Представление о количестве и счете

    Методика №1.

Название: «Путаница»

Цель: выявление сформированности представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления и произвольной памяти.

Возраст: 5-7 лет.

Ход: цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

    Методика №2.

Название: «Какой цифры не стало?»

Цель: выявление сформированности представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления и произвольной памяти.

    Возраст: 5-7 лет.

Ход: также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

Представление о величине.

    Методика №3

Название «Тест-картинки»

    Возраст: 5-7 лет.

Оборудование: Тест-картинки с изображением предметов разных величин.

Цели: Выявление величины как признака, различение и называние величины предмета. Оценка умения устанавливать отношения между двумя предметами по величине.

Ход:

а) Сравнение предметов на уровне узнавания и называния:

-по длине;

-по ширине;

-по высоте;

- по объему;

по глубине.

    Методика проведения. Словесная инструкция

    Педагог предлагает рассмотреть ребенку предложенныекартинки - задания: «Посмотри на рисунок. Назови всё, что на самом деле выше, чем чайник».

«… назови всё, что на самом деле короче верёвки», «… шире полотенца», «…уже кресла», «…длиннее карандаша»

«На какой из картинок мальчик выше девочки?», «… девочка выше мальчика, но ниже дерева», «…корабль находится ближе к маяку и дальше от лодки», «… кисточка короче карандаш», «…гриб ниже цветка», «… рыба плывет глубже» и т. д.

    б) Выстраивание предметногоряда по величине.

Оборудование: Тест-картинки с изображениями предметов разных величин (до 10): по высоте – деревья; по длине – ленточек; по ширине – ленточки; колеса; по толщине – матрешки; грибы; по глубине – пособие «На морском дне».

Цели: Выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, наличия соотносящих действий. Оценка умения выделять и показывать пространственное положение предметов в группе из 8предметов.

Ход: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки с заданиями и отметить цифрами сериационный ряд.

Инструкция: «Расставь предметы по высоте: от самого высокого к самому низкому (по длине, ширине и т. д.). Обозначай свой выбор цифрами».

Аналогично выполняется задание в порядке возрастания(от самого низкого, например.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

    Методика№ 5.

Название: Разложи карандаши (коврики)

    Возраст: 5-7 лет.

Цель: Выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, наличия соотносящих действий.

Ход: На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания. Разложи коврики. Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

Представление о форме.

    Методика №7

Название: «Эталоны» (по О. М. Дьяченко)

    Возраст: 5-7 лет

Оборудование: тетрадь из 5 листов, на каждом из них расположены пять картинок, изображающих различные предметы. Под картинками изображена фигура-эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Цели: Выявление способности соотносить сенсорные эталоны формы с формой предметного изображения, и реальных предметов.

Выявление особенностей овладения действиями соотнесения свойства предметов к заданным эталонам.

Ход: 1) Ребенку дают мозаику и говорят: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурку под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигуру, и поставь их рядом».

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

    Методика№ 8.

Название: «Систематизация объектов по форме»

    Возраст: 5-7 лет

Цель: выявление уровня развития действий логического мышления на материалесистематизации объектов по величине и форме.

Оборудование: тетрадь из девяти страниц, на каждой - квадратная таблица из 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний – убывающими по величине кругами, левая колонка заполнена геометрическими фигурами: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры саамы крупные, правая колонка заполнена теми же фигурами, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены.

Ход. Под таблицей внизу на каждой странице расположены по 3 фигуры, которые ребенок должен разместить в пустых клетках в соответствии с формой и величиной этих фигур. Числа указывают на правильное расположение фигур в пустых клетках таблицы. Клетки пронумерованы слева направо и сверху вниз с 1 по 16.

Ход: Перед вводной задачей педагог говорит ребенку: «рассмотри внимательнотаблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку» (ребенок рассматривает таблицу). «А теперь рассмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей – три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, в которые их нужно поставить, отмечены крестиком. Посмотри внимательно для какой фигуры поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

После правильного выполнения вводного задания дается инструкция к основным заданиям» «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки. Найди их места в таблице и отметь те клеточки, куда их надо поставить. На каждом листочке у тебя будет отмечено по три клеточки».

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.

    Методика № 9

Название: «Художники» (на плоскости листа).

    Возраст: 5-7 лет

Цель: Выявлениесформированностипространственных отношений на плоскости листа (верхний левый/правый угол, нижний левый/правый угол, центр)

Оборудование: Лист бумаги, простой карандаш и шаблоны геометрических фигур;

Ход: Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги и предлагает порисовать: «Я буду говорить, что надо нарисовать и где – в каком месте листа, а ты должен безошибочно выполнять команды. Обводить шаблоны будешь простым карандашом. Готов?»

«Нарисуй в правом верхнем углу квадрат. Слева от него овал. Теперь в центре листа – многоугольник, под ним – прямоугольник» и т. д. (Педагогу необходимо использовать всё пространство листа. Формулировки команд должны содержать наречия и предлоги, с помощью которых описывается расположение предметов в пространстве.

За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.

Высокий уровень: 5 баллов.

Средний уровень: 3-2 балла.

Низкий уровень: 1 балл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: