Выводы по второй главе

В рамках реализации программы «Школа - территория здоровья»  администрация, педагогический коллектив и медицинские работник работают в тесном сотрудничестве. По совместно разработанным планам проводится диагностика по здоровьесберегающей деятельности школы, разработана система показателей и методического обеспечения проведения мониторинга, результативности работы, ведется курсовая подготовка для педагогов образовательного учреждения.

Администрация школы в рамках эксперимента провели разработку, адаптацию программ, позволяющих сохранять здоровье школьников и педагогов:

- программа тестирования качества здоровья (комплексная оценка состояния здоровья детей);

- программа повышения психологической компетентности по вопросам здоровьесбережения участников образовательного процесса;

- программа создания здоровьесберегающего пространства и организации двигательного режима;

- программа повышения компетентности родителей по здоровьесбережению.

На каждом этапе реализации экспериментального проекта педагогический коллектив образовательного учреждения последовательно и целенаправленно решает организационные, методические, аналитические и проектные задачи.

Заключение

1. Изучение исследований Айзмана Р.И,   Берсеневой Т.А.,  Бдиновой Н.Г., Брехмана И.И, Виленского М.Я, Вишневского В.А., Зайцеа Г.К., Ильюшенкова В.В., Ирхина В.Н., Казина Э.М., Калачёва Г.А., Литвиновой Н.А, Лищук В.А., Мосткова Е.В., Татарникова Л.Г и других авторов, позволяет выявить содержание процесса управления формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

        Школа со здоровьесберегающей сре­дой – прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возраст­ном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским пока­зателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.

2. Исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы, позволило определиться в научных и концептуальных основах и практической реализации управления формированием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, как в общей теории, так и в частности, управлении здоровьесберегающей средой в МБОУ СОШ г. Междуреченска:

1. управление здоровьесберегающим процессом в общеобразовательных учреждениях является актуальной теоретико-методологической проблемой в общей теории педагогического управления;

2. выявлены следующие управленческие основы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:

· использование эффективных методов обучения;

· повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

· формирование мотивации и потребности у педагогов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе;

· организации мониторинга состояния здоровья детей;

· отказ от авторитарного стиля преподавания;

· обеспечение переподготовки кадров;

· улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

· рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха;

· уделение большого внимания к здоровью педагогов (организация санаторно-курортного лечение, проведение индивидуальных консультаций с педагогами по их психологической разгрузке, нормализации эмоциональной сферы).

3. Показателем эффективности внедрения здоровьесберегающей программы в  МБОУ СОШ г. Междуреченска являются следующие результаты:

- по результатам мониторинговых исследований наблюдается положительная динамика по всем экспериментальным показателям;

- в образовательном учреждении в рамках проведения экспериментальной работы создаются здоровьесберегающие условия для всех участников образовательного процесса;

- администрация, педагогический коллектив учреждения чётко организуют жизнь детей, уделяют большое внимание формированию инициативы и самостоятельности учащихся, обеспечивают высокое качество образовательных услуг, контролируют объём и время выполнения учащимися домашнего задания, что, по мнению большинства родителей, положительно влияет на здоровье детей и подростков;

- в школе ведётся большая работа по созданию системы для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, улучшению эмоционально-психологического климата и формированию коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

- за время реализации экспериментального проекта в образовательном учреждении разработана система показателей и методического обеспечения проведения мониторинга результативности работы;

- в ходе эксперимента все участники образовательного процесса были обеспечены необходимой информацией для формирования собственных установок, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

С помощью проведенного исследования удалось:

- определиться в научных и концептуальных основах и практической реализации управления формированием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении,

- выявить состояние проблем управления здоровьесберегающей средой в МБОУ СОШ г. Междуреченска;

- разработать критериальную базу оценивания качества внедрения здоровьесберегающей программы в образовательном учреждении;

- оценить эффективность внедрения комплексной здоровьесберегающей образовательной программы в МБОУ СОШ г. Междуреченска.

- определить недостающие условия для более эффективного управления.

Таким образом, поставленные задачи исследования решены, результаты позволяют говорить не только о верности высказанной гипотезы, но и определить оптимальные подходы к устранению выявленных слабых сторон управления здоровьесберегающей средой в образовательном учреждении.

 

 

Список литературы

I. Законодательные и документальные источники:

1.  Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.2.576-96 от 31.10.96. – М., 1997.

2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года. – М., 2003.

3. Закон об образовании РФ.

4. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования».– М. Издательский дом «Новый учебник». 2003.–208 с.

5. Министерство образования РФ. Приказ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» от 29 декабря 2001 г.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников.

7. Федеральные образовательные стандарты НОО, ООО;

8. Формирование культуры здоровья обучающихся. Материалы Межрегиональной конференции работников образования и здравоохранения. 2005г., Казань, изд. «Школа»;

II. Литература:

1. Ананьев Н.И ., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. – Сургут, 2002.

2. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003.

3. Актуальные проблемы валеологии в образовании // Материалы первой всероссийской конференции. – М., 1997.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М., 1997. – 492 с.

5. Баевский P.M., Берсенева А.П., Максимов А.Л. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебн.-метод. пособие. В двух частях. Ч.1. - Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996, - 55 с.

6. Баранов А.А., Матвеева Н.А.Здоровье школьников: Пути его укрепления. Красноярск, Изд-во Красноярского ун-та, 1989.-184

7. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. – 1999, № 8.

8. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208с.

9. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье ц,етер[// Магистр.-1999, №3.-С.30-39.

10. Безруких М.М., Николаева Л,П., Макеева А.Г. Профамма «Будь здоров» (формирование целостного отношения дошкольников и младших школьников к собственному здоровью) // Актуальные проблемы валеологаи в образовании. Мат.1 Всеросс, научно-нракт. конф.-1997.-С. 30-31.

11. Бережков Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей школьного возраста и основные факторы ее определяющие // Человек. Культура. Здоровье. – М., 1997.

12. Борков Е.В., Исаев А.П., Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа// Физиология человека.- 2001,.№5.

13. Виленский М.Я. Процессуальные характеристики формирования здорового образа жизни учащейся молодежи// физическая культура-основа здорового образа жизни.-Самара.1996.

14. Волкова С.С., Кружило Г.Г., Ляхова И.Н., Левин М.И. Формирование навыков здорового образа жизни в системе непрерывного образования // Проблемы здоровья, физического воспитания и безопасности детей и учаш;ейся молодежи Севера. Тезисы докладов на научно-практ, конф.- Мурманск, 1993.-С. 43-44];

15. Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе. – М., 2002. – 270 с.

16. Вульфов Б.З., Синягина Н.Ю. - Мир образования.- К проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников.- №3.-2007.-С.4-12.

17. Галева Н.Л. Каждая школа – это школа здоровья / Н.Л. Галеева // Директор школы. - № 9, 2010. – С. 98-104.

18. Гладышева О.С. Системная модель здоровьесберегающей школы / О.С. Гладышева // Директор школы. - № 6, 2010. – С. 98-104.

19. Гладышева О.С. Системная модель здоровьесберегающей школы / О.С. Гладышева // Директор школы. - № 7, 2009. – С. 94-100.

20. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство.// Педагогическое образование и наука.2002.-№3.

21. Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб., 2001.

22. ЗарубаН.А. Современная школа: этап реформирования- Кемерово, 1999.-41с.

23. Здоровьесберегающее образование / научно-практический журнал. – М., 2009. - № 2. – 128 с.

24. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина.М.:Триада-форм,2002.-114с.

25. Зюзина Т.Н. Проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе. - М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. 280 с.

26. Ильющенков В.В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. – СПб., 1993. – 336 с.

27. Казанникова А.В. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды в начальной школе полного дня Диссерт. канд. пед. наук, 2002.

 

28. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2000. – 192 с.

29. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий/ Начальная школа №11, 2005г.

30. Касаткин В.Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации, М.: Подкова, 2000. - 150с.

31. Касаткин В.Н. Комплексная программа здоровья в школе// Школа здоровья.-1997, №3.-с. 7-19

32. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях: методическое пособие / под ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКРО, 2006. - 213 с.

33. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Монография - М.-2003.,-224 с.

34. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. Метод, нособие - М.: Аспект Пресс, 2000.-139с.

35. Левин Э.А. Путь к оздоровлению духа и тела / Э.А. Левин // Директор школы. - № 7, 2008. – С. 96-101.

36. Обсуждается проект новых СанПиН / Е.Ушакова // Директор школы. - № 2, 2010. – С. 98-101

37. Полетаева Н.М. Педагогика и здоровье.- СПб.: ЛОИРО. 2004.-165с.

38. Поташник М.М., Ямбург Е.А., Матрос Д.Ш. Управление качеством образования/ Под ред. Поташника М.М.-М., 2000.-441с.

39. Рапопорт И.К. Методика измерения результатов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения / И.К. Рапопорт // Директор школы. - № 10, 2008. – С. 86-94.

40. Рапопорт И.К. Методика измерения результатов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения / И.К. Рапопорт // Директор школы. - № 9, 2008. – С. 96-106.

41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

42. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие (См.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/22.php, по состоянию на 17.11.11)

43. Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Проспект методического пособия для руководителей образовательных учреждений, педагогов, психологов, методистов, участников эксперимента. М., 2001.

44. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320с.

45. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272с.

46. Современный подросток. Материалы всероссийской конференции с международным участием. Общ. ред. акад. Баранова А.А. и проф. Кучмы В.Р. Изд. НЦЗД РАМН. М., 4-5 дек.2001 г. -365стр.

47. Сухарев А.Г. Здоровье   и физическое воспитание детей и подростков.- М.: Медицина, 1991.- 272с.

48. Сухарев А.Г., Цыренова Н.М. Технология обучения, способствующая укреплению здоровья детей в современной школе. Методическое пособие. М.: МИ00,2004-56 с.

49. Уланова С.А. Управление развитием здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении: учебно-методический комплект для слушателей программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» / С.А. Уланова; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. – 72 с.

50. Харисов Ф.Ф., Касаткин В.Н., Чечельницкая СМ. Как превратить обычную школу в школу здоровья// Народное образование.-1999.-№ 6.-С.151-158

51. Чепурных Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования// Магистр.-1999, №3.

52. Шамова Т.И., Шклярова О.А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе//Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - №1. Москва, 2008 г.

53. Шаровой П.П. Школа здоровья-школа благополучия// Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России. Материалы Всерос. Форума по политике в области общественного здоровья. М., 1999.

54. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М.: "Елен и К", 1997. – 224 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  Педагогические условия Критериальные показатели
1 2 3

Оценивание управленческой деятельности

Наличие программы развития школы и представленность в ней указанного направления деятельности · да/нет · сроки программы · соответствующее нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности
Наличие инициативной группы (координационного совета и т.п.) · да/нет · состав совета · план работы и его реализация
Ресурсное обеспечение деятельности школы по проблеме здоровьсбережения · объём финансирования деятельности · наличие необходимого кадрового потенциала · наличие инфраструктуры школы для реализации деятельности в этом направлении  
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм: - состояние мебели и её соответствие возрастным показателям; - соблюдение светового режима; - организация питьевого режима; - организация питания; - состояние туалетов. Соответствие требованиям Сан-Пин · да/нет · показатели освещённости (лк) · очистка воды, кипячение · наличие горячего сбалансированного питания · витаминизация · буфет  
Адекватность расписания нормам нагрузки: - начальная школа; - средняя школа; - старшая школа. Уровень урочной нагрузки (включая факультативы) в часах
Учебная нагрузка: - начальная школа; - средняя школа; - старшая школа. Время, затраченное на занятиях в школе + выполнение домашнего задания (количество часов в неделю)
Соблюдение компьютерной безопасности Соответствие помещений и режима работы требованиям СанПиН Осведомлённость педагога в этих вопросах
Системный многоуровневый мониторинг показателей: - состояния здоровья; - состояние психологического климата в школе; - воздействие на учащихся урочной деятельности. · Перечень показателей, отслеживаемых в школе · регулярность определения · наличие карт на учащихся · уровень конфликтности по вертикальным и горизонтальным связям (тест Дембо) · коэффициент продуктивности

Оценивание здоровьесберегающего потенциала образовательного процесса

Технология проведения уроков: - начальная школа; - средняя школа; - старшая школа. Соотношение традиционных и интерактивных приёмов (%)
Наличие специальных предметов по культуре здоровья: - начальная школа; - средняя школа; - старшая школа. · да/нет · анкеты по результатам · ценностные установки
Физическая культура: - начальная школа; - средняя школа; - старшая школа. · количество часов в неделю · авторы программ · мониторинг физических показателей здоровья · занятия на свежем воздухе · количество педагогов ОУ, участвующих в этой деятельности
Обучение педагогов основам здоровьесберегающих технологий · сроки обучения · какие курсы окончили, сколько человек · количество педагогов ОУ, участвующих в этой деятельности

Оценивание воспитательного процесса в школе

Общешкольные мероприятия по здоровью и физической культуре   · периодичность · наименование
Кружковая работа по спортивной работе и ЗОЖ · количество детей, посещающих кружки (перечислить)
Профилактическая работа во внеурочное время, волонтёрство · наличие, направление работы · регулярность
Педагогическое условия Критериальные показатели
Деятельность психолога в системе здоровьсбережения Аспекты деятельности
Работа с родителями по проблемам здоровья Наличие системы работы (перечислить)
Оценивание коммуникативной культуры в школе Работа психолога с учителями и учащимися по освоению диалоговой культуры общения · да/нет · анкеты на владение коммуникативными навыками для учеников и педагогов

Оценивание работы школы по проблеме профессионального здоровья педагога

Профессиональное развитие педагогов школы для оптимизации трудовой деятельности Повышение квалификации: регулярность, чем владеет
Владение современными здоровьесберегающими подходами Перечислить
Культура здоровья Личные и профессиональные ценности (анкеты)
Питание · регулярность · сбалансированность
Физическая культура · зарядка дома (да/нет) · занятие физкультурой и спортом в школе, секции · регулярность
  Профессиональные ценности педагога Анкеты

 

 

Приложение 2

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения:

В ходе посещения уроков координатор программы по здоровьесбережению обращает внимание на:

1. Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трёх.

5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.

6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъект действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность применения технических средств обучения (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Позу учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке:

- между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность- пассивность);

- между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учёт возрастных особенностей: достаточный – недостаточный).

13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

14. В конце урока следует обратить внимание на плотность урока (т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу). Норма: не менее 60 %, но и не более 75-80 %.

15. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в первом классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16. Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», не времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;

- задерживание учащихся в классе после звонка на перемену.

При анализе урока, который лучше проводить, оставшись наедине с педагогом так, чтобы никто не мешал, лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов на личность учителя. Важно не затормозить проявление инициативной, творческой тенденции в работе учителя, поскольку именно это способно уменьшить переутомление как учителя, так и его учеников. Проведение анализа урока в форме доверительной беседы, обсуждения гораздо более продуктивно, чем директивные, безапелляционные суждения. От профессионального умения проверяющего будет зависеть, как воспримет учитель полученные рекомендации, и отразиться ли это в конечном итоге на уровне его мастерства.

Приложение 3 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: