Сущность, формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Управление это целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистемой для достижения общих целей. Субъекты управления в образовательных учреждениях: директор, заместители директора, учителя, учащиеся и их родители. Современная педагогическая тенденция в менеджменте: неформальные, демократические, гибкие способы и методы управления. Цель управления заключается в совершенствовании применяемых решений теми, кого они непосредственно затрагивают – это и есть демократизация. Под принятием управленческого решения понимается принимаемый самостоятельно каждым субъектом управления план действий.

Методы управления – это пути (способы) реализации принципов управления для достижения намеченных целей. В педагогической теории и практике существуют методы управления процессами (директор школы управляет нормальным протеканием учебно-воспитательного процесса) и методы руководства (директор школы руководит людьми, осуществляющими учебно-воспитательный процесс).

Обратимся непосредственно к методике управления здоровьесберегающей средой в образовательном учреждении.

Вне­дрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптив­ной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квали­фикации и обучение педагогов на сегодняшний момент - одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Опыт успешного внедрения подобных технологий в образовательный процесс учреждений, формирова­ния адаптивной образовательной среды уже имеется и доста­точно ярко обобщен в работах Гладышевой О.С., Галеевой Н.Л., Рапопорт И.К. Предложены технологии формирования моделей «школ здоровья» путем изменения как содержания образова­ния и системы оценки качества знаний, так и путем изменения формы и статуса образовательного учреждения. Всё это требует долгосрочные программы мероприятий и стройной государственной политики, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников. Мы можем выделить следующие признаки государственной заинтересованности в здоровье нации:

1. процент национального дохода на финансирование здравоохранения;

2. борьба за экологическую чистоту;

3. борьба с наркозависимостью;

4. поддержка массовых видов физической культуры: шейпинг, аэробика, забеги, проплывы;

5. формирование «моды» на двигательную активность, на закаливание, на здоровый образ жизни;

6. обеспечение возможности рационального питания.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо прини­мать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.  В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предпола­гает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащих­ся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здо­ровья обучающихся, в том числе за счет:

— реальной разгрузки содержания общего образования;

— использования эффективных методов обучения;

— повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

— организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

— улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

— рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Таким образом, на этой основе в ближайшие годы должны быть разработаны и апробированы перспек­тивные модели здоровьсберегающего образовательного процесса в образовательных уч­реждениях различных типов и видов.

Особенно важны в решении проблем сохранения и укрепления здоровья, следующие задачи науки:

· выявление причинно-следственных связей и разработка научных моделей;

· разработка новых технологий и их компонентов;

· экспериментальное обоснование новых моделей здоровьесберегающей среды;

· разработка средств и методических приемов экспертизы;

· экспертиза любых педагогических нововведений;

· просвещение учителей;

· просвещение родителей.

  Не менее значимы и задачи школьной администрации:

· соблюдение СанПиНов;

· внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;

· обеспечение переподготовки кадров;

· организация системной работы по охране и укреплению здоровья, формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни;

· создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;

· влияние на социальные, экономические и психологические факторы;

· организация контроля над динамикой состояния здоровья педагогов, учащихся.

 Следует выделить и задачи учителя:

· просвещение учащихся;

· мотивация учащихся;

· создание эффективного психологического климата в классе;

· выбор адекватных средств и методов;

· индивидуальный подход;

· взаимодействие с семьей;

· влияние на микросоциум;

· привлечение к работе родителей;

· фиксация проблем.

Особо подчеркнём задачи родителей:

· создание условий для академических занятий ребенка;

· создание условий для оздоровления ребенка;

· формирование морали, социальных установок;

· формирование мотивации;

· передача культурных традиций;

· взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;

· влияние на психологические внутришкольные факторы.

Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у учащихся:

· формирование собственной мотивации к здоровью;

· формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;

· изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;

· нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.      

Школа может и должна заниматься изучением проблем здо­ровья, потому, что это — важнейшая категория, характеризую­щая условия формирования конкретного человека, становле­ния и развития его психических и духовных качеств, физиче­ского совершенства, целевой жизненной установки.

Какой же должна быть школа со здоровьесберегающей сре­дой?

Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-меди­ко-социального сопровождения учащихся на каждом возраст­ном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским пока­зателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.

Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека. «В комплекс показателей должны быть включены оценка физического развития обучающихся и оценка их физической подготовленности, а также комплексная оценка состояния здоровья путём распределения школьников на группы здоровья. Систематически должны анализироваться показатели заболеваемости учащихся по количеству случаев и дней пропусков занятий по болезни». [24, с.107-108]

Исследования различных подходов к решению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих проблем позволили определить основные направления деятельности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях и ступенях его организации. В обобщенном и проверенном опытом многолетней работы варианте все направления деятельности можно сгруппировать следующим образом:

·       Создание модели экологически комфортной образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесса не провоцирует (сдерживает) развитие патологических изменений;

·      Разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе:

·      Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного процесса на основе компетентностного подхода;

·       Внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности;

·        Разработка технологии здоровьесберегающего сопровождения учащихся в образовательном процессе.

Попытаемся раскрыть роль общеобразовательных учреждений, педагогических коллективов в реализации идеи здоровьесбережения, основная суть которой состоит в следующем:

1. Практически каждое общеобразовательное учреждение в наше время в качестве ключевых определяет следующие три задачи: во – первых, не провоцировать ухудшении состояния здоровья каждого ученика, во – вторых, по мере возможности укреплять его и развивать, в – третьих, готовить ученика к здоровому образу жизни, воспитывая у него культуру здоровья.

2. Как показывают исследования, объективно педагогический коллектив осознает, что достичь этого возможно лишь при условии, если будет создана в образовательном учреждении здоровьесберегающая, здоровьеформирующая, здоровьеразвивающая образовательная среда.

3. В качестве ведущих условий создания такой среды должны выступать, во-первых, высокая компетентность в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса (учителей, руководителя школы, учеников и родителей). Вторым важнейшим условием является наличие ресурсных возможностей и умелое их использование руководителями образовательных учреждений в управлении. 

В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно-развивающее (гуманно-личностнное) образование, ведущий постулат которого – признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка.

Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения. Эта работа требует объединения усилий образования, здравоохранения, культуры. Необходима не про­сто координация деятельности образовательного учреждения в решении этой задачи, а комплексная целевая программа упра­вления развитием мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ) современного школьника. В термин «здоровый образ жизни» включается:

1. категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни;

2. комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды;

3. активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека;

4. организация всех сторон своего бытия, позволяющая увеличить продолжительность жизни и повысить её качество;

5. поведение, позволяющее экономить время и деньги на услугах здравоохранения.

Школа является социальным, функциональным органом, который способствует рождению у человека опыта саморегу­ляции здоровой жизнедеятельности. Проведение системной целенаправленной работы по созданию комплексной психо­лого-педагогической поддержки формирования потребности в ЗОЖ учащихся ведет к серьезным изменениям в развитии школы, захватывая все уровни — от управления образователь­ным учреждением до отношений в классе.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения. Задумываешься над вопросом: какой ценой дается образование? Невольно стано­вишься перед выбором: так все-таки, здоровье или образова­ние?  [18, с. 60]

Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема сегодня уже имеет решение. Осво­ение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образо­вательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье через образование.

Здоровьесберегающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организованно так, чтобы включить учащихся в активную образовательную деятельность. 

Значимой проблемой является и содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья детей, подростков, молодежи.

И, наконец, ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании мы рассматриваем профессиональную компетентность учителя, его личную культуру здоровья. Культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Таким образом, здоровьесбережение как одно из основных направлений в работе школы даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом и при активизации как внутреннего, так и внешнего ресурсного потенциала.

Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются:

1) научно - методическое обеспечение;

2) законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;

3) создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;

4) использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

5) формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;

6) эффективное медицинское обеспечение в школе. [18, с. 20]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: