Глава 1. Теория и практика управления процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………1  

Глава 1. Теория и практика управления процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении…..6-27

1.1Современные подходы к проблеме формирования

здоровьесберегающей среды в образовательном  учреждении ………..6

1.2Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения. ……...11

1.3Школьные факторы риска…………………………………………….13

1.4 Сущность, формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении………...19

Выводы по первой главе………………………………………………….28-29

 

Глава 2. Особенности формирования здоровьесберегающей среды

             в МБОУ СОШ г. Междуреченск……………………………30-48

2.1Готовность школы к здоровьесберегающей деятельности…………30

2.2 Программа «Школа – территория здоровья» МБОУ СОШ

г. Междуреченск………………………………………………………32

Выводы по второй главе………………………………………………….49

Заключение ……………………………………………………………….50-52

Список литературы……………………………………………………….53-58 Приложения……………………………………………………………….59-84

                Приложение 1………………………………………………..59

               Приложение 2………………………………………………..62

               Приложение 3………………………………………………..66

               Приложение 4………………………………………………..69

 

 

Введение

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

  В ходе модернизации современного образования в реализации программы «Наша новая школа» Президентом РФ определена важность работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников.

       Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к своему здоровью. Вопрос заботы о здоровье обучающихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

       В педагогической литературе достаточно активно ведется разработка теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды. В исследованиях Брехмана И.И, Виленского М.Я, Вишневского В.А., Зайцева Г.К., Ирхина В.Н., Казина Э.М., Калачёва Г.А., Лищук В.А., Мостковой Е.В., Татарниковой Л.Г., Янушканец О.А.  раскрываются теоретико-методологические основы педагогики здоровья. Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды нашли также свое отражение в работах Айзмана Р.И, Берсеневой Т.А., Бдиновой Н.Г., Ильюшенкова В.В., Кучма В.Р., Куинджи П.Н.,  Литвиновой Н.А, Чумакова Б.Н., Шорина Ю.П.

Однако, несмотря на достаточную изученность данной проблемы, следует отметить, что ряд вопросов остаётся открытым, что подчёркивает необходимость её более основательного изучения. Неразработанность вопроса поиска наиболее оптимальных форм и методов организации деятельности по оздоровлению учащихся в условиях школы обусловлена следующими противоречиями. С одной стороны, между высоким уровнем заболеваемости населения и необходимостью сохранения и развития здоровья учащихся; с другой стороны, между отсутствием системы работы в школе и необходимостью разработки программ по здоровьесбережению. Перечисленные противоречия обуславливают необходимость поиска новых, нетрадиционных путей организации школьников в целях сохранения их здоровья, что и стало проблемой нашего исследования. Актуальность исследования и проблемы обусловили выбор темы научно-практического исследования: «Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении ».

Объект исследования:   здоровьесберегающая деятельность в школе.

Предмет исследования: управление формированием здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.

Цель нашего исследования - научно обосновать и экспериментально проверить эффективность предложенной программы по управлению формированием здоровьесберегающей среды школы.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем положение о том, что управление процессом здоровьесбережения комплексно, с использованием программы, будет более эффективно, если:

 – управление предусматривает создание здоровьесберегающей среды, формирующее осознанное здоровьесберегающее поведение;

– программа по здоровьесбережению включает в себя ценностно-целевой, содержательный, технологический и контрольно-оценочный компоненты;

– обеспечивается реализация и интеграция основных направлений деятельности образовательного учреждения: образовательного, оздоровительно-профилактического, социально-психологического, мониторингового, профессионально-ориентированного, консультативного;

– состояние сформированности здоровьесберегающей среды образовательного учреждения регулярно отслеживается на основе адаптивных критериев и показателей с целью своевременного внесения коррекционных мер.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. Выявить основные подходы к сохранению здоровья учащихся в деятельности общеобразовательного учреждения, выделить школьные факторы риска.

2. Определить сущность, формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды;

3.  Разработать критериальную базу оценивания качества внедрения здоровьесберегающей программы в образовательном учреждении;

4. Оценить эффективность внедрения здоровьесберегающей образовательной программы в МБОУ СОШ г.Междуреченска.

В ходе работы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный), опрос (анкетирование, беседа), диагностические методы (тестирование, метод компьютерной диагностики).

Теоретическая основа исследования базируется на анализе исследовании теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Эмпирической базой исследования является МБОУ СОШ г. Междуреченска. 

Практическая значимость работа может оказать помощь педагогам, в организации и управлении здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.

Структура исследования: выпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения. 

 

 

Глава 1. Теория и практика управления процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: