Здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Исследованием проблемы формирования здоровьесберегающей среды в школе занимались такие учёные как Брехман И.И, Виленский М.Я, Вишневский В.А., Зайцев Г.К., Ирхин В.Н., Казин Э.М., Калачёв Г.А., Лищук В.А., Мосткова Е.В., Татарникова Л.Г. и многие другие.

Изучив и проанализировав их работы, можно сделать вывод, что термин «здоровьесберегающая педагогика» собирательный. Он включает в себя:

1. Педагогическую систему, основанную на разумном приоритете ценности здоровья, которую необходимо воспитать у учащихся и реализовывать при проведении учебно-воспитательного процесса;

2. Образовательную систему, провозглашающую приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающую его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей;

3. Область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учётом интересов здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающая педагогика базируется на здоровьесберегающих технологиях. Осво­ение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образо­вательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье через образование.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — сово­купность приемов, форм, методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. К таковым относят:

· здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии;

· здоровьесберегающие образовательные технологии;

· здоровьесберегающие медицинские технологии;

· здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

· здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выгля­дит так:

1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

2)  признание педагогами школы своей солидарной ответ­ственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими техно­логиями;

4) реализация полученной подготовки на практике, в тес­ном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими уча­щимися и их родителями.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

•  условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

•  соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

•  необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В основе здоровьесберегающих технологий в образовании лежит идея сбережения здоровья обучающихся, что само по себе является элементом права на здоровье.

Сбережение здоровья обучающихся как один из ведущих принципов государственной политики в сфере образования раскрывается в законе РФ «Об образовании». Жизнь и здоро­вье человека рассматриваются в качестве приоритетных напра­влений деятельности государства. Охрана здоровья обучаю­щихся относится к компетенции государственных органов Российской Федерации, субъектов РФ, осуществляющих Управление в сфере образования.

Образовательное учреждение, в свою очередь, несет ответ­ственность за создание в образовательном учреждении необхо­димых условий для работы подразделений организаций обще­ственного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса определяется, в том числе, документами, закрепляющими существенные моменты его построения, определяют существенные условия построения учебного процесса в целях сохранения здоровья обучающихся. Например, к ним можно отнести:

— установление единого максимально допустимого количе­ства часов в неделю с учетом ее продолжительности для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения;

— включение в максимально допустимую нагрузку обучаю­щихся часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах с соблюдением требования о том, что обяза­тельная нагрузка не может превышать предельно допустимую;

— построение школьного расписания уроков с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся отдельно для обязательных и факультативных занятий;

— планирование факультативных занятий в дни с наимень­шим количеством обязательных уроков;

— организация 45-минутного перерыва между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий;

— ограничение продолжительности уроков в школах до 45 минут;

— соблюдение требования обучения младших школьников в первую смену при сменном режиме работы учебного заведе­ния;

— ограничение длительности непрерывного применения в учебном процессе технических средств обучения до устано­вленных норм (в среднем 15-20 минут);

— обеспечение условий восстановления работоспособности обучающихся в течение дня путем установления нормативной продолжительности, максимальном использовании свежего воздуха, подвижных игр;

— применение методов профилактики утомляемости, нару­шения осанки, зрения, к которым относят ограничением по плотности учебной работы на уроках по основным предметам до 80% и проведение на уроках физкультминуток и гимнастики для глаз;

— удовлетворение биологической потребности школьников в движении путем включения предметов двигательно-активного характера;

— организация домашних заданий с учетом возможностей их выполнения и учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Вне­дрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптив­ной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квали­фикации и обучение педагогов на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: