Школьные факторы риска

Здоровье - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма ученика.

Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те факторы (школьные факторы риска — ШФР), которые негативно ска­зываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

1. Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).

2. Интенсификация учебного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).

5. Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и ук­репления здоровья.

6. Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни.

7. Отсутствие стратегии здоровья, основанной на социальной ценности здоровья и ответственности человека перед обществом за своё здоровье и общества перед человеком за его здоровье.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:

* комплексно и системно;

* длительно и непрерывно (в течение 11 лет, ежедневно).                

Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона — ребенок. Специальные исследования Ин­ститута возрастной физиологии РАО показывают, что микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно.

Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в про­цессе деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограни­чения времени в процессе любой деятельности. Доказано, что это сильнейший стрессорный фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного «цейтнота» школьник живет в течение  11-ти  лет школьного обучения. Ограничение времени неиз­бежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка ощу­щать свою несостоятельность, испытывать недовольство взрослых и т.п. При этом ограни­чение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Решение этой проблемы требует не толь­ко изменения положения ребенка в школе и, возможно, законодательной защиты его прав и здоровья, но и серьезного изменения профессиональной подготовки педагогов.

Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников. Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка.

Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Интенсификация идет различными путями: первый (откры­тый) — увеличение числа учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов). Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляе­мость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая со­противляемость организма и т.п. нарушения. Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсифика­ции учебного процесса, утомлению и переутомлению.

Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учесть ин­дивидуальные особенности ребенка оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80 %). Число та­ких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным Института возрастной физиоло­гии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 — психоневрологических отклонений, в 3 — патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья углубляются, усиливаются, стано­вятся хроническими и комплексными. Причем отмечается высокая зависимость роста от­клонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

Важно отметить, что в организации учебного процесса в школе нет мелочей, все значи­мо, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка, также сказываются и гигиенические условия обеспечения учебного процесса, такие как:

· условия освещённости;

· воздушно-тепловой режим;

· воздействие шума;

· санитарно-гигиеническое состояние школы;

· экологические факторы;

· гигиенические требования к использованию мультимедийных средств обучения;

· организация питания школьников;

· требования к школьной мебели.

Все эти условия регламентированы Санитарными правилами и нормами, но еще не реализованы в большинстве школ России.  

Также весьма велика роль учителя в решении проблемы оздоровления школьников. Основные направления учительской деятельности по оздоровлению учащихся изложены в следующей схеме, предложенной Левиным Э.А.:

Схема 1

Роль учителя в оздоровлении школьников


 
Знакомит своих подопечных с наукой о здоровом образе жизни – валеологией. Установленные ею закономерности должны лечь в основу индивидуального плана оздоровления каждого ученика


   

 

 

 


[20, с.101]

Можно ли полностью исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей?     Несомненно, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса.

Все вышеперечисленные школьные факторы риска можно разделить на две категории:

1. Корректируемые – действия, которых можно в некоторых случаях урегулировать;

2. Устранимые – негативное действие которых можно снять или нейтрализировать.

Существует также категория неизбежных факторов риска. К ним относят эндогенные факторы (возрастные, половые, наследственные), а также экзогенные внешкольные факторы (экологические и экономические). Мы обязаны учитывать неизбежные факторы, но мы не имеем возможности на них воздействовать.

Итак, в комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влия­ния школьных факторов риска можно выделить три направ­ления:

научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и ис­следовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические ос­новы здоровьесберегающей деятельности;

прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;

организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

Исходя из вышеперечисленных школьных факторов риска, мы можем выделить следующие принципы здоровьесбережения в образовательном учреждении:

1. не навреди;

2. принцип поддержания интереса к двигательной и познаватель­ной активности;

3. действенный приоритет здоровья;

4. принцип непрерывности и преемственности;

5. принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;

6. принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

7. комплексный, междисциплинарный подход к организации обучения;

8.  медико-психологическая компетентность учителя;

9. принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;

10. приоритет позитивного подкрепления над негативным;

11. приоритет активных методов обучения;

12.приоритет сочетания охранительной и тренирующей стратегий здоровьесбережения в школе;

13. принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье;

14. принцип отсроченного результата;

15. принцип контроля над результатами здоровьесберегающей деятельности.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: