Топливный бак на автомобиле может быть установлен один или их может быть несколько. Объем топливного бака должен обеспечить пробег автомобилябез заправки, равный 400…600 км. Топливный бак 5 (рис. 7.5, а) состоит из двух сварных частей, отштампованных из стали, а внутренняя поверхность бака покрыта тонким слоем свинца. Внутри баки имеются перегородки, повышающие жесткость конструкции и уменьшающие перемешивание топлива. В верхнюю часть бака вварена заливная горловина 8, закрываемая пробкой 7.
Иногда для удобства заправки бака топливом используют выдвижную горловину, имеющую сетчатый фильтр. Если заливная горловина установлена на боковой стенке, то верхняя часть бака соединена с ней трубкой, по которой воздух выходит из бака при его заполнении топливом. На верхней стенке топливного бака расположены датчик 4 указателя уровня топлива и кран 6, соединенный трубкой с фильтром-отстойником 1. Внутри бака находится трубка 17, имеющая в нижней части фильтр 18, а другим концом соединяющаяся с краном 6. В днище бака установлен отстойник, и в отверстие для слива осевших на дно механических примесей и воды ввернута пробка.
|
|
Рис. 7.5. Элементы системы питании:
а- общий вид бака; б и в —пробка горловины с открытыми выпускным и впускным клапанами, 1 -фильтр-отстойник; 2 — кронштейн крепления бака; 3 —хомут крепления бака; 4— датчик указателя уровня топлива в баке; 5—топливный бак; 6 -кран; 7— пробка бака; 8 —заливная горловина; 9 —облицовка пробки, 10 —резиновая прокладка; 11 -корпус пробки; 12- выпускной клапан; 13 —пружина выпускного клапана. 14 —впускной клапан; 15 —рычаг пробки бака; 16— пружиня впускного клапана; 17— приемная трубка; 18- сетчатый фильтр, установленный в баке
Топливные фильтры необходимы, так как механические примеси и смолистые вещества, содержащиеся в топливе, засоряют жиклеры карбюратора, приборы системы питания, топливопроводы, что может привести к прекращению подачи топлива в двигатель. Вода, попадая в систему питания, вызывает коррозию металла, а при низкой температуре замерзает, перекрывая топливоподачу. Для отделения от топлива воды и крупных механических примесей применяют отстойники, а для очистки топлива от мелких механических примесей - топливные фильтры тонкой очистки.
Фильтр-отстойник (рис. 7.6) состоит из корпуса 3, отстойника 8 и фильтрующего элемента 6. Прокладка 2 уплотняет соединение корпуса с отстойником. Фильтрующий элемент собран из пластин 12 толщиной 0,14 мм. На пластинах имеются отверстия 13, по которым проходит топливо, два отверстия 15 для установки пластин на стойках 7 и выступы 14 высотой 0,05 мм. Пакет пластин надет на стержень 10, пружиной 11 пластины плотно прижаты одна к другой и к корпусу. В собранном состоянии между пластинами остаются щели, через которые проходит топливо. Крупные механические примеси и вода, имеющаяся в топливе, собираются на дне отстойника и через отверстие, закрываемое пробкой 9, их периодически удаляют. Механические примеси крупнее 0,05 мм задерживаются на внешней поверхности фильтрующего элемента, а очищенное топливо поступает в полость корпуса и по топливопроводу 1 в топливный насос.
|
|
Рис. 7.6. Филътр-отстойник:
1 —топливопровод к топливному насосу; 2 — прикладка корпуса; 3— корпус-крышка, 4 — топливопровод от топливного бака; 5 —прокладка фильтрующего элемента; 6—фильтрующий элемент; 7 —стойка; 8 отстойник; 9— сливная пробка; 10 —стержень фильтрующего элемента; 11 — пружина; 12— пластина фильтрующего элемента; 13 —отверстие в пластине для прохода очищенного топлива; 14 — выступы на пластине; 15 —отверстие в пластине для стоек; 16 — заглушка; 17 —болт крепления корпуса-крышки
Фильтры тонкой очистки (рис. 7.7, б) могут быть выполнены либо с сетчатым, либо с керамическим фильтрующим элементом. Основными частями фильтра тонкой очистки являются корпус 1, стакан-отстойник 5 и фильтрующий элемент 4. Резиновая прокладка 3, расположенная между корпусом, фильтрующим элементом и стаканом-отстойником, обеспечивает их плотное соединение. В прокладке есть прорези, выполненные по радиусу, для прохода топлива в полость стакана-отстойника.
Фильтрующий элемент сетчатого фильтра представляет собой стакан, изготовленный из алюминиевого сплава. На внешней поверхности стакана имеются ребра, на которые намотана и закреплена при помощи пружины латунная сетка. В собранном виде фильтр тонкой очистки удерживают скоба и винт 7. Керамический фильтрующий элемент — пористый материал, обеспечивающий лабиринтное движение топлива.
Топливо поступает через отверстие 2 в стакан-отстойник, проходя через фильтрующий элемент, оставляет на его поверхности механические примеси и через отверстие 8 направляется к карбюратору.
Рис. 7.7. Фильтры тонкой очистки топлива с фильтрующими элементами:
а -сетчатый; б —керамический; 1 — корпус; 2 — входное отверстие; 3 -прокладка; 4 -фильтрующий элемент; 5 —съемный стакан-отстойник; 6 —пружина; 7 —винт крепления; 8 -выходное отверстие
Топливопроводы, изготовленные из медных, латунных или стальных трубок, соединяют приборы топливной системы. На стальные трубки наносит антикоррозионное покрытие (олово, свинец, медь)..
Топливный насос подает топливо из бака и карбюратор. Насос (рис. 7.8) состоит из трех основных частей: корпуса 14, головки 5, крышки 1 с винтом крепления 2.
В корпусе на оси установлено коромысло 9, прижимаемое пружиной 8 к эксцентрику распределительного вала. Вильчатым концом коромысло охватывает шток 13 мембраны 7, отжимаемой вверх пружиной 13. Рычаг 10 ручной подкачки топлива установлен в корпусе на валике и удерживается в крайнем нижнем положении пружиной 8.
Мембрана, состоящая из четырех лепестков ткани, пропитанной лаком, зажата между корпусом и головкой. Шток закреплен в центральной части мембраны между двумя тарелками. В нижнюю тарелку упирается пружина 13. В головке насоса смонтированы два впускных 6 и один выпускной 15 клапаны, изготовленные из бензостойкой резины. При наличии двух впускных клапанов увеличивается подача насоса. Под впускными клапанами установлен сетчатый фильтр 3. Когда коромысло через шток опускает мембрану вниз, над ней создается разрежение, а пружина 13 сжимается. Вследствие разрежения открываются впускные клапаны и топливо, пройдя сетчатый фильтр, заполняет полость над мембраной. Перемещение мембраны вверх происходит под действием сжатой пружины 13, когда при обратном ходе вильчатый конец коромысла не удерживает шток 12. Под давлением топлива выпускной клапан открывается (впускные клапаны в это время закрыты), топливо поступает в полость головки 5 и далее через фильтр тонкой очистки в карбюратор.
|
|
Рис. 7.8. Топливный насос:
1 — крышка; 2- соединительный шланг; 3 —сетчатый фильтр: 4- резиновая прокладка; 5 — головка насоса; 6 - впускной клапан; 7 — мембрана; 8- возвратная пружина коромысла; 9— коромысло; 10 —рычаг ручной подачи топлива; 11 —упорная шайба; 12 — шток; 13 -пружина мембраны; 14 корпус насоса; 15- выпускной клапан; 16 —штуцер отвода топлива; 17 —штуцер подвода топлива; 18 —контрольное отверстие