Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы.
При переходе школы на позиции сбережения здоровья предполагаются изменения в различных сферах работы образовательного учреждения, и педагоги являются ключевыми фигурами, способными осуществить их. Это требует от учителей ориентации на определённый ценностный смысл как в личной, так и в профессиональной деятельности. Поэтому администрация школы, решив начать оздоровительную работу, должна отчётливо понимать, что этапу внедрения здоровьсберегающего подхода должен предшествовать подготовительный период, предполагающий профессиональную подготовку педагогического коллектива. В содержании такой подготовки можно выделить две стратегические задачи:
1. организацию учебного процесса таким образом, чтобы минимизировать школьные факторы риска;
2. формирование у школьников ориентаций на здоровый образ жизни и культуру здоровья.
Была проведена диагностика с целью выявления уровня здоровьесберегающей деятельности в нашем образовательном учреждении. Для решения этой задачи необходимо было осуществить самообследование своего образовательного учреждения с позиций наличия или отсутствия необходимой здоровьесберегающей деятельности. Результаты такого анализа стали стартовыми показателями в ходе внедрения здоровьесберегающих технологий, а также явились точкой отчёта в последующем мониторинге, оценивающем эффективность проводимых преобразований. Для проведения диагностики была использована матрица, разработанная кафедрой здоровьесбережения в образовании Нижегородского института развития образования.
|
|
В матрице предлагается оценить здоровьесберегающую деятельность школы по пяти позициям. Результаты позволили выделить те проблемы в здоровьесберегающей деятельности, которые необходимо решить, чтобы внедрить у себя системную модель школы, содействующей сохранению здоровья участников образовательного процесса. Планируя преобразования, выделили следующие задачи:
1. Необходимость разработки программы «Школа – территория здоровья» (пункт 2.2 настоящей квалификационной работы);
2. Создание координационного совета здоровьеберегающей программы.
Программа «Школа – территория здоровья» МБОУ СОШ
г. Междуреченск
В Концепции модернизации Российского образования определена важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является сохранение здоровья участников образовательного сообщества. С целью сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни обучающихся, была разработана программа «Школа – территория здоровья».
|
|
Сроки программы: 2011-2015гг.
Форма подведения итогов реализации программы: педсовет.
Цель программы:создание благоприятных условий для формирования физически здоровой, психологически и социально адаптированной к воздействиям окружающей среды личности.
Определение задач деятельности по здоровьесбережению, обусловили сведения о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
З адачи программы:
1.Создание оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса.
2.Формирование устойчивой мотивации учащихся в здоровом образе жизни.
3.Разработка системы мер по оздоровлению школьников.
4.Реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
5.Проведение пропагандистской работы в вопросах формирования здорового образа жизни.
6.Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся.
Планируемые результаты:
1.Улучшение условий в школе для занятия физкультурой и спортом, в том числе занятиями по лыжной подготовке.
2.Повышение интереса и доли обучающихся, участвующих в спортивных мероприятиях разного уровня.
3.Формирование осознанного отношения участников образовательного процесса к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
4.Повышение качества профилактической работы.
5.Отсутствие у 100% младших школьников навыков вредных привычек.
6.Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости по «школьным болезням».
7.Создание Банка данных о динамике здоровья обучающихся.
Реализация программы ведется в нескольких направлениях:
1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
2.Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности.
3.Организация физкультурно-оздоровительной работы.
4.Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами и родителями.
5.Профилактика и мониторинг состояния здоровья обучающихся.