эмоций у человека иногда возникает состояние, которое называют стрессом. Сресс (напряжение) может возникнуть и у водителя в сложной дорожной обстановке. Различают эвстресс и дистресс. Эвстресс - "хороший" стресс, характеризующийся мобилизацией функций организма. Дистресс - "плохой стресс", когда сильные эмоции приводят к истощению организма, угнетению его психофизиологических возможностей, что выражается в снижении работоспособности и дезорганизации поведения человека.

Для уменьшения влияния отрицательных эмоций реко­мендуется аутогенная тренировка, которая заключается в самостоятельном настрое перед рейсом. Например, водитель мысленно говорит: "Сегодня я должен быть спокойным, внимательным, дисциплинированным, тогда я не совершу дорожно-транспортного происшествия..." Повторение с полной серьезностью этих слов помогает снять эмоцио­нальное возбуждение, избавиться от неуверенности, вну­шить себе спокойствие перед выездом в рейс. Подробнее об аутогенной тренировке можно узнать из специальной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: